«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 имени В.Ф.Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Мещерякова Лариса Борисовна
учитель начальных классов,
ГБОУ ООШ №20
г.о. Новокуйбышевск
г. Новокуйбышевск, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Введение……………………………………………………….3
Противоречия………………………………………………….4
Цель и задачи……………………………………………… ….4
Ожидаемые результаты………………………………………4
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Основные направления педагогического сопровождения
детей с ОВЗ…………………………………………………….5
Педагогическая диагностика …………………………………6
Деятельность ПМПк………………………………………… 7
Направления коррекционно-развивающей работы………….7
Индивидуальные занятия с обучающимися с ОВЗ…………..9
Мониторинг образовательного процесса ……………………10
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРОВ……………………………..11
- ВЫВОД……………………………………………………… .. 12
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 13
1. Актуальность
СЛАЙД 1
Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми же универсальными учебными действиями и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.
Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Введение системы интегрированного образования детей с ОВЗ в практику образовательных учреждений поставило перед нами ряд задач, среди которых ключевыми являются организация необходимого сопровождения детей данной категории.
Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современным гуманистическим тенденциям и государственной политике.
СЛАЙД 2
В ГБОУ ООШ № 20 осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих тяжелые нарушение речи) с 2006 года.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, а также родителей.
Однако успешность реализации интегрированного обучения затрудняет введение в Самарской области системы нормативного бюджетного финансирования: в штате образовательных организаций отсутствуют учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи (специалисты психологической службы), в том числе и в нашем учреждении, в котором открыты и функционируют интегрированные классы.
Исходя из этого, можно выделить следующие противоречия:
1) между необходимостью осуществления сопровождения детей с ОВЗ специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом;
2) между отсутствием возможности ввести в штатное расписание школы специалистов психологической службы.
Данные противоречия определили проблему необходимости организации педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.
СЛАЙД 3
Цель: организовать работу по сопровождению детей с ОВЗ в условиях отсутствия специалистов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Пройти обучение по проведению педагогической диагностики детей с ОВЗ;
- Изучить методику проведения коррекционно-развивающих занятий;
- Использовать оборудование, полученное в рамках областной целевой программы «Доступная среда» с целью активизации познавательной деятельности на практике;
- Привлечь к проведению развивающих занятий с детьми с ОВЗ волонтеров из числа старшеклассников.
В результате достижения цели можно ожидать новые образовательные результаты: повышение познавательной активности детей с ОВЗ, формирование устойчивого интереса к изучению предмета, развитие коммуникативных навыков учащихся.
2. Содержание работы по сопровождению детей с ОВЗ.
В ГБОУ ООШ № 20 осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих тяжелые нарушение речи) с 2006 года. В создавшихся условиях в нашей школе сопровождение детей с ОВЗ осуществляется учителями начальных классов.
ГБОУ ООШ № 20 имеет определенный опыт работы в этом направлении. Невозможно организовать эффективное обучение детей в условиях обычного класса, если педагоги не владеют необходимыми технологиями. Именно поэтому учителя начальных классов прошли обучение на курсах повышения квалификации в Центре специального образования, СИПКРО.
Специалисты «Ресурсного центра» г.о. Новокуйбышевск обучили всех учителей начальных классов нашей школы методам сопровождения детей с ОВЗ, осуществлению коррекционной направленности образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.
Учителя начальных классов обучены проведению педагогической диагностики, составлению индивидуальных коррекционных программ, проведению коррекционно-развивающих занятий.
СЛАЙД 4
Основными направлениями педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются следующие:
-Педагогическая диагностика;
-Разработка программ индивидуальной и фронтальной работы коррекционной направленности образовательного процесса;
-Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
-Мониторинг уровня речевого развития детей.
Педагогическая диагностика обучающихся, имеющих нарушение речи, проводится учителями начальных классов два раза в год (на начало года и на конец года), на основании ее результатов составляется программа индивидуальной коррекционной работы.
