«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мещерякова Лариса Борисовна

       Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 имени В.Ф.Грушина     города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Мещерякова Лариса Борисовна

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ №20

г.о. Новокуйбышевск

г. Новокуйбышевск, 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1.  АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ

Введение……………………………………………………….3

Противоречия………………………………………………….4

Цель и задачи……………………………………………… ….4

Ожидаемые  результаты………………………………………4

  1.  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Основные направления педагогического сопровождения          

детей с ОВЗ…………………………………………………….5

Педагогическая диагностика …………………………………6

Деятельность ПМПк…………………………………………   7

                Направления коррекционно-развивающей работы………….7

                Индивидуальные занятия с обучающимися с ОВЗ…………..9

                Мониторинг образовательного процесса  ……………………10

  1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ  ВОЛОНТЕРОВ……………………………..11
  2. ВЫВОД……………………………………………………… ..   12
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 13

1. Актуальность

СЛАЙД 1

Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании.

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми же универсальными учебными действиями и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для  интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

      Введение системы интегрированного образования детей с ОВЗ в практику  образовательных учреждений поставило перед нами ряд задач, среди которых ключевыми являются организация необходимого сопровождения детей данной категории.

       Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современным гуманистическим тенденциям и государственной политике.

СЛАЙД 2

     В ГБОУ ООШ № 20 осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья   (имеющих тяжелые  нарушение речи) с 2006 года.

    Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной  организации зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, а также родителей.

    Однако успешность реализации интегрированного обучения  затрудняет  введение в Самарской области системы  нормативного бюджетного финансирования: в штате образовательных организаций отсутствуют учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи (специалисты психологической службы), в том числе и в нашем учреждении, в котором открыты и функционируют  интегрированные классы.

       Исходя из этого, можно выделить следующие противоречия:

  1) между  необходимостью  осуществления сопровождения  детей с ОВЗ специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом;

          2) между отсутствием возможности ввести в штатное расписание школы специалистов психологической службы.

 Данные противоречия определили проблему необходимости организации педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.

СЛАЙД 3

Цель: организовать работу  по сопровождению детей с ОВЗ в условиях отсутствия специалистов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Пройти обучение по проведению педагогической диагностики детей с ОВЗ;
  2. Изучить методику проведения коррекционно-развивающих занятий;
  3. Использовать оборудование, полученное в рамках областной целевой программы «Доступная среда» с целью активизации познавательной деятельности на практике;
  4. Привлечь к проведению развивающих занятий с детьми с ОВЗ волонтеров из числа старшеклассников.

В результате достижения цели можно ожидать новые образовательные результаты: повышение познавательной активности детей с ОВЗ, формирование устойчивого интереса к изучению предмета, развитие коммуникативных навыков учащихся.

2. Содержание работы по сопровождению детей с ОВЗ.

         В ГБОУ ООШ № 20 осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья   (имеющих тяжелые  нарушение речи) с 2006 года. В  создавшихся условиях в нашей школе сопровождение детей с ОВЗ осуществляется учителями начальных классов.  

    ГБОУ ООШ № 20 имеет определенный опыт  работы в этом направлении. Невозможно организовать эффективное обучение детей в условиях обычного класса, если педагоги не владеют необходимыми технологиями. Именно поэтому  учителя начальных классов прошли обучение  на курсах повышения квалификации в Центре специального образования, СИПКРО.

Специалисты «Ресурсного центра» г.о. Новокуйбышевск обучили всех учителей  начальных классов нашей школы методам сопровождения детей с ОВЗ, осуществлению коррекционной направленности образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.

Учителя начальных классов обучены проведению  педагогической диагностики, составлению индивидуальных коррекционных программ, проведению коррекционно-развивающих занятий.

СЛАЙД 4

         Основными направлениями педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются следующие:

-Педагогическая диагностика;

-Разработка программ индивидуальной и фронтальной работы коррекционной направленности образовательного процесса;

-Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

-Мониторинг уровня речевого развития детей.  

        Педагогическая диагностика обучающихся, имеющих нарушение речи, проводится учителями начальных классов два раза в год (на начало года и на конец года), на основании ее результатов составляется программа индивидуальной коррекционной работы.

СЛАЙД 5

Для диагностики детей с ОВЗ используется адаптированный вариант тестовой методики диагностики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. У детей исследуются следующие компоненты языковой системы: слоговая структура слова, фонематическое восприятие, навыки словообразования, навыки словоизменения, навыки языкового анализа, связная речь, лексический строй речи.

