Групповая работа как оптимальная форма экспериментально-исследовательской деятельности
статья на тему

Алгоритм работы в малых группах при выполнении исследовательского проекта в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stati.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как оптимальная форма экспериментально-исследовательской деятельности

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ№1 «ОЦ»

с. Борское Гаршина Т.В.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности младших школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в  максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний.

Однако при всей значимости групповой формы  работы и все возрастающей её популярности в среде педагогов в повседневной практике школьного обучения по-прежнему преобладают фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися. В чем же причина не достаточного использования этого мощного ресурса в обучении детей? Очевидно, причин здесь может быть несколько. Одна из них - недооценка возможностей  обучения детей в малых группах, другая – беспокойство о том, что при обучении в малых группах на уроке работают не все учащиеся,  а лишь некоторые, так как в группе легко спрятаться за чье-то плечо.  К этому следует добавить и потерю «должной дисциплины», и шум, неизбежно возникающий при совместной работе учащихся, и неясность в вопросе о том, каким должен быть состав малой группы, как организовать её работу и т. п.   Каждый из этих вопросов может быть предметом специального обсуждения. Во-первых, дело в том, что при фронтальном обучении далеко не все учащиеся включены в работу, хотя внешне все может выглядеть благополучно, если ребенок сидит тихо и никому не мешает.   Так можно просидеть весь урок, думая о чем-то своем или тихо занимаясь посторонним делом. А все время не участвовать в работе малой группы практически невозможно. Дети в значительно большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих товарищей. Другое дело, что в разные периоды работы группы учащиеся могут принимать в ней разное участие и выполнять разные функции. Таким образом, и степень вовлеченности ученика, и особенности выполняемой работы могут быть для каждого участника группы разными. Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник так или иначе вовлекается в работу группы и достигает для  себя тех или иных результатов. Таким образом, главной проблемой является вопрос об организации групповых форм обучения.

Для того чтобы совместная работа в группе действительно состоялась и группа не только выполнила свою задачу, но и представила результаты своей работы всему классу, учителю необходимо решить ряд важных вопросов,  связанных с подготовкой учащихся к проведению работы в группе и развитию у них навыков совместной работы и исследовательских умений.    Представлю это в виде последовательных шагов подготовки к проведению на уроке – исследования  в малых группах. Шаг 1 . Определить количество групп и количество учеников в каждой группе. Этот шаг  предполагает знание ряда условий, которые необходимо соблюсти для обеспечения работы в малых группах. Прежде всего, возникает вопрос об оптимальном размере малой группы на уроке  -  это 4-5 человек. Чем это обусловлено? Ответить на данный вопрос можно, опираясь на научные исследования. Дело в том, что для продуктивного функционирования  малой группы необходимо определенное распределение ролевых позиций.  Для группового взаимодействия важно наличие представителей следующих позиций: лидера, и его оппонента, помощника лидера и сомневающегося.   Фактически эти позиции и обеспечивают выполнение участниками группового взаимодействия всех основных функций так необходимых для успешного выполнения любой деятельности:  управления, выполнения и контроля. Другим условием является количество учеников в классе, а соответственно количество  малых групп. Третьим – особенности изучаемого материала (предметное содержание: объём, сложность, форма представления).  Еще одно условие – необходимость учета временных границ урока. Так как каждая рабочая группа должна представить результаты своей работы классу. Шаг 2. Определить состав рабочей группы. Для  развития у ребёнка способности к саморегуляции деятельности ему чрезвычайно важно иметь опыт выполнения разных функций в процессе групповой работы. В связи с этим оптимальным вариантом планирования состава групп будет такой, при котором на протяжении учебного года каждый ребёнок сможет побывать и в роли лидера, и в роли его помощника, и в роли контролера. Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы. На этапе работы в малых группах дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации. При работе с текстом они учатся выбирать необходимые факты, приводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия, части и целое и т.п. Для этого важно использовать специальные рабочие листы, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию и структуировать её в соответствии с той задачей, которую решает группа.

Также учитель должен решить ещё одну задачу: обеспечить включение каждого ребёнка в процесс групповой работы. Для этого необходимо непросто обсудить и зафиксировать план работы, отдать детям  инструкции, которые определяют, что делает каждый участник команды.  Такие инструкции полезно зафиксировать в инструкционной карте, которой дети легко приучаются пользоваться. Приведу пример одной из карт.  Рассмотрите рабочий лист.

  1. По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.
  2. Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он делает.
  3. Роли распределены, можно приступать к работе.

    Понятно, что не каждый пункт, обозначенный в рабочем листе, должен сопровождаться такими инструкциями.  Уже на самых первых этапах обучения необходимо давать детям возможность  самостоятельно распределять какую-то часть работы между участниками группы.  По мере взросления детей, приобретения опыта совместной работы и развития необходимых исследовательских и коммуникативных умений необходимость в использовании инструкционных карт отпадает. Шаг 4. Спланировать представление результатов  работы каждой группы. С первых дней работы в малых группах дети учатся представлять результаты своей работы в разнообразной форме: устного отчета (доклада),  рисунка, схемы, модели, инсценировки и т. д. На первых этапах учитель  сам планирует,  в какой форме дети должны представить работу. Фактически эта информация содержится в рабочем листе (написать рассказ, представить схему, сделать макет  и т.д.).  В таком случае учителю остается только помочь детям выстроить последовательность представления так, чтобы каждый член команды принял в нем участие. Хорошим средством для этого является «Помощник представления работы» - это конверт, в котором находится несколько пронумерованных  полосок бумаги, содержащих незавершенные предложения, представляющие собой вариант начала изложения определенной части работы, выполненной группой. Первый раз учитель предлагает воспользоваться  этим средством  организации  отчета группы после того, как дети выполнили основную часть своей работы. В дальнейшем «Помощник представления»  выдается вместе с рабочими листами материалами для изучения. «Помощник преставления» может выглядеть, примерно, так:

Мы изучали … и выяснили, что ... Это лист с … дерева. Это подтверждается тем, что ...  Мы сделали вывод, что ...         Или

Мы  выявляли в продуктах наличие __________.  ____________ нужен для нашего организма_______________.  _______________ находятся в следующих продуктах: ________________.     Или так:  

Мы прочитали рассказ  о ….   Нам удалось выяснить, что … Оказывается ...   Самым интересным оказалось ... Мы сделали заключение ...

   Хочется отметить и ту важную роль, которую учитель выполняет  на этапе работы детей в группах. Пока идет работа, учитель должен как минимум один раз подойти к каждой группе, чтобы убедиться, что участники команд распределили роли, поняли содержание рабочего листа, термины, материалы для изучения. В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам  веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия). Они помогают классу осознать нормы и правила взаимодействия - как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

 Для того чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей –  это обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. Развивается  самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается знание теоретического материала и умение его использовать. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками).  Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.    

Литература:

  1. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н. Б. Шумаковой. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
  3. Начальное общее образование.  Вестник образования. 2004. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная и групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности

Обладая опытом работы в образовательной сфере свыше 24  лет, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективны...

Методическая разработка на тему «Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеурочной деятельности»

Использование кроссвордов на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности(история Санкт-Петербурга)....

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"...

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Материал для изучения групповой работы...

Выступление ММО учителей начальных классов Тема «Групповая работа как эффективная форма организации урока»

Одним из критериев качественного обучения является умение воспроизвести знания и применить их на практике в различных ситуациях. Для этого нужно иметь способ учебного сотрудничества, в этом помогут гр...