СЛАЙД 5
Для диагностики детей с ОВЗ используется адаптированный вариант тестовой методики диагностики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. У детей исследуются следующие компоненты языковой системы: слоговая структура слова, фонематическое восприятие, навыки словообразования, навыки словоизменения, навыки языкового анализа, связная речь, лексический строй речи.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи.
Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемы ошибок.
Результаты диагностики оформляются протоколом.
СЛАЙД 6
Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем начальных классов при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и выборе методов обучения и коррекции. Учитель разрабатывает индивидуальную программу развития обучающегося, которая рассматривается и утверждается на ПМПк.
СЛАЙД 7
Деятельность ПМПк (психолого-медико педагогического консилиума) включает в себя: проведение диагностики учащихся, разработку коррекционно - развивающих программ, создание системы мониторинга индивидуального уровня развития детей, создание условий для взаимодействия и обмена опытом учителями ОО.
На консилиум учитель предоставляет:
-Результаты диагностики в форме педагогической характеристики
Фиксирует:
- Трудности, которые испытывает ребенок в различных педагогических ситуациях;
- Особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;
- Особенности самочувствия.
Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
Коррекционная работа с учащимися осуществляется через реализацию индивидуальных и фронтальных программ развития на уроках, индивидуальных занятиях, работу в домашних условиях.
Индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ направлена на развитие компонентов языковой системы, совершенствование психологической базы речи, основные направления коррекционно-развивающей работы:
I. Познавательно - речевое развитие • Развитие словаря. • Формирование и совершенствование грамматического строя речи. • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. • Развитие связной речи и навыков речевого общения. • Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность. • Развитие математических представлений.
II. Художественно – эстетическое развитие Художественное творчество • Рисование • Аппликация. • Лепка.
Музыка • Слушание. • Музыкально-ритмические движения. • Пение. • Игра на детских музыкальных инструментах.
III. Социально – личностное развитие • Подвижные игры. • Дидактические игры. • Сюжетно-ролевые игры. • Театрализованные игры.
IV. Физическое развитие • Основные движения. • Общеразвивающие упражнения. • Спортивные упражнения. • Подвижные игры • Спортивные игры.
СЛАЙД 8 Реализация индивидуальной программы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
СЛАЙД 9
На уроке коррекционная работа реализуется через: знакомство с темой урока, минуткой чистописания, словарной работой, динамической паузой, работой по карточкам.
Один раз в неделю я провожу индивидуальное занятие с обучающимися с ОВЗ. Для проведения занятий используются разнообразные дидактические развивающие игры, направленные на развитие зрительного, слухового внимания, памяти, мыслительных операций, связной речи.
СЛАЙД 10
Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Большую помощь в проведении групповых и индивидуальных занятий оказывает оборудование, полученное школой в рамках областной целевой программы «Доступная среда в Самарской области» на 2011-2015 годы. Использование полученных ресурсов позволяет сделать занятия интересными, познавательными и увлекательными.
Приведу несколько примеров использования оборудования.
СЛАЙД 11
Тактильная игра «Рисуем на песке»
В осознании образных представлений большую роль играет работа руками и использование осязательных ощущений и игры с песком помогают в развитии моторики и графических навыков.
СЛАЙД12
«Пирамида приключений» представляет собой развивающий набор с комплектом интерактивных элементов на гранях .позволяет развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука», навык взаимодействия в группе.
СЛАЙД13-14
«Тактильная дорожка»
Прогулка по такой дорожке босыми ногами обогащает тактильный опыт ощущениями.
«Кубики» позволяют развить ловкость и аккуратность. Дают представление о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.
СЛАЙД 15
«Тактильная пирамида»
Пирамидки, имеющие тактильные поверхности различной текстуры, идеально подходят для развития навыка тактильного различения и умений распознавать и сортировать предметы на ощупь.
Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных и итоговых результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса определяется степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, осуществляемого в школьном учреждении на развитие школьника. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы школьного образования .
