Из опыта работы по созданию толерантной среды в классе для детей с ОВЗ
статья на тему

Рудакова Татьяна Алексеевна

Обобщение опыта работы в классе для детей с ОВЗ. Основная тема - создание толерантной среды для учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnaya_sreda.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по созданию толерантной среды в классе для детей с ОВЗ

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №106»

Рудаковой Татьяны Алексеевны

Создание толерантной образовательной среды среды является важным условием психолого-педагогического сопровождения. Школа №106 обучает детей с ОВЗ с 1982 года. За прошедшие годы накоплен большой опыт работы с детьми, имеющими  задержку психического развития. Этих учеников отличает очень низкая работоспособность и частая утомляемость, неустойчивое внимание и недостаточность произвольной памяти, отставание в развитии мышления и разные речевые нарушения, своеобразное поведение.  Мы уверены, что одним из путей решения проблем обучения таких детей, является создание толерантной образовательной среды для организации учебной деятельности, принятие особенностей детей, опора на эти особенности для дальнейшей коррекции и для  развития  необходимых учебных действий. Создание такой образовательной среды включает в себя много аспектов технических и психологических, педагогических, остановлюсь на некоторых из них.

Толерантная среда невозможна без создания комфортной психологической  атмосферы в классе. Последние несколько лет я работала в классах для детей с ОВЗ, начиная с 3 года обучения. В таких классах очень часто меняется состав, в начале года приходят новые ученики, у которых наблюдается высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, страх перед неудачей. Задачей учителя является создание такой образовательной среды, чтобы ребёнок раскрылся, почувствовал себя увереннее. Этому способствует благожелательная атмосфера в классе, которую учитель формирует личным примером внимательного отношения к каждому ученику, постепенным приучением к соблюдению определённых правил. Наполняемость в таких классах небольшая, около 15 человек, поэтому ученики быстро привыкают к тому, что помощь, которую они ждут от учителя, приходит обязательно и очень быстро, надо только научиться её принимать. Дети понимают, что учитель не сделает за них, а напомнит алгоритм работы, или правило, или даст образец, но выполнять задание придётся самому. Дети быстро привыкают к тому, что если мало в классе учеников, то учитель каждого спросит, с каждым побеседует на тему урока, часто вызывает к доске для письменного или устного ответа. Вызов к доске носит индивидуальный характер. Некоторым очень нравится отвечать перед классом, а у некоторых – страх. Созданию ситуации успеха при ответе способствует тот факт, что учитель выбирает задания для таких детей, которые соответствуют их уровню обученности по теме, но сами ученики об этом не подозревают. Вопросы учителя часто носят адресную направленность и во время фронтальной работы в классе, что позволяет включить внимание детей, в беседе принимают участие все ученики.

Известно, что особенностью детей с ЗПР является неприятие правил поведения. Поэтому у меня нет простых запретов, будь то правила поведения на уроке, или правила поведения на перемене и после школы, на каком – либо мероприятии. Все правила вырабатываются совместно с учениками, объясняются с точки зрения общественной морали.

Толерантная среда формируется и с помощью материально-технического оснащения кабинета, так как оно позволяет создать комфортное личное пространство ученика, помогающее адаптироваться в классе, почувствовать себя увереннее. Оснащение классов позволяет посадить учеников попарно и по одному, что способствует учёту особенностей праворуких и леворуких учеников,  очень удобно для оказания индивидуальной помощи и сотрудничества «ученик-учитель». Часто сажусь в пару и для контроля за выполнением задания, и для беседы по теме урока. Иногда это нужно детям и как психологическая поддержка.

Продумываю и организацию перемен в классе, предотвращая травмы и конфликтные ситуации. В кабинете много игр, которые приучают к выполнению правил и умению общаться. Подвижные ребята очень любят настольный баскетбол, а для спокойных выбор более разнообразный, но лидерами в играх являются шашки и шахматы.

Неслучайным является и выбор УМК для обучения в классах для детей с ОВЗ, это «Школа России». Преимуществом именно этого УМК является его традиционность, что позволяет родителям оказывать помощь при выполнении домашних заданий. В учебниках по русскому языку и математике много заданий на закрепление и повторение изученного.

Коррекционная работа в классах для детей с ОВЗ, по моему мнению, также способствует созданию толерантной образовательной среды. Большинство детей приходит с диагнозами (приведу последние данные по моему классу): ЗПР органического генеза – 80%, ЗПР резедуально - органического генеза – 20%; ОНР 3 уровня – 90%, 4 уровня 10%; нарушение чтения и письма – 70 %. Принятие способностей детей за отправную точку в коррекционной работе, заставляет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, продумывать подход к каждому ребёнку. Исходя из смысла толерантности, каждый ребёнок может развиваться, только это происходит по-разному.

