Программа классного часа "Час общения" (4 класс)
рабочая программа (4 класс) на тему

Барбашова Елена Михайловна

Программа адресована классным руководителям 4 классов. Относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Откликается на заказ общства и государства, направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya.docx69.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА   БУЗУЛУКА «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 11»

Дополнительная образовательная      программа                                              по организации внеурочной деятельности

Кружок «Час общения»

Возраст: 10-11 лет (4 класс)

Срок реализации: 1 год (2015-2016)

Автор:

Барбашова Елена Михайловна –

воспитатель ГПД

1 квалификационной категории

2015 год


Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………2

1. Структура  программы……………………………………………………………………......5

2. Содержание программы………………………………………………………………………6

3. Обеспечение программы……………………………………………………………………..8

4. Система оценки достижения планируемых результатов…………………………………..8

5. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………….....8

6. Перечень учебно-методической литературы………………………………………………..9

7. Инвариативный учебный план……………………………………………………………..10

8. Учебно-тематическое планирование……………………………………………………….11

9. Приложения…………………………………………………………………………………..13

Пояснительная записка

  1. Направленность программы. Программа кружка «Час общения» имеет социальную направленность по направлению внеурочной деятельности ФГОС НОО для детей 10-11 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей. Способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной. 

  1. Актуальность программы. Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека - во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа кружка «Час  общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей  с окружающей средой, их социализации.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом;
  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;
  • эмоциональное отношение к его воздействиям;
  • стремление продемонстрировать себя;
  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
  • потребность в активной деятельности;
  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.  

  1. Цель программы - формировать целостный образ творческой личности, способствовать становлению её как субъекта собственной жизни; помочь в созидании личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.

Её достижению способствуют поставленные задачи:

  1. Воспитательные:
  • воспитать интерес к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;
  • воспитать сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
  1. Развивающие:
  • развивать умения и навыки практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией;
  • развивать  навыки эмпатии и сопереживания;
  • развивать навыки общения в различных ситуациях, умение противостоять отрицательным воздействиям среды;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе общения.
  1. Познавательные:
  • познакомить с речевыми и неречевыми средствами общения;
  • познакомить с различными ситуациями общения;
  • познакомить с правилами эффективного взаимодействия и простейшими  способами разрешения конфликтов.
  1. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или  иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Согласно статье 9, пункта 1 Закону РФ «Об образовании» программа является модульной:  5 модулей, связанных между собой логикой формирования успешного человека:

  1. Самопознание.
  2. Позитивное общение.
  3. Проблемы общения.
  4. Культура поведения.
  5. Подведение итогов.

Программа делится на четыре этапа:

1 этап – развитие самопознания и рефлексии;

2 этап – обучение навыкам позитивного общения;

3 этап – разрешение проблем общения;

4 этап – обучение навыкам культуры поведения.

Выделяем следующие принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Принцип идентификации (персонификации).
  4. Принцип диалогического общения.
  5. Принцип полисубъектности.
  1. Основания для разработки программы. Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), на  основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ и на основе программы по организации внеурочной деятельности в МОБУ «НОШ № 11».

Программа кружка «Час общения»  базируется на следующих нормативно-правовых документах:

•        Конвенции  ООН «О правах ребёнка»,

•        Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,

•        Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании» от  01. 09. 2013 г.;

•        Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001  № 196,

•        Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02.  2010 года № Пр-271,

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,

•        СанПиНа  от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,

•        Федерального  закона  от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

•        Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),

•        Концепции развития дополнительного образования от 04. 09. 2014 г.,

•        Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» от 29. 08. 2013 г. № 1008;

•        Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в  Оренбургской области от 30. 09.2010 г.;

•        Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.

6.        Возраст обучающихся, их особенности. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста: 10-11 лет (4 классы) и направлена на развитие таких качеств как эмпатия, общительность, мобильность, умение слушать и слышать.

7.        Сроки. Программа рассчитана на 1 год обучения.  В 4 классах ведётся 1 час в неделю, всего 34 часа. Занятия проводятся во второй половине дня.

8.        Формы и режим занятий. Формами проведения занятий являются: беседы, конкурсы, проектная деятельность, экскурсии, просмотр роликов, ролевые игры,  групповые дискуссии, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, этюды и импровизации, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, сочинения на этические темы.

Занятия проводятся во 2 половине дня.