        Методика носит тестовый характер,    процедура ее проведения и система  оценки стандартизированы, что  позволяет наглядно представить картину    речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка   и эффективности коррекционного воздействия.                    

 Первый раздел включает 2 блока,  позволяющих определить уровень сформированности  экспрессивной и импрессивной речи.

    Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи.    

Для каждой серии и каждой группы заданий   разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемы  ошибок.

Результаты диагностики оформляются протоколом.

СЛАЙД 6

     Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем начальных классов при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ  и выборе методов обучения и коррекции. Учитель разрабатывает индивидуальную программу развития обучающегося, которая рассматривается и утверждается на ПМПк.

СЛАЙД 7

     Деятельность ПМПк (психолого-медико педагогического консилиума) включает в себя: проведение диагностики учащихся, разработку коррекционно - развивающих программ, создание системы мониторинга индивидуального уровня развития детей, создание условий для взаимодействия и обмена опытом учителями ОО.  

   На консилиум  учитель  предоставляет:

-Результаты диагностики в форме педагогической характеристики

 Фиксирует:

 - Трудности, которые испытывает ребенок в различных  педагогических ситуациях;

-  Особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;

 - Особенности самочувствия.

    Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

    Коррекционная работа с учащимися осуществляется через реализацию индивидуальных и фронтальных программ развития на уроках, индивидуальных занятиях, работу в домашних условиях.                                                  

Индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ направлена на развитие компонентов языковой системы, совершенствование психологической базы речи, основные направления коррекционно-развивающей работы:

I. Познавательно - речевое развитие                                                                                      •        Развитие словаря.                                                                                                                •        Формирование и совершенствование грамматического строя речи.                                      •        Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.                                                                                                                                    •        Развитие связной речи и навыков речевого общения.                                                    •        Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность.                                                                                                        •        Развитие математических представлений.

II. Художественно – эстетическое развитие                                                       Художественное творчество                                                                                                            •        Рисование                                                                                                                                 •        Аппликация.                                                                                                                              •        Лепка.

   Музыка                                                                                                                                   •        Слушание.                                                                                                                            •        Музыкально-ритмические движения.                                                                                    •        Пение.                                                                                                                                     •        Игра на детских музыкальных инструментах.  

III. Социально – личностное развитие                                                                                                                                       •        Подвижные игры.                                                                                                                   •        Дидактические игры.                                                                                                         •        Сюжетно-ролевые игры.                                                                                                        •        Театрализованные игры.

        IV. Физическое развитие                                                                                                      •        Основные движения.                                                                                                         •        Общеразвивающие упражнения.                                                                                           •        Спортивные упражнения.                                                                                               •        Подвижные игры                                                                                                                          •        Спортивные игры.        

СЛАЙД 8                                                                                                                         Реализация индивидуальной программы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

СЛАЙД 9

На уроке коррекционная работа реализуется через: знакомство с темой урока, минуткой чистописания, словарной работой, динамической паузой, работой по карточкам.

      Один раз в неделю я провожу индивидуальное занятие с обучающимися с ОВЗ.      Для проведения занятий используются разнообразные дидактические развивающие игры, направленные на развитие зрительного, слухового внимания, памяти, мыслительных операций, связной речи.

СЛАЙД 10

                           

    Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

Большую помощь в проведении групповых и индивидуальных занятий оказывает оборудование, полученное школой в рамках областной целевой программы «Доступная среда в Самарской области» на 2011-2015 годы. Использование полученных ресурсов позволяет сделать занятия интересными, познавательными и увлекательными.

  Приведу несколько примеров использования оборудования.

СЛАЙД 11

Тактильная игра «Рисуем на песке»

В осознании образных представлений большую роль играет работа руками и использование осязательных ощущений  и игры с песком помогают в развитии моторики и графических навыков.        

СЛАЙД12            

«Пирамида приключений»  представляет собой развивающий набор с комплектом интерактивных элементов на гранях .позволяет развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука», навык взаимодействия в группе.  

СЛАЙД13-14

 «Тактильная дорожка»

    Прогулка по такой дорожке босыми ногами обогащает тактильный опыт ощущениями. 

    «Кубики» позволяют развить ловкость и аккуратность. Дают представление о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.

СЛАЙД 15

 «Тактильная пирамида»

    Пирамидки, имеющие тактильные поверхности различной текстуры, идеально подходят для развития навыка тактильного различения и умений распознавать и сортировать предметы на ощупь.

