Арт- терапия- как здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе.
консультация (1 класс) на тему

Москальцова Елена Викторовна

В последнее время все чаще в образовании я использую креативные методы коррекционно- развивающей работы, а в частности Арт- терапию.

Арт-терапию в классе я провожу посредством художественного творчества, лепки, моделирования, мозаики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время все чаще в образовании я использую креативные методы коррекционно- развивающей работы, а в частности Арт- терапию.

Арт-терапию в классе я провожу посредством художественного творчества, лепки, моделирования, мозаики. Привлекательность  этих методов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт- терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно значимо при работе с детьми начальных классов, когда они еще не могут выразить  свое эмоциональное состояние словами.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербильном высказывании своих переживаний. Невербальное общение для них более естественно. Особенно это помогает в работе с детьми у которых наблюдается нарушение речи, т.к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Свои переживания они передают через художественное изображение более непосредственно. Такие работы просты для восприятия и дальнейшего анализа.

Так же важно и естественное желание ребенка у игровой деятельности, богатство детской фантазии. И я учитываю эти моменты при организации коррекционной работы с элементами Арт- терапии, на уроках создаю атмосферу игры и творчества.

В моей работе не остаются в стороне и родители. Занятия с ними получаются интересными , потому что через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность взглянуть на проблему и с другой стороны.

После таких уроков я наблюдаю - укрепление психического здоровья, восстанавливается его эмоциональное равновесие, и устраняются его нарушения поведения, происходит интеллектуальное развитие.

Не могу не указать на преимущества метода Арт- терапии:

- так как практически каждый ученик может участвовать в этих занятиях, которые не требуют от них больших способностей к изобразительному искусству.

- Арт- терапия является средством невербального общения. Это наиболее значимо для плохо владеющих речью детей, либо напротив чрезмерно связанных с речевым общением. Изобразительное искусство позволяет более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и найти, благодаря этому, путь к решению.

- Изобразительная деятельность является мостом сближения людей, что наиболее ценно в ситуации взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании конфликтов.

- Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет  уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, тех социальных ролей и форм поведения, которые слабо проявлены в повседневной жизни.

- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия.

- Результаты творчества являются объективным свидетельством настроения мыслей ученика, что позволяет динамически оценивать состояние, проводить соответствующие исследования и сопоставления.

- Арт- терапия вызывает у детей положительное настроение, помогает преодолеть безынициативность.

- Арт- терапия основана на мобилизации творческого потенциала  ученика и его исцелении.

Проанализировав вышесказанные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» Арт- терапевтических методов.

По своему характеру Арт- терапия недерективная, где ребенку предоставляется максимальная степень свободы. Он выражает себя в тех формах, которые соответствуют его состоянию души.

Использование нетрадиционных техник позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания и интересы

Основываясь на гуманистическом подходе, Арт- терапия преследует единую цель- гармоническое развитие ребенка с проблемами посредством искусства.

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается восприятие и ощущение. Через манипуляцию с предметами практические действия интериоризируются , перенося во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт. Особое значение здесь уделяется тому, что здесь можно прямо поставить перед  детьми творческую задачу, давать ребенку самому придумывать, фантазировать, сочинять.

Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно- перцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи подходят- лепка из пластилина, теста, глины; рисование пальчиками, игры с пальчиковыми куклами, составление мозаик и аппликаций.

 Важной особенностью этого возраста является постепенное зарождение мотивационных форм, направленных на достижение успеха. При проведение занятий с группой детей, необходимо подчеркнуть успешность каждого ребенка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребенком его работу. Здесь формируется мотивация достижения успеха, которая так необходима для дальнейшего обучения.

Немаловажной задачей Арт – терапии – переключение учащегося с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью, что способствует сокращению перегрузки детей, снятию нервно- психического напряжения. Тем самым сохраняя здоровье детей.

Такие изменения и корректировки некоторых моментов уроков очень полезны, так как позволяют оценивать психологическое состояние учащихся и вовремя помочь. Они не повредят, наоборот урок будет интересным и необычным. Это можно использовать как на традиционных уроках, так и на уроках с применением новых нетрадиционных технологий в любой общеобразовательной школе.

Неуспешный ученик - неуспешен в первую очередь по отношению к себе. Считается, что он плох, неспособен ничего создать ?!. Искусство помогает ему осознать себя, стать творцом, тем самым он освобождается от отрицательных эмоций.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, - это- ли не повод попробовать терапию творчества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...