Методы подачи нового материала:

  1.  Словесные.
  2.  Наглядные.
  3.  Практические.

9.Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате изучения кружка   должны быть достигнуты определенные результаты.

9.1. Личностными результатами  освоения курса выступают:

 •        осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

•        развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

•        умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

•        понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

•        проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;

•        принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

9.2. Метапредметными результатами освоения курса выступают:

•        формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

•        способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

•        способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

•         использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

9.3. Предметными результатами освоения курса выступают:

•        знакомство  с речевыми и неречевыми средствами общения;

•        знакомство с различными ситуациями общения;

•        знакомство  с правилами эффективного взаимодействия и простейшими  способами разрешения конфликтов.

10. Форма подведения итогов – анкетирование, создание продуктов (рисунки, сочинения и т.п.).

1. Структура программы

Введение (1 час). Цель – познакомить с кружком «Час общения».

Задачи:

  • развить интерес к кружку и желание посещать занятия;
  • воспитать любознательность.

Предполагаемый результат: сформировано желание посещать занятия кружка «Час общения».

Модуль 1 «Самопознание» (8 часов). Цель  модуля – помочь ребёнку в развитии самопознания и рефлексии.

Задачи модуля:

  • развить умение смотреть на себя и своё общение с ровесниками со стороны;
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Темы модуля: Общение в жизни человека. Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. Ярмарка достоинств. Ищу друга. Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

Предполагаемый результат: у обучающихся сформировано осознание себя как субъекта общения.

Модуль 2 «Позитивное общение» (8 часов). Цель модуля – познакомить с общением как формой человеческой деятельности и факторами его успешности.

Задачи модуля:

  • обучить навыкам позитивного общения;
  • способствовать развитию навыков общения;
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Темы модуля: Почему люди ссорятся?  Барьеры общения. Предотвращение конфликтов. Учимся слушать друг друга. Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника. Уверенное и неуверенное поведение. Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. Пойми меня.

Предполагаемый результат: у обучающихся будет сформировано представление об общении как форме человеческой деятельности и факторах  его успешности.

Модуль 3 «Проблемы общения» (7 часов). Цель модуля – познакомить с существующими проблемами общения и способами их предотвращения.

Задачи модуля:

  • способствовать развитию навыков общения;
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Темы модуля: Мои проблемы. Обиды. Критика. Комплименты или лесть? Груз привычек. Азбука перемен. Вежливость.

Предполагаемый результат: у обучающихся будет сформировано представление о существующих проблемах общения и способах их предотвращения.

Модуль 4 «Культура поведения» (9 часов). Цель модуля  – обучать навыкам культуры поведения.

Задачи модуля:

  • способствовать развитию навыков общения;
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Темы модуля: Зачем нужен этикет? Азбука вежливости,  или этикет на каждый день. Приветствия. Умение вести беседу. Учитывай  с кем, почему, для чего ты общаешься. Телефонный разговор. Принимаем гостей. Поведение на школьном празднике и на отдыхе. Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

Модуль 5 «Подведение итогов» (1 час). Цель модуля – подвести итоги работы за учебный год.

Задачи модуля:

  • помочь обучающимся понять чему они научились, посещая занятия кружка;
  • воспитать позитивную моральную позицию в общении.

Тема модуля: Итоговое занятие.

2. Содержание программы

1.        Знания, обращённые ко всем. Данный образовательный компонент программы включает в себя формирование у учащихся следующей знаниевой парадигмы: «общение», «виды общения», «культура общения», «конфликт», «способы общения», «ситуации общения», «барьеры в общении» и т.д.

2.        Универсальные учебные действия.  Г.А. Асмолов выделяет следующие виды УУД:

2.1.        Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

•        самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

•        смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

•        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

2.2.        Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

•        целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•        планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•        прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

•        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

•        коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

•        оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

•        саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

2.3.        Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

•        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•        структурирование знаний;

•        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•        рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•        смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

•        постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

•        моделирование;

•        преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

•        анализ;

•        синтез;

•        сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•        подведение под понятие, выведение следствий;

•        установление причинно-следственных связей;

•        построение логической цепи рассуждений;

•        доказательство;

•        выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

•        формулирование проблемы;

•        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.4.        Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

•        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

•        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

•        управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.        Применение ЗУН на практике (творческий компонент). Полученные ЗУНы обучающиеся применяют при общении со сверстниками, взрослыми, родителями,  на практической части кружка могут помочь друг другу при возникновении затруднений.

