использование приемов и методов Ассоциации в начальной школе
методическая разработка

Ухинова Цыцыкма Александровна

методы и приемы ассоциации в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс776.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс « Использование приёмов ассоциации на уроках в начальной школе»

Вступление.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер - классе.

Прием обратной связи "Лайк".

Я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то покажите лайк, а если нет - дизлайк.

Спасибо за поддержку, начинаем.

Не так давно мы с детьми знакомились с отрывком стихотворения . Посмотрите на эти картины, какое стихотворение зашифровано ?(И.А.Бунин " ЛЕС....")

- что помогло вам расшифровать?

Ассоциации обнажают сущность человеческой мысли
 с удивительной отчетливостью.
Ф. Гальтон

Обратимся к словарю

Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.

В своей практике применение ассоциативного метода реализую через систему упражнений.

Суть  приема состоит  в том, что на каждое слово, каждую строчку надо придумать картинку, изображение ( МНЕМОТАБЛИЦА)

сейчас попробуем приемом ассоциации выучить стихотворение И.АБунина "Вечер"

 

  1. Одним из таких упражнений является "Символизация"

суть его заключается в том, что ребята , посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы учебного материала.

на уроке литературы, учитель может предложить настроение, характер и поведение отдельных героев.

  1. ассоциативная цепочка. 

На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке. Например, тема «Весна». Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: тепло, ручьи, трава, птицы, солнце, праздники, каникулы. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме.

Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление. Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например, дается слово «сложение», детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: плюс – компоненты сложения –первое слагаемое – второе слагаемое –сумма – результат сложения.

На уроке математики, к примеру, прием «Бег ассоциаций» можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: «Круг». Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.

Прием “Сбор ассоциаций”

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.

Например, чемодан (отпуск, лето, море, сумка, путешествие и т. д.), озеро (вода, лето, купание, Байкал, красота, природа).

С учениками 1 класса использовали данный прием при сочинении загадок. Сначала загадывали слово, которое будет отгадкой. Затем записывали все ассоциации к этому слову. И на последнем этапе работы сочиняли загадку, используя слова-ассоциации. Например, загадали слово солнце, записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.

Итогом работы стала загадка: «Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»

Прием ассоциативного запоминания. В своей работе при изучении словарных слов использую фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.

Звуковой метод ассоциации:

- Дед в деревне.

- Машина у Маши.

- Дети дежурные.

- Пенал моют пеной.

- Павел в пальто.

- Собака Соня.

- Лопата сломана.

(Созвучие под ударением)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_1.jpeg

Работа над словарными словами

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_2.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_3.jpeg

Часто использую на своих уроках графические ассоциации – мнемотехнику (по схожести изображения).

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц (заяц любит кушать капусту)

Общий признак: назначение, цепь питания

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_4.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_5.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_6.jpeg

Задание: На что похожа буква Л? 

Мнемотаблицы также использую для описательных рассказов по лексическим темам, а также на уроках русского языка при изучении однокоренных (родственных) слов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_7.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_8.jpeg

Работа с текстом сказка «Три медведя»  https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_9.jpeg

Задание: Отгадай что это за сказка?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_10.jpeg

Разучивание стихотворения Константина Бальмонта «Осень»

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_11.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_12.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4ff3d798c41/1362136_13.jpeg

Работа по использованию данного метода обучения дает эффективный результат: дети не только проявляют интерес к учебе, принимают активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, но имеют и хорошие результаты в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.

К. Паустовский отмечал, что у человека, одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоции человека. Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека. Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то. Это — самостоятельное создание новых, оригинальных образов.

Таким образом, значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке приятные чувства и эмоции, ему интересно, не страшно, он увлечён, то он будет хорошо учиться, а если учащийся на уроке равнодушен, проблем в его учебной деятельности будет много.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА. лайкни

Предлагаю поиграть в игру « Доскажи слово»

Я провела для вас Мастер………(класс)

Это раз,

Он полезен был для ……..(нас)

Это два.

Ну, а в-третьих пусть сейчас

Аплодисменты прозвучат для……(вас)

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Я думаю, что используемые сегодня методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

Эффективность использования приема развития критического мышления "Зигзаг" на уроках в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

«Использование приемов мотивации на уроках в начальной школе».

Студенческая конференция по теме: «Я – молодой специалист»...