Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе
статья (3 класс) по теме

Эффективность использования приема развития критического мышления "Зигзаг" на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

С переходом на новый образовательный стандарт изменился поход к образовательному процессу. Приоритетная цель обучения на сегодняшний день  - научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

На уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы, при которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.

На уроках окружающего мира и литературного чтения, начиная с 3 класса, очень хорошо зарекомендовал себя прием «Зигзаг».

Данный прием мною был выбран неслучайно:

  1. в статье учебника содержится большой объем информации;
  2. хотелось активной работы каждого ученика на уроке.

Работа строилась классически:

  1. Предварительная работа учителя. Текст разбивался на логически завершенные части; составлялись наводящие вопросы или указывались опорные слова; в соответствии с этим составлялись карточки.
  2. Групповая работа. Коллектив делился на равные группы, в каждой группе количество участников соответствовало количеству частей текста. Карточки отмечались разными цветами (например, карточка 1 - зеленая, карточка 1 - желтая и т.д.); на них указывался номер страницы, где необходимо искать информацию. В каждой группе по одной карточке разного цвета.  Ученик, выбирая карточку, видел номер страницы, вопросы или опорные слова, и самостоятельно прорабатывал свою часть текста. Через определенное время звучал сигнал о смене групп: теперь группы собирались по номерам карточек. В этих группах ребята обменивались той информацией, которую они смогли выделить как основную. На этом этапе каждый мог еще раз проговорить информацию и проконтролировать  свою работу. Через определенное время звучал сигнал, и ребята возвращались в свои первичные группы. Теперь каждый участник проговаривал другим свою часть работы, которые, в свою очередь, по ходу рассказа либо заносили данные в таблицу, либо составляли опорный конспект по теме урока. После очередного сигнала каждая группа составляла кластер по одной из частей темы. Представлял кластер необязательно тот ученик, кто прорабатывал именно эту часть. Выступающим мог быть любой участник группы, выразивший свое желание защищать творческий продукт. На первых порах группа получала конверт с нужными и лишними опорными словами для кластера, затем, когда принцип был усвоен, ребята сами составляли схемы, выбирали необходимые данные.
  3. И обязательно -  рефлексия. Словесную оценку своего выступления получал выступающий. В группе ребята оценивали работу каждого: насколько точно и полно был раскрыт вопрос. И каждый оценивал себя лично, через прием «Лесенка успеха». Также по моей просьбе ребята продолжали одну из фраз (на их выбор):
  • Сегодня на уроке я сумел….
  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ….

Даже для слабоуспевающих детей создавалась «ситуация успеха».

Данный прием эффективно использовать при закреплении тем по русскому языку. Так, при обобщении знаний о глаголе как части речи, учащиеся работали по 4 вопросам: прошедшее время, настоящее время, будущее время и неопределенная форма глагола. На выходе должна быть заполнена таблица, в которой были графы: «Вопросы», «Вид», «Изменяются по…», «Особенности», «Примечание».

Самое сложное  при такой форме работы - решиться. Буквально за два первых занятия мои ребята уяснили, что от них требуется. А через пять попросили все дальнейшие уроки, по крайней мере, по окружающему миру строить именно с применением «Зигзага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

"Методические приемы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе"

В номинации "Мои методические находки" я решила представить коллекцию упражнений, выполненных в ПО для интерактивной доски elite Panaboard.Представленные упражнения показывают возможность использовани...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

«Использование приемов мотивации на уроках в начальной школе».

Студенческая конференция по теме: «Я – молодой специалист»...

использование приемов и методов Ассоциации в начальной школе

методы и приемы ассоциации в начальной школе...