4.        Отношенческий компонент проявляется в конкурсах, сочинениях, психологических тренингах.

3. Обеспечение программы

1. Методическое обеспечение:

* литература, раскрывающая основы общения,

 *ИКТ.

2. Кадровое обеспечение:

* руководитель кружка «Час общения»,

*педагог-психолог.

4. Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.  Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине  и в конце учебного года.

5.        Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

 •        осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

•        развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

•        умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

•        понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

•        проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;

•        принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

•        формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

•        способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

•        способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

•         использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

Предметные результаты:

•        знакомство  с речевыми и неречевыми средствами общения;

•        знакомство с различными ситуациями общения;

•        знакомство с правилами эффективного взаимодействия и простейшими  способами разрешения конфликтов.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

•        основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

•        применять полученные знания на практике;

•        общаться с людьми;

•        формировать собственную позицию;

•        вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Программа предполагает следующие подходы:

* комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);

* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).

6.        Перечень учебно-методического обеспечения

Научная литература:

  1. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться?  - М.: 1999 г.
  2. Каган М.С. Мир общения.  – М.:  2008 г.
  3. Карнеги Д.  Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: 1999 г.
  4. Стернин И.А. Культура общения. - Воронеж, 2007г.
  5. Стернин И.А. Общение в современном мире. - Воронеж, 2002 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://sch7uz.mskobr.ru
  2. http://infourok.ru

7.Инвариативный учебный план

Названия модулей

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов за год

Кол-во часов в 1 полугодии

Кол-во часов во 2 полугодии

1

Введение

1

1

1

0

2

Самопознание

8

8

8

0

3

Позитивное общение

8

8

8

0

4

Проблемы общения

7

7

0

7

5

Культура общения

9

9

0

9

6

Подведение итогов

1

1

0

1

Итого за год

34

34

17

17


  1. Учебно-тематическое планирование

Дата

Названия тем

Кол-во часов

УУД

Информационные ресурсы

Теор.

Пр.

1 четверть – 9 часов

1

Введение

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано желание посещать занятия кружка.

Познавательные:

Формирование представления об общении как необходимом условии.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Модуль 1 «Самопознание» (8 часов)

2

Общение в жизни человека.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как субъекте общения.

Познавательные:

Формирование представлений об общении, человеке как субъекте общения.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3

Зачем нужно знать себя?

1

0

4

Я глазами других.

0

1

5

Самооценка.

0

1

6

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

1

0

7

Ярмарка достоинств.

0

1

8

Ищу друга.

1

0

9

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

0

1

2 четверть – 8 часов

Модуль 2 «Позитивное общение» (8 часов)

10

Почему люди ссорятся?  

1

0

Личностные:

У обучающихся будут сформированы навыки позитивного общения.

Познавательные:

Формирование представлений об общении как форме человеческой деятельности и условиях его успешности.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

11

Барьеры общения.

1

0

12

Предотвращение конфликтов.

1

0

13

Учимся слушать друг друга.

0

1

14

Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника.

0

1

15

Уверенное и неуверенное поведение.

1

0

16

Правила и законы общения. Почему нужны правила общения.

1

0

17

Пойми меня.

0

1

3 четверть – 10 часов

Модуль 3 «Проблемы общения»  (7 часов)

18

Мои проблемы.

0

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как субъекте, умеющем преодолевать проблемы общения.

Познавательные:

Формирование представлений об успешном общении и способов предотвращения проблем общения.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

19

Обиды.

1

0

20

Критика.

1

0

21

Комплименты или лесть?

1

0

22

Груз привычек.

1

0

23

Азбука перемен.

0

1

24

Вежливость.

0

1

Модуль 4 «Культура общения» (9 часов)

25

Зачем нужен этикет?

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как носителе культуры.

Познавательные:

Формирование представлений о навыках культуры поведения.

26

Азбука вежливости,  или этикет на каждый день.

1

0

27

Приветствия.

0

1

4 четверть – 7 часов

28

Умение вести беседу. Учитывай  с кем, почему, для чего ты общаешься.

1

0

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

29

Телефонный разговор.

0

1

30

Принимаем гостей.

0

1

31

Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

1

0

32

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

0

1

33

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

0

1

Модуль 5 «Подведение итогов» (1 час)

34

Итоговое занятие

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как активном и успешном субъекте общения.