Психолого-педагогическое сопровождение ученика с ОВЗ предполагает выявление индивидуальных трудностей обучения. Выбираю 1-2 проблемы, целенаправленно провожу работу с ребёнком по их коррекции,  наблюдаю за динамикой. Например, в 4 классе у ученика замечаю большое количество ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных звуков (вместо буквы  я пишет а, ё – о и т.д.). Начинаю обращать внимание мальчика на такие слова и прошу проверять написанное, исправлять ошибки, даю ему аналогичные задания  на дополнительных занятиях. Эту проблему постепенно удалось скорректировать, начали работать над следующей.

Большая работа проводится по развитию речи детей и коррекции их речевых нарушений, что также способствует созданию толерантной среды, так как дети учатся понимать друг друга и общаться. У многих детей недоразвитие речи и маленький словарный запас, узкий кругозор, поэтому особую роль играет работа над значением слов. Приучаю детей работать с различными видами словарей и ресурсами интернет, но сначала они учатся находить непонятные слова, пробовать понять их значение исходя из контекста, всегда приветствуется попытка самих детей объяснить смысл слова, но проверка по словарю обязательна.

Слежу за речью учеников и при ответе на уроке. Прошу избегать односложных предложений. Учу давать полный ответ, используя слова вопроса, этот же приём использую и при обучению правильному формулированию письменных ответов, будь то ответ на вопрос математической задачи или ответ на вопросы по тексту на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Своим примером демонстрирую использование в речи научных терминов и понятий, что способствует их постепенному запоминанию. Некоторые термины заучиваем наизусть так: читаем по слогам несколько раз, читаем целым словом несколько раз, произносим без опоры на учебник. Например, очень трудно дались для запоминания такие термины: фразеологизм, однородные члены предложения, периметр, пресмыкающиеся и т.д.

На литературном чтении часто использую аудиозаписи для образца выразительного и правильного чтения, а потом вместе с детьми анализируем текст и учимся выразительному чтению, раскрываем секреты и писательские средства выразительности речи, что бывает очень трудно, так как у многих учеников нарушение процессов чтения, поэтому отрабатывается текст по предложению, по частям.

Для обучения пересказу, что проблематично, использую разного вида планы, детям особенно нравится работать с планом из картинок, устанавливать правильный порядок, добавлять недостающие картинки или убирать лишние. Также лучшему запоминанию текстов способствует просмотр диафильмов, мультфильмов после чтения произведения, идёт постоянная опора на различные виды восприятия: зрительное, слуховое и даже моторное. Последнее  использую при заучивании стихотворений, когда есть возможность изобразить при чтении действиями слова стихотворного текста. Действия руками помогает и при работе над конкретным смыслом арифметических действий, есть движения для обозначения вопросов «Сколько всего?», «Сколько осталось?» и т.д.

Создание толерантной образовательной среды для детей с ОВЗ определяет и использование особых методов и приёмов обучения.

Особенно следует сказать об опоре на наглядность, которая носит как обучающий, так и занимательный характер, способствует включению всех видов восприятия. К каждому учебнику «Школы России» прилагается диск, но у меня имеется и большая коллекция презентаций различной направленности. Наглядность используется и для организации учебной деятельности  на уроке, помогает при планировании учебных задач урока. Для постановки цели урока решается проблемная ситуация, организуется частично-поисковая работа, выводы делают сами ученики с помощью учителя, проверяют по учебнику и ещё раз закрепляют новые знания, просмотрев анимационный материал на диске, анализируя при этом просмотре, всё ли обсудили, нет ли нового. Используя аудио и видео материал, задействую разные виды восприятия  детей – зрительное и слуховое.

Многократность и разнообразие повторения и закрепления материала является обязательным в работе с детьми, имеющими ЗПР. Использование различных видов наглядности и дидактических игр способствует и речевому развитию, что очень важно в классах для детей с ОВЗ. Но особенно любят ученики игру, когда я допускаю ошибку (намеренно), а дети должны её найти и исправить, доказать правильность исправления.

Коррекционная работа – это довольно долгий процесс, пока он осуществляется необходимо ребёнку с ОВЗ создать толерантную образовательную среду, которая способствует успешному усвоению знаний.  Изучение любой темы сопровождается чётким алгоритмом. Обязательна опора на имеющийся опыт и знания детей. При изучении нового материала, выявлении нового учебного действия или способа решения обязательна опора на схемы, таблицы, алгоритмы разных видов, они являются «помощниками» и на вопрос: «Что тебе поможет выполнить задание?», ученик знает, на что опереться. «Помощники» используются и при многократном повторении изученного материала, даже и на проверочных работах индивидуально, если есть необходимость. Каждый учитель знает, что есть темы, вызывающие трудности в понимании или запоминании. Для меня это  в первую очередь изучение и запоминание таблицы умножения. Используя различные приёмы запоминания и различные виды наглядности, понимаю, что некоторые из учеников, в силу развития их памяти, не запомнят всю таблицу  никогда. Когда изучается умножение и деление многозначных чисел, мне более важно формировать способ письменных вычислений,  и те ученики, которые неуверенны в знании таблицы умножения, могут по ней проверять свои вычисления или даже просто использовать таблицу при вычислениях, это помогает избежать нервных срывов и огорчений детей, так как от одной неверно записанной цифры зависит весь результат вычислений выражения с многозначными числами в несколько действий.