     Мониторинг образовательного процесса  основывается на анализе достижения детьми промежуточных и итоговых результатов.  С помощью средств мониторинга образовательного процесса определяется степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, осуществляемого в школьном учреждении на развитие школьника. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми  основной общеобразовательной программы школьного образования .

     Система мониторинга индивидуального уровня развития детей включает в себя                                                                                                   Педагогическую диагностику  уровня речевого развития;

 Самостоятельные работы;

  Контрольные работы;

  Домашние работы;

  Анкеты для родителей.

СЛАЙД 16

       Большая роль в коррекционной работе отводится родителям детей с ОВЗ  Однако им также необходима помощь учителя.  С родителями детей с ОВЗ я провожу анкетирование,  индивидуально беседую  по итогам диагностики, провожу индивидуальные консультации, привлекаю их к участию в акции «Образование для всех», провожу родительское собрание по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ», периодически знакомлю родителей с электронным журналом «Мы вместе» (издает Ресурсный центр), в котором содержатся методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ  (развития высших психических функций, развитие речи). Родители также могут  получать консультации специалистов РЦ.(учителя-логопеда, педагога -психолога)

        Введение системы интегрированного образования детей с ОВЗ в практику  образовательных учреждений поставило перед нами ряд задач, среди которых, ключевыми являются, организация необходимого сопровождения детей данной категории, а также формирование к ним толерантного отношения со стороны ближайшего окружения.

СЛАЙД 17

        В целях реализации, этой важнейшей задачи в нашем классе проходят совместные мероприятия нормально развивающихся детей и их сверстников с ОВЗ.                                                        

-Экскурсии

- Спортивные соревнования

- Классные часы

- Массовые праздники

-Внешкольные развлекательные мероприятия

-Посещение творческих объединений

-Выставки

Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.

СЛАЙД 18

       В формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ сверстников существенную помощь может оказать волонтерское движение.

    Наше учреждение имеет определенный опыт в организации волонтерского движения с целью   оказания помощи детям с ОВЗ.

СЛАЙД 19

Принимая  участие в 2009 году в проекте «Образование для всех», реализованном сотрудниками «Ресурсного центра»,  мы получили   опыт  привлечения волонтеров из числа старшеклассников для проведения развивающих занятий с детьми с ОВЗ.   Эта работа продолжается и в настоящее время.

 На базе ГБОУ   в 2013-2014 учебном году функционировала территориальная апробационная площадка по теме «Вовлечение обучающихся в волонтерское движение с целью оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, воспитанникам структурных подразделений»,  в 2014-2015 учебном году школа являлась территориальной  опорной  площадкой по теме «Организация  сопровождения детей с ОВЗ силами волонтеров».

Младшие  школьники  с ОВЗ с большим удовольствием посещают развивающие занятия, проводимые волонтерами с периодичностью один раз в неделю.

 В результате неформального отношения с волонтерами дети становятся более открытыми, приобретают уверенность в себе, обогащается их  словарный запас , устная речь становилась более свободной. В конечном итоге это положительно отражалось на учебных результатах, а также на отношении к детям с ОВЗ со стороны их сверстников.

Выводы

   В ГБОУ ООШ № 20 созданная модель сопровождения детей с ОВЗ позволяет организовать эффективную работу по освоению образовательной программы данной категорией детей.

  Деятельность в данном направлении может быть востребована другими образовательными организациями, заинтересовавшимися нашей деятельностью.

СЛАЙД 20

          Список используемой литературы

  1. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы работы в интегрированном классе.(пер. с англ.) – М., Прометей, 2005.
  2.   Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса (пер. с англ.) / под ред. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
  3. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. « Организация         деятельности  координатора по инклюзии в общеобразовательном учреждении», М., «МИРОС», 2010
  4. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, -- М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009
  5. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы.—Минск. Четыре четверти, 2007
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.(из опыта работы по педагогическому сопровождению ребёнка с ОВЗ) Филина Е. М. Муниципальное автономное общеобразовательное учрежден...

Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе

В материале представлены советы психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальных классах. Данная работа была представлена как проектная работа во время п...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

статья "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе"

создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического ра...

Психолого-педагогическое сопровождение детей начальной школы с ОВЗ в условиях введения ФГОС

В статье дано определение категории детей с ограниченными возможностями  здоровья,  освещены вопросы содержания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ,  раскрыты основные направлен...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...