Познавательные:

Предоставление возможности обобщить полученные знания.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  1. Приложения

Приложение 1

«Литература для руководителя кружка»

  1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: 1983.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
  3. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья.  – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, Академия развития,  1997.
  5. Обухова Н. Н. Детская психология: теория, факты, проблемы.  - М.:  Триола, 1996.
  6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.:  Новая школа 1995.
  7. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы - М.:  Айрис пресс, 2004.
  8. Сорокоумова Е. А. Уроки общения в начальной школе. - М.: Аркти, 2007

Приложение 2

Анкета «Трудности в общении»

Цель анкетирования – выяснить имеющиеся у обучающихся трудности в общении.

Инструкция. Внимательно прочитай вопросы и выбери 1 из вариантов ответа.

Вопросы:

1.        Есть ли у тебя трудности в общении?

А) со сверстниками, б) с учителями, в) с родителями, г) с другими членами семья, д) с друзьями во дворе, е) с руководителем кружка

2.        Если есть, то в чем они заключаются?

А) мало или нет друзей, б) обижают, дразнят, в) воруют вещи, г) бьют, д) не понимают моего внутреннего мира, е) нет общих интересов, ж) заставляют что-либо делать, з) держат в страхе, и) мне неинтересно с ними, к) требуют только хороших оценок, л) не видят моих хороших качеств.

3.        К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

А) к товарищу по классу, б) к товарищу вне класса, в) к маме, г) к отцу, д) к другому родственнику, е) к учителю, ж) к руководителю кружка.

Приложение 3

Анкета «Как ты общаешься»

Цель анкетирования – узнать, как учащиеся общаются в различных ситуациях с разными субъектами общения.

Инструкция. Внимательно прочитай вопросы и выбери 1 из вариантов ответа.

Вопросы:

1. С кем тебе больше нравится общаться?

А. со сверстниками                   Б. с одноклассниками  В. с учителями                          Г. с родителями

2. Где ты больше общаешься со сверстниками?

А. в школе                                  Б. по телефону, по Интернету   В. дома                                        Г. во дворе, на улице

3. При общении со сверстниками вы чаще говорите:

А. о кинофильмах                         Б. о своих проблемах    В. о дружбе между мальчиками и девочками     Г. о чём то другом.

4.  Нравится ли тебе общаться с одноклассниками?

А. да  Б. не всегда  В. нет

5.Где ты чаще встречаешься с друзьями?

А. в школе                                   Б. на дне рождения у кого  В. у  кого-то из друзей  Г. у себя дома Д. во дворе, на улице

6.Часто ли ты молчишь в компании с друзьями?

А. часто  Б. иногда  В. никогда

7. Любишь ли ты спорить со своими друзьями?

А. да  Б. нет

8. Прислушиваешься ли ты к мнению других в спорах?

А. да Б. иногда В. нет

9.  Общение с друзьями приносит тебе радость?

А. да                     Б. нет      В. не всегда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа классного руководителя 1 класс

                 Основным назначением воспитательной работы класса является создание единого воспитывающего пространства для формирования физически ...

Воспитательная программа классного руководителя 4 класс

Воспитательная программа "Дорогою добра" рассчитанна на три года (2 кл, 3 кл и 4 кл.) и ориентирована на каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспек...

Программа классного руководителя 1а класса Вожжовой Виктории Александровны

Воспитательные цели и задачи   Цель:Создание воспитывающей среды, обеспечивающейактивизацию социальных, интеллектуальных интересоввоспитанников  в свободное время, развитие здорово...

Презентация для классного часа 2 класс "Мои товарищи. Вежливое общение со сверстниками"

Презентация предствляет собой набор слайдов на тему "Вежливость,общение со сверстниками,знакомство с приветствиями разных народов", видео-файл со стихотворением С.Я.Маршака "Ежели вы ве...

Рабочая программа. Классный час. 1 класс.

Ученики начальной школы требуют особого педагогического внимания. Планирование воспитательной работы- значимое звено в деятельности педагога. Воспитание должно способствовать становлению личности ребе...

Конспект Классного часа "Общение - это искусство" (2 класс)

Тема: «Общение – это искусство»    Цели: формирование навыка общения, представления о правилах общения; воспитание уважительного отношения к окружающим...

Рабочая программа классного руководителя 3 класс

Рабочая программа классного руководителя (план работы с родителями, план работы с обучающимися)....