Другими труднейшими темами являются изучение грамматических характеристик различных частей речи. Чтобы правильно просклонять имена существительные и прилагательные, проспрягать глаголы, грамотно написать их безударные окончания, ведётся большая, кропотливая работа с различными видами упражнений, с опорой на таблицы с вопросами и окончаниями. Очень жаль, что у таких детей очень коротка долговременная память и учителям в 5 классе приходится иногда начинать изучение этих тем с начала.

Для  создания толерантной образовательной среды очень важно, по моему мнению, научить детей сотрудничеству друг с другом. Не только потому, что это требуется по стандартам образования, но и потому, что детям с различными речевыми и психологическими нарушениями трудно общаться, а ведь одной из целей работы в классах для детей с ОВЗ является их социализация. Работу в группах организовать очень трудно, возникают очень часто конфликтные ситуации. Мне кажется более эффективной парная работа. Несколько лет назад я попыталась организовать работу в парах сменного состава, и убедилась, что в классе с небольшой наполняемостью её не так трудно организовать, как в большом классе, к тому же данный вид организации учебного процесса имеет ряд преимуществ. Ученики все-таки взаимодействуют с большинством своих одноклассников, но зная, что это ненадолго, только для выполнения одного задания, учатся сотрудничать и общаться с любым партнёром. Детям нравится перемещаться по классу, есть возможность узнать, как решили другие пары и перепроверить свою работу. Одним из важнейших преимуществ данного вида работы является его последний этап, когда дети имеют возможность поблагодарить того партнёра, с которым он успешно справился с заданием, или того, кто помог исправить ошибку. Сначала ребята стесняются говорить такие слова, но потом делают это с удовольствием и пожимают друг другу руки. Пары сменного состава работают очень эффективно при закреплении изученного материала.

Дети в таких классах получают педагогическое сопровождение не только образовательное, но и воспитательное. Часто общаясь с учителем на уроке или перемене, дети имеют возможность поделиться своими тревогами и обидами, трудностями. Нельзя оставить без внимания ни один тревожный «звоночек», ни одну конфликтную ситуацию в классе. Важным аспектом организации толерантной среды является воспитание уважительного отношения к одноклассникам и самому себе. Не секрет, что приходя в класс для детей с ОВЗ, некоторые ребята говорят: «Это класс для тупых», иногда и родители допускают такие и ещё хуже выражения в адрес детей. Я говорю: «Вот это новость. Я думаю, что в моём классе учатся самые воспитанные, творческие дети. Вы знаете, что других я не учу?» Работаю по принципу «Хвали при всех, ругай с глазу на глаз». Успехи во внеурочной и урочной деятельности, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях заносятся в портфолио, делается фотоотчёт, который ученики любят просматривать сами и показывают родителям. Конечно, дети с ОВЗ не являются участниками интеллектуальных мероприятий, но активно участвуют в творческих выставках и конкурсах школы. Даже стихи для тематических линеек и вечеров выбираются для них по способностям, но дети не чувствуют себя другими, они как все. Во время поражения или неудачи не ищем виноватых, учимся сопереживать и подбадривать друг друга. Ощущая чуткость к своим проблемам, дети проявляют сочувствие и к другим.

Очень важно проявить заботу и внимание по отношению к таким детям, но вместе с душевным теплом учителю необходима и настойчивость, справедливая требовательность в выполнении детьми тех ученических обязанностей, без которых невозможно достичь положительного результата в обучении. Сравниваю результаты и успехи ребёнка не между учениками в классе, а между его собственными результатами. Если есть даже небольшая динамика, не скуплюсь на похвалу, если положительных результатов нет, поддерживаю ребёнка, вместе с ним отрабатываю то, что не получается. Если и родители работают с детьми в том же ключе, то учебная деятельность формируется  удовлетворительно и хорошо. Одним из своих достижений в работе с детьми с ОВЗ я считаю не высокий результат качества знаний, что не реально достигнуть, а положительную школьную мотивацию детей,  им интересно в школе, нет ни одного попущенного по неуважительной причине урока, а в 5 классе ученики подтверждают свои знания и успешно адаптируются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах

Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....

Обобщение опыта работы по созданию валеологической службы в школе

На основании Федерального закона от 24.06.1999 года №120 –ФЗ «Об основах системы  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в целях профилактики  распрос...

Статья "Из опыта работы по созданию виртуального музея"

Описан опыт огранизации проектной деятельности младших школьников при участии в конкурсе для детей с ОВЗ "Я познаю мир" 2015...

Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками

Проектная деятельность. Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Обобщение опыта работы по теме:  "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе  продленного дня"...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...