Аборигены цифрового общества - мои ученики.
учебно-методический материал на тему

Шпиль Екатерина Сергеевна

1.     Жизнь в мире информационно-коммуникационных технологий. Эта среда влияет на нас вне зависимости от степени нашей вовлеченности в неё.

2.     Понятие и виды ИКТ.

3.     Наши дети «Аборܰиܰгеܰнܰы цܰифроܰвоܰго обܰщестܰвܰа»

4.     Внедрение ИКТ на уроках и занятиях. Как и где это применять: документ-камера, Interwrite Workspace, принтер, сканер, Workspase, цифровая лаборатория, система Interwrite Response, набор LEGO Education, виртуальный конструктор Lego Digital Designer, среда программирования Scratch

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ в обучении481.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы.

  1. Жизнь в мире информационно-коммуникационных технологий. Эта среда влияет на нас вне зависимости от степени нашей вовлеченности в неё.
  2. Понятие и виды ИКТ.
  3. Наши дети «Аборܰиܰгеܰнܰы цܰифроܰвоܰго обܰщестܰвܰа»
  4. Внедрение ИКТ на уроках и занятиях. Как и где это применять: документ-камера, Interwrite Workspace, принтер, сканер, Workspase, цифровая лаборатория, система Interwrite Response, набор LEGO Education, виртуальный конструктор Lego Digital Designer, среда программирования Scratch

В современном мире информационно-коммуникационные технологии занимают важнейшее место в жизни каждого человека. Мы живём в информационном обществе. И эта среда влияет на нас вне зависимости от степени нашей вовлеченности в неё. Сегодня, как никогда, важно научиться управлять информационно-коммуникационными технологиями и внедрять их в образовательный процесс. Ведь именно сейчас человек близок к величайшим открытиям. А от подрастающего поколения зависит дальнейшая жизнь общества. И только осознанное преподавание поможет им добиться успеха, а может быть, выведет наше общество на более совершенный этап развития.

Чтобы разобраться в эффективности внедрения технологий в современную систему образования, дадим определение понятию ИКТ.

Информационно-коммуникативные технологии – это большой спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи, преобразования и распространения информации или оказания услуг.

Средства ИКТ, которые мы применяем в образовательном процессе, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

В наших школах аппаратные ИКТ представлены в виде:

  • портативных компьютеров (один на парту на двоих человек),
  • интерактивной доски,
  • проектора,
  • принтера,
  • сканера,
  • документальной камеры,
  • цифровых микроскопов,
  • конструктора LEGO Education (или целые классы – LEGO).

Второй тип – это программные средства:

  • программное обеспечение,
  • интернет-ресурсы,
  • тренажёры,
  • виртуальные конструкторы,
  • электронные учебники.

Ко многим учебникам прилагаются CD диски, которые содержат теоретический материал в аудио и видео формате, проверочные работы, тренажёры для отработки полученных знаний. Благодаря их использованию каждый ученик может работать по индивидуальной программе. Чтобы визуализировать новый материал, учитель использует различные виды презентаций, а также интерактивные плакаты. Эти средства широко представлены в различных цифровых библиотеках. Одна из самых известных – это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»[1]. Хотя многие компетентные педагоги сами создают различный визуализируемый материал с индивидуальным подходом к каждому уроку.

Обычно, при обучении детей грамоте, учителя нацеливаются в большей степени на приобретение навыков чтения и письма. И в меньшей степени – на процесс смыслового анализа текста (осознанное чтение). К счастью, ИКТ позволяют усилить этот аспект наряду с чтением и письмом.

Среܰдстܰвܰа мܰассоܰвоܰй иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи, особеܰнܰно эܰлеܰктроܰнܰнܰые, аܰктܰиܰвܰно проܰнܰиܰкܰаܰют в жܰизܰнܰь детеܰй во всеܰм мܰире. Иссܰлеܰдоܰвܰаܰнܰиܰя, проܰвоܰдܰиܰмܰые в США и Еܰвропе, поܰкܰазܰаܰлܰи, что до 80% иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи, поܰлучܰаеܰмоܰй детܰьܰмܰи к 11-ܰлетܰнеܰму возрܰасту, воспрܰиܰнܰиܰмܰаетсܰя из источܰнܰиܰкоܰв, не иܰмеܰюܰщܰих буܰмܰаܰжܰнܰых носܰитеܰлеܰй.

Наши дети, «Аборܰиܰгеܰнܰы цܰифроܰвоܰго обܰщестܰвܰа», преܰдстܰаܰвܰлܰяܰют собоܰй перܰвое поܰкоܰлеܰнܰие, вܰыросܰшее нܰа ноܰвܰых техܰноܰлоܰгܰиܰях. Оܰнܰи прܰиܰвܰыܰкܰлܰи ко всеܰм вܰиܰдܰаܰм цܰифроܰвܰых иܰгр и иܰнструܰмеܰнтоܰв, которܰые яܰвܰлܰяܰютсܰя неотъеܰмܰлеܰмоܰй чܰастܰьܰю их жܰизܰнܰи. Цܰифроܰвܰаܰя деܰятеܰлܰьܰностܰь дܰлܰя нܰих - естестܰвеܰнܰнܰаܰя среܰдܰа обܰитܰаܰнܰиܰя.

И на самом деле, мы сталкиваемся с тем, что ребенок быстрее разбирается в инструкции (к программе или технологии), чем взрослый человек.

Нܰаܰкоܰнеܰц, «ܰаборܰиܰгеܰнܰы цܰифроܰвоܰго обܰщестܰвܰа» иܰмеܰют иܰноܰй тܰип коܰнܰцеܰнтрܰаܰцܰиܰи вܰнܰиܰмܰаܰнܰиܰя. Оܰнܰи, в цеܰлоܰм, не моܰгут коܰнܰцеܰнтрܰироܰвܰатܰьсܰя доܰлܰгое вреܰмܰя и перехоܰдܰят от оܰдܰноܰй зܰаܰдܰачܰи к друܰгоܰй очеܰнܰь бܰыстро. Оܰнܰи «ܰмܰноܰгозܰаܰдܰачܰнܰые», иܰлܰи вܰыпоܰлܰнܰяܰют несܰкоܰлܰьܰко зܰаܰдܰач оܰдܰноܰвреܰмеܰнܰно (пܰарܰаܰлܰлеܰлܰьܰно иܰлܰи переܰкܰлܰючܰаܰясܰь с оܰдܰноܰй зܰаܰдܰачܰи нܰа друܰгуܰю). Шܰкоܰлܰьܰнܰиܰкܰи преܰдпочܰитܰаܰют обучеܰнܰие через вܰизуܰаܰлܰьܰнܰые и грܰафܰичесܰкܰие источܰнܰиܰкܰи, неܰжеܰлܰи чеܰм через теܰкст. Оܰнܰи прܰиспособܰиܰлܰисܰь учܰитܰьсܰя через иܰнтерܰаܰктܰиܰвܰностܰь и иܰгрܰы, прܰиܰвܰыܰкܰлܰи к оܰгроܰмܰнܰыܰм объеܰмܰаܰм иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи (ܰи доܰлܰжܰнܰы нܰаучܰитܰьсܰя, кܰаܰк с нܰиܰмܰи рܰаботܰатܰь, аܰнܰаܰлܰизܰироܰвܰатܰь, сортܰироܰвܰатܰь и оܰцеܰнܰиܰвܰатܰь)

ИКТ мы начали использовать с первого класса.  В основном пользовались интерактивной доской для наглядности материала. Удобно было пользоваться документ-камерой, детям показывать лучшие работы, а также ошибки в оформлении, которые так часто допускают дети в первом классе. Когда в учебном процессе появились рабочие тетради на текстовой основе, то мы вспомнили про сканер и Interwrite Workspace.  Сканируя рабочую тетрадь и выводя её на Workspase, учитель может на интерактивной доске решать задачи, как в рабочей тетради. Это даёт наглядность процесса, и сильно экономит время – не надо переписывать примеры, перерисовывать схемы и т.д. Программное обеспечение Interwrite Workspace даёт много возможностей. В основном, востребованы инструменты рисования, манипуляции с объектами, шторки. Особенно широко используется на уроках математики. Научившись чертить фигуры, понимаешь, как много времени урока экономится на построении геометрических фигур. Очень нравится использовать прием возврата к страницам с начала урока или прокручивания страниц в обратном порядке. Часто просто пишем с учениками пером рукописные тексты. Дети быстро обучаются пользоваться этим приложением и уже через полгода, могут самостоятельно нарисовать схему для задачи,  исправить текст. Через некоторое время интерактивную доску можно использовать и на уроках окружающего мира, особенно при работе с картами. 

Естественнонаучный исследовательский проект свойственен для начальной школы. Нашим первым  исследовательским проектом было  ведение дневника ежедневных наблюдений за  процессом прорастания желудей. В конце года мы высадили их на территории школы и сейчас это уже небольшие деревца. Возможность видеть результат своего проекта, многих детей с подвиг на продолжение работ с проектами. Появились проекты с использованием цифрового микроскопа (2 класс – «Живая вода», 3 класс – «Сахар и мифы», «Почему нельзя грызть ногти»). С каждым годом все больше детей хотят проявить себя в исследовательской деятельности. Проект с использованием ИКТ предполагает некоторые или все из следующих этапов и компонентов:

  • содержательная формулировка цели исследования;
  • выбор конкретной системы объектов и процессов в           окружающем мире для проведения наблюдений;
  • качественная и количественная фиксация результатов наблюдений;
  • описание наблюдения в терминах простейших моделей;
  • представление результата;
  • простейшая интерпретация результата, сравнение результата моделирования с реальностью.

Во втором классе познакомила детей с цифровой лабораторией. Основными целями её применения в образовательном процессе в начальной школе являются: 

  • Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной активности, творческого потенциала;
  • Дети учатся навыкам сбора числовых и аудио-визуальных данных в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах с использованием цифровых датчиков;
  • Формирование у учащихся навыка самостоятельного поиска, отбора и анализа информации. 

Первые исследования, которые мы проводили с учениками, брали из  «Методических рекомендаций по использованию цифровой лаборатории». В третьем классе дети стали предлагать  свои проекты. Одним из таких проектов стал «Черным по белому».  Учащиеся интересовались – «Какой цвет ярче, черный или белый?» Они сами разработали проект, собрали данные, внесли данные в таблицу и сделали выводы. 

Размышляя над проектами, выдвигая гипотезы, наблюдая за процессами, собирая результаты и сведения, дети научились анализировать и систематизировать свои знания. 

Во втором классе начинаю использовать  ИД на уроках информатики, чтобы работать со схемами, блоками информации. Подключаю к контролю знаний систему Interwrite Response. При работе с этим программным обеспечением на экран интерактивной доски выводятся вопросы  и варианты ответов. Дети с помощью пультов выбирают верный, по их мнению, ответ. В конце теста появляется диаграмма с количеством верных и неверных ответов на все вопросы. Далее можно посмотреть отдельную статистику по каждому ребёнку. Система оперативного контроля знаний – прежде всего это: активизация работы учащихся, оперативная обратная связь, проведение текущего, рубежного, итогового и др. видов контроля знаний. 

C:\Users\user\Desktop\IMG_0044.JPG

Результаты автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.

 Ребятам очень нравится отвечать на вопросы, выбирая вариант ответа при помощи пульта и сразу оценить качество собственных знаний.          

Такую форму контроля знаний удобно использовать  на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.

Я часто использую систему Interwrite Response для проверки орфограмм «Безударная гласная в корне слова», «Парный согласный в конце и в середине слова», «Безударные падежные окончания имен существительных», «Разделительный мягкий и твердый знак», «Удвоенная согласная» и т.п.

Применение системы  на этапе первичного закрепления помогает учителю увидеть, насколько хорошо учащиеся усвоили новый материал, алгоритм применения нового правила, и в случае затруднений сразу же организовать работу по устранению пробелов. Ученикам  же, такой контроль знаний, позволяет объективно оценить себя, понять причину собственных ошибок, стимулирует более глубоко изучить новый материал. На этом этапе урока отметки за тест не выставляются. Главная цель здесь – проинформировать, наглядно показать, как идет усвоение нового знания учителю и учащимся.

Пользоваться системой интерактивных тестов  оказалось не сложно. Учащиеся научились работать с  пультами за 1-2 урока. Подготовка опроса по началу занимала у меня от 20-25 минут, 5-10 минут (когда полностью освоила и запомнила алгоритм подготовки теста). В интернете  есть большая коллекция тестовых заданий, выполненных в программе  Word. Их я использовала для опроса учащихся, а также придумывала сама.

Используя систему голосования, я увидела  экономию: 

а) бумаги для распечатывания бумажных версий; 

б) ресурсов картриджа принтера; 

в) времени учителя для проверки бумажных версий опроса ( при использовании системы опроса  Response учитель вообще не проверяет выполнение теста, опроса, задания - программа сама сделает это); 

г) времени учителя для анализа усвоения темы каждым учеником и классом в целом (причём анализ выполненных работ можно вывести и в табличном виде, и в виде диаграмм, можно сделать анализ выполнения работы всего класса, можно по каждому ученику отдельно) 

Использование системы  Response существенно повысило мотивацию учащихся. 

К третьему классу учащиеся уже хорошо владеют компьютером, умеют работать в Word, рисовать в Paint, управлять цифровой лабораторией. К этому времени многие дети осознают, что хотят дальше знакомиться  с ИКТ.  Переходим к этапу обучения программированию на компьютерах.

 На внеурочных занятиях собираем различные фигурки из набора LEGO Education, подключаем  их к компьютерам и начинаем писать для них программу, а также придумываем историю про персонаж, который собираем.

C:\Users\user\Desktop\IMG-20160817-WA0000.jpg

В инструкции к набору, описаны 12 фигур вместе с программами. Дети учатся работать над проектами, которые описаны в сертифицированных учебных пособиях. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие творческих способностей. Когда обучающиеся собрали все фигуры из пособия, они придумывают своих персонажей и программы к ним. Задачи программ дополнительного образования LEGO Education: развить творческие способности и умение правильно выразить словами замысел работы, научить проводить анализ ситуации на элементарном уровне, развить логическое и техническое мышления. К сожаление, если в классе большое количество человек, то наборов Лего на всех может не хватить (оптимальное количество человек на один набор 2-4). В этой ситуации к нам приходит на помощь виртуальный конструктор Lego Digital Designer. Т.е. те дети, которым не хватило набора лего, могут создавать свои модели в виртуальном пространстве. А на следующем занятии школьники меняются местами.

http://cwer.ws/media/files/u614910/Miscellaneous18/2011-03-16_200901.jpg

Работа ученика третьего класса.

У этой программы есть только один минус – она полностью на английском языке. Но этот минус, мы с учителем английского языка превратили в плюс. Теперь в словарь по английскому языку добавились новые слова, те которые обозначают интерфейс программы.  

После освоения программ дополнительного образования LEGO Education, мы перешли к составлению более сложных алгоритмов. Для этого мы познакомились с визуальной объектно-ориентированной средой программирования для обучения школьников младших и средних классов – Scratch. Scratch создан как продолжение идей конструктора Лего. Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Выбираем русский язык и начинаем программировать.  Сейчас ребята уже могут спрограммировать простой мультфильм. Работая в этой среