Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
презентация к уроку на тему

 

 

 

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Особенности «Дневника школьника». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_no1_potylitsina.docx26.03 КБ
Office presentation icon potylitsina.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Лесосибирска

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Особенности «Дневника школьника».

         

        

 

                                 

   

Автор:

Потылицина

 Елена Владимировна

учитель начальных классов

высшей категории

 МБОУ «СОШ №1»

 г. Лесосибирска

2012

Одним из средств формирования регулятивных универсальных учебных действий является «Дневник школьника».

 Он существенно отличается от привычного дневника, является помощником в саморазвитии школьника.  

«Дневник школьника» ОС «Школа 2100» можно назвать особенным. В чем же его особенность ?    

***Дневник имеет отличную от других дневников структуру, учит ребенка быть деловым человеком:

 1) Вступительная часть:

 Инструкция для ученика;

 Сведения о себе, классе, школе;

 План моих дел

 Чему я научусь  в этом году (общеучебные и предметные умения)

2) Недельные развороты

3) Заключительная часть:

 Мои достижения  - таблицы требований (уровень общеучебных и предметных умений)

Инструкции для учителей и родителей

***Ещё одна немаловажная особенность состоит в том, что  ребенок учится организовывать свои дела ,  учится самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов.  Дневник соединяет элементы школьного и личного дневника.   

 Остановимся более детально на самооценивании. Для начала умение оценивать свою работу необходимо сформировать. Для этого , начиная с первых уроков 1 класса учитель договаривается с ребятами о правилах оценивания. Вся работа разбивается по «шагам».

1 шаг   (на первых уроках). Даем возможность детям эмоционально оценить прошедший урок . Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.         

2 шаг (через 2-4 недели). Даем возможность оценить содержание своей письменной работы. 

Дети получают тетради с проверенными работами без отметок учителя.

Учитель

Ученики

– Откройте свою   работу! Я все посмотрела – мне очень понравилось, как вы все сделали!  

Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.).

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать ? (ОБУЧЕНИЕ 1-му пункту алгоритма самооценки.)

Кто-то (лучше, если хором) говорит, какое было задание!  

– Смотрите каждый из вас (по-своему), но очень хорошо сделал это задание!

Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что   задание выполнено?

Лучше, если хором, отвечают «Да»   обучение 2-му пункту алгоритма самооценки.)

– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания).

Смотрят на соседний лист.

–   Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться!

Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.

– Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! Например поставит значок  

Наградить себя   ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. При этом кто-то сделал аккуратно, кто-то не полностью – это на данном этапе неважно (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА – чаще необъективная.)

3-й шаг (через месяц) . устанавливается алгоритм самооценки. Ребенок уже знаком с пунктами 1и 2, добавляем пункты 3 и 4.    

– Планируя урок с самооцениванием, выбираем, когда, на каком задании, какому ученику предложим показать всему классу – как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны получить простое, чтобы точно справились без ошибок!

– После того как ученик показал классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давай вместе оценим твой ответ». Учитель задает вопросы, показывая на плакат «Как оценить свою работу?»или страничку в дневнике и подводит ученика к ответам:

Учитель

Ученик

1) Какое у тебя было задание, что надо сделать?

Называет

2) Давай сравним твой ответ и задание – ты справился?

Сравнивает и решает – да.

Все согласны? (Обращаясь к классу.)

Да.

3) Правильно или с ошибкой?

Без ошибок (если надо, обратимся к классу).

4) Сам или с чьей-то помощью?

Сам!

В конце учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя – рядом с заданием (в тетради или в дневнике) нарисуй маленький кружок и закрась его!» (Показывает на доске.)

Рисует кружок (в тетради/дневнике) и закрашивает его.

Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»

4-й шаг  Учим признавать свои ошибки 

Предлагаем ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочеты.

Когда по порядку самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.

Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»

После этого учитель предлагает ученику  поставить отметку

Учитель

Ученик

– Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание?

– Рисуем (в тетради/дневнике) кружок и закрашиваем его

– Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, нарисовать и закрасить кружок можешь?

– Да, наверно, могу.

– Но раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть?

– Лучше только часть!

– Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы снова ее не допустить.

Точно так же при ответе на вопрос 4, если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), надо получить от него признание, что помощь была. (ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ за это признание.) И так же предложить ему закрасить кружок рядом с заданием не полностью.

Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.

5 шаг. Учимся признавать свою неудачу  

В какой-то момент надо предложить ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.

 Учитель

Ученик

– Какое у тебя было задание, что надо было получить?

Объясняет задание.

– Сравни со своим ответом – тебе удалось выполнить задание?

Сравнивает и признает (вполне возможно, что не сразу, а после доказательных разъяснений), что нет – цели не достиг.

– Получается, ты делал это задание, но сделать не смог?

– Да.

– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог!

– Как же поступить? Закрашивать кружок можно?

– Наверное, нет.

– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием?

– Можно!

– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится!

6-й шаг  Используем развитое умение самооценки!  

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всем классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение самостоятельно.

Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Работа по формированию самооценки продолжается и дальше. Во 2 -4 классах ставятся общие цели на учебную неделю (в конце недели оценивается) проводится самооценка дня, фиксируются успехи ребенка на текущей неделе.  

В конце каждой четверти учитель вместе с детьми обсуждает достижения по каждому предмету.       

Во 2, 3, 4классах умения разделяются на предметные и метапредметные.  

Подобную работу можно проводить и в простых дневниках, работая по любой учебной программе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дневник – помощник в саморазвитии школьника Дневники 1 – 4-го кл. Образовательной системы «Школа 2100»

Слайд 2

Общая структура каждого дневника 1) Вступительная часть : Инструкция для ученика; Сведения о себе, классе, школе; План моих дел Чему я научусь в этом году (общеучебные и предметные умения) 2) Недельные развороты 3) Заключительная часть : Мои достижения - таблицы требований (уровень общеучебных и предметных умений) Инструкции для учителей и родителей

Слайд 3

Главные особенности дневника школьника: 1) «Он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела». 2) Обучение самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. 3) Помощь в саморазвитии личности через саморефлексию: соединение элементов школьного и личного дневника.

Слайд 4

Алгоритм введения правила «Самооценка» 1-й шаг (на первых уроках). Даем возможность детям эмоционально оценить прошедший урок . Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.

Слайд 5

1 шаг : учимся оценивать свое эмоциональное состояние

Слайд 6

2 шаг (через 2-4 недели). Даем возможность оценить содержание своей письменной работы. 1. Какое у вас было задание? 2 . Удалось ли сделать?

Слайд 7

3-й шаг (через месяц) . устанавливается алгоритм самооценки. Ребенок уже знаком с пунктами 1и 2, добавляем пункты 3 и 4.

Слайд 8

4-й шаг. Учим признавать свои ошибки. 5-й шаг . Учимся признавать свою неудачу 6-й шаг. Используем развитое умение самооценки!

Слайд 9

2–4-й классы. Недельные развороты - ставим общую цель на неделю (достиг ли Я) -оцениваем впечатления о прошедшем дне

Слайд 10

2–4-й классы. Недельные развороты - чего достиг лично ты

Слайд 11

1 класс. «Мои успехи в школе и вне школы»

Слайд 12

Таблица результатов (с.118-121) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...