Система мониторинга индивидуального уровня развития детей включает в себя Педагогическую диагностику уровня речевого развития;
Самостоятельные работы;
Контрольные работы;
Домашние работы;
Анкеты для родителей.
СЛАЙД 16
Большая роль в коррекционной работе отводится родителям детей с ОВЗ Однако им также необходима помощь учителя. С родителями детей с ОВЗ я провожу анкетирование, индивидуально беседую по итогам диагностики, провожу индивидуальные консультации, привлекаю их к участию в акции «Образование для всех», провожу родительское собрание по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ», периодически знакомлю родителей с электронным журналом «Мы вместе» (издает Ресурсный центр), в котором содержатся методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ (развития высших психических функций, развитие речи). Родители также могут получать консультации специалистов РЦ.(учителя-логопеда, педагога -психолога)
Введение системы интегрированного образования детей с ОВЗ в практику образовательных учреждений поставило перед нами ряд задач, среди которых, ключевыми являются, организация необходимого сопровождения детей данной категории, а также формирование к ним толерантного отношения со стороны ближайшего окружения.
СЛАЙД 17
В целях реализации, этой важнейшей задачи в нашем классе проходят совместные мероприятия нормально развивающихся детей и их сверстников с ОВЗ.
-Экскурсии
- Спортивные соревнования
- Классные часы
- Массовые праздники
-Внешкольные развлекательные мероприятия
-Посещение творческих объединений
-Выставки
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.
СЛАЙД 18
В формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ сверстников существенную помощь может оказать волонтерское движение.
Наше учреждение имеет определенный опыт в организации волонтерского движения с целью оказания помощи детям с ОВЗ.
СЛАЙД 19
Принимая участие в 2009 году в проекте «Образование для всех», реализованном сотрудниками «Ресурсного центра», мы получили опыт привлечения волонтеров из числа старшеклассников для проведения развивающих занятий с детьми с ОВЗ. Эта работа продолжается и в настоящее время.
На базе ГБОУ в 2013-2014 учебном году функционировала территориальная апробационная площадка по теме «Вовлечение обучающихся в волонтерское движение с целью оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, воспитанникам структурных подразделений», в 2014-2015 учебном году школа являлась территориальной опорной площадкой по теме «Организация сопровождения детей с ОВЗ силами волонтеров».
Младшие школьники с ОВЗ с большим удовольствием посещают развивающие занятия, проводимые волонтерами с периодичностью один раз в неделю.
В результате неформального отношения с волонтерами дети становятся более открытыми, приобретают уверенность в себе, обогащается их словарный запас , устная речь становилась более свободной. В конечном итоге это положительно отражалось на учебных результатах, а также на отношении к детям с ОВЗ со стороны их сверстников.
Выводы
В ГБОУ ООШ № 20 созданная модель сопровождения детей с ОВЗ позволяет организовать эффективную работу по освоению образовательной программы данной категорией детей.
Деятельность в данном направлении может быть востребована другими образовательными организациями, заинтересовавшимися нашей деятельностью.
СЛАЙД 20
Список используемой литературы
- Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы работы в интегрированном классе.(пер. с англ.) – М., Прометей, 2005.
- Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса (пер. с англ.) / под ред. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
- Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. « Организация деятельности координатора по инклюзии в общеобразовательном учреждении», М., «МИРОС», 2010
- Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, -- М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009
- Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы.—Минск. Четыре четверти, 2007
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.(из опыта работы по педагогическому сопровождению ребёнка с ОВЗ) Филина Е. М. Муниципальное автономное общеобразовательное учрежден...
Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе
В материале представлены советы психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальных классах. Данная работа была представлена как проектная работа во время п...
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....
статья "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе"
создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического ра...
Психолого-педагогическое сопровождение детей начальной школы с ОВЗ в условиях введения ФГОС
В статье дано определение категории детей с ограниченными возможностями здоровья, освещены вопросы содержания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, раскрыты основные направлен...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
- Мне нравится (1)