Программа кружка "Загадки математики"
рабочая программа (4 класс) на тему

Барбашова Елена Михайловна

Предназначана педагогам, ведущим кружок в 4 классах. Относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_matematiki_e.m._barbashova.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Загадки математики» (2015-2016 учебный год)

разработала учитель начальных классов

Барбашова Елена Михайловна

  1. Пояснительная записка

Программа кружка «Загадки математики»  базируется на следующих нормативно-правовых документах:

•Конвенции  ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989 г,

•        Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,

•        «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.),

•        Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001  № 196,

•        Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02.  2010 года № Пр-271,

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,

•        СанПиНа  от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,

•        Федерального  закона  от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

•        Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),

•        Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в  Оренбургской области от 30. 09.2010 г.,

•        Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.,

  • Н.Ф. Виноградова. Примерные программы по внеурочной деятельности: 1-4 классы.        

Цель программы  – развивать математический образ мышления.

Задачи программы:

Воспитательные:

* воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний;

* воспитывать устойчивый интерес к изучению математики.

Развивающие:

* развивать умение  правильно применять математическую терминологию;

* развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

* развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Познавательные:

* обогащать знаниями из различных областей математики;

* расширять математические знания в области многозначных чисел;

* содействовать умелому использованию символики.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Формами работы с учащимися  являются: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; работа в парах, в группах; творческие работы; индивидуальная работа; фронтальная работа; викторины; математический КВН; игры; практикумы.

Методы работы:

  1.  Словесные.
  2.  Наглядные.
  3.  Практические.
  4. Проблемно-поисковый.
  5. Метод проектной деятельности.

Приоритетные формы контроля включают в себя:

  • игровые занятия на повторение теоретических понятий (викторины, конкурсы, составление кроссвордов и т.д.);
  • собеседование (индивидуальное, групповое);
  • творческие работы учащихся.

Срок  реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.  

  1. Описание места кружка в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 4 класса.

Количество часов за год  - 34.

Количество учебных недель – 34.

  1. Общая характеристика программы кружка «Загадки математики»

Особенности содержания и методического аппарата.  Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Загадки математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической  и алгометрической грамотности,  коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях  ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений  позволяет учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не только математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания  отказаться от образца,  проявить самостоятельность.

Выделяем следующие принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Научность.
  4. Практическая направленность.
  5. Обеспечение мотивации.

Структура и специфика курса. Программа является модульной:  3 модуля, связанные между собой логикой формирования успешного человека:

  1. Мир чисел.
  2. Решение занимательных задач.
  3. Подведение итогов.

Специфика курса заключается в включении следующих компонентов программы:

  1. Знаниевый компонент. Данный образовательный компонент программы включает в себя формирование у учащихся следующей знаниевой парадигмы: «логические задачи», «многозначные числа», «обратные задачи», «разряд», «римские цифры» и т.д.

2.         Применение УУД на практике (творческий компонент). Полученные УУД обучающиеся применяют при решении задач, примеров, уравнений, разгадывании ребусов.

3.        Отношенческий компонент проявляется в участии в олимпиадах, конкурсах.

Целевые установки курса предполагают: ориентирование в основной математической терминологии, успешное участие в конкурсном движении различного уровня.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы кружка

Ценностные ориентиры на ступени начального общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  • формирование способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • воспитание критичного мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  • привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

 В результате изучения кружка   должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • развитие любознательности,  сообразительности при выполнении различных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений.

Метапредметные результаты:

  • включение в групповую работу, в обсуждение проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • усвоены основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • улучшениекачества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • овладение  способами исследовательской деятельности;
  • выявление закономерностей и проведение аналогий.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 час). Цель – познакомить с кружком «Загадки математики».

Задачи:

  • развить интерес к кружку и желание посещать занятия;
  • воспитать любознательность.

Предполагаемый результат: сформировано желание посещать занятия кружка «Загадки математики».

Модуль 1 «Мир чисел» (14 часов).  Цель модуля – познакомить  с разнообразным миром чисел.

Задачи модуля:

  • воспитывать любовь к математике;
  •  развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность;
  • развивать умение работать с числами.

Темы модуля: Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. Упражнения с многозначными числами (класс млн.).Учимся отгадывать ребусы.Числа-великаны. Коллективный счёт.Игра «Знай свой разряд».Римские цифры. Числовая головоломка. Игра «У кого какая цифра». Математические фокусы.  Решай, считай, отгадывай. Математический КВН. Практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных».

Предполагаемый результат: сформировано представление о разнообразных числах и умение работать с ними.

Модуль 2 «Решение занимательных задач» (15 часов).  Цель модуля – познакомить с разнообразным миром задач.

Задачи модуля:

  • воспитывать любовь к математике;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность;
  • развивать умение решать задачи.

Темы модуля: Решение занимательных задач в стихах. Решение ребусов и логических задач.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки-смекалки.Обратные задачи.Решение нестандартных задач.Решение олимпиадных задач.Решение логических задач.Задачи с многовариантными решениями. Математический марафон.  Мир занимательных задач. Блиц-турнир по решению задач.  Математический праздник.

Предполагаемый результат: сформировано представление о разнообразных задачах и способах их решения.

Модуль 3 «Подведение итогов» (3 часа). Цель модуля – подвести итоги работы за год.

Задачи модуля:

  • воспитать желание в дальнейшем заниматься математикой;
  • помочь обучающимся понять чему они научились, посещая занятия кружка.

Тема модуля:   Проекты учащихся «Математический мир», «Математика вокруг нас». Итоговое занятие.

Предполагаемый результат: сформировано представление о том, чему научились за год, посещая занятия кружка.

7. Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.  Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине  и в конце учебного года.

По окончании занятий учащиеся должны знать:

  • математическую терминологию;
  • разнообразные способы решения задач, примеров, уравнений.

По окончании занятий учащиеся должны уметь:

  • применять на практике разнообразные способы решений;
  • рассуждать, аргументировать, находить и исправлять ошибки;
  • включаться в групповую работу;
  •  овладеть способами проектной деятельности.

Практическая реализация:

  • решение задач, примеров;
  • игра «Знай свой разряд»;
  • игра «У кого какая цифра»;
  • практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных»;
  • блиц-турнир по решению задач;
  •   решение олимпиадных задач.

8. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой учебно-методической литературы для учителя:

1. М.В. Александров, О.И. Волошина. Тесты по математике. -  М.: Дрофа,  1998// http://dok.opredelim.com/docs/index-5248.html

2. М.Б. Беденко. Самостоятельные и контрольные работы по математике. - М.: «Веко»,  2005// http://www.cataloxy.ru/books/5648570_samostoyatelnye-i-kontrolnye-raboty-po-matematike-1-4-klassy.htm

3. Н.Ф. Виноградова. Примерные программы по внеурочной деятельности: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011// http://www.twirpx.com/file/1431087

4. В.В. Волина. Занимательная математика. -  М.: Знание, 1993// http://www.torrentino.com/torrents/838375

5.О.А. Ефремушкина. Школьные олимпиады для начальных классов. -  Ростов - на – Дону, изд. Феникс,  2006// http://nashol.com/2014051977470/shkolnie-olimpiadi-dlya-nachalnih-klassov-efremushkina-o-a-2009.html

6. Шевелев К. Занимательная математика. -  М.: Ювента, 2008// http://www.twirpx.com/file/628509

Список литературы для родителей и учащихся:

  1. Л.М. Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб. -  Лань МИК, 1996.

2. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы.  - СПб. -  Лань МИК, 1996.

3. А.А.Свечников, П.И. Сорокин. Числа, фигуры, задачи.  - М.,1997.


9.  Учебно-тематическое планирование

Дата

по плану

Дата факт

Перечень тем, разделов

Кол-во часов

УУД

Информационные ресурсы

Теор.

Пр.

1 четверть – 9 часов

1

Введение

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано желание посещать занятия кружка.

Познавательные:

Формирование представления о математике.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Модуль 1 «Мир чисел» (14 часов)

2

Как люди научились считать.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о мире чисел.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения примеров, уравнений.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3

Интересные приемы устного счёта.

0

1

4

Упражнения с многозначными числами (класс млн.).

0

1

5

Учимся отгадывать ребусы.

0,5

0,5

6

Упражнения с многозначными числами (класс млн.).

0

1

7

Числа-великаны.

0,5

0,5

8

Коллективный счёт.

0

1

9

Игра «Знай свой разряд».

0

1

2 четверть – 7 часов

10

Римские цифры.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о мире чисел.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения примеров, уравнений.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

11

Числовая головоломка.  

0

1

12

Игра «У кого какая цифра». Математические фокусы.  

0

1

13

Решай, считай, отгадывай.

0,5

0,5

14

Математические фокусы.  Математический КВН.

0

1

15-16

Практикум «Подумай и реши», «Газета любознательных».

0

2

3 четверть – 10 часов

Модуль 2 «Решение занимательных задач» (15 часов)

17

Решение занимательных задач в стихах.

0

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о разнообразных задачах.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения задач.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

18

Решение ребусов и логических задач.

0

1

19

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

0,5

0,5

20

Загадки-смекалки.

0

1

21

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

0

1

22

Обратные задачи.

0,5

0,5

23

Решение нестандартных задач.

0,5

0,5

24

Решение олимпиадных задач.

0

1

25

Решение логических задач.

0

1

26

Задачи с многовариантными решениями.

0,5

0,5

4 четверть – 8 часов

27

Математический марафон.  

0

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о разнообразных задачах.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы разнообразные навыки решения задач.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

28

Мир занимательных задач.

0

1

29

Задачи с многовариантными решениями.

0

1

30

Блиц-турнир по решению задач.  

0

1

31

Математический праздник.

0,5

0,5

Модуль 3 «Подведение итогов» - 3 часа.

32-33

Проекты учащихся «Математический мир», «Математика вокруг нас».

1

1

34

Итоговое занятие

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как успешном члене кружка.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы разнообразные математические навыки.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


10. Приложения к программе

Анкета «Мой кружок»

Цель – узнать отношение учащихся к кружку «Загадки математики».

Ход проведения.  Учащимся предлагается прочитать утверждение и оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;        

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения:

  1. Я иду на кружок «Загадки математики» с радостью.
  2. На кружке у меня обычно хорошее настроение.
  3. К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за помощью, советом.
  4. Наш кружок – дружный коллектив.
  5. На кружке я всегда могу свободно высказать своё мнение.
  6. Мне дают задания, к выполнению которых я подхожу ответственно, с радостью, интересом.
  7. Я стараюсь выполнять задания в срок.
  8. Я  считаю, что делаю успехи на кружке.
  9. Когда я вырасту, из меня получится отличный профессиональный математик.

Обработка данных. Показателем удовлетворения учащихся деятельностью кружка (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же  2 больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью кружка.

 Приложение № 2

«Анкетирование»

Цель – узнать, чему учащиеся научились на кружке «Загадки математики», что хотят узнать, их отношение к кружку.

Ход проведения.  Закончите фразы:

  1. На кружке «Загадки математики» я научился (научилась)…
  2. На кружке у меня лучше всего получается…
  3. На кружке мне больше всего нравиться…
  4. Я бы хотел (хотела) узнать…
  5. Я бы хотел (хотела) научиться…
  6. Мне хотелось бы пожелать участникам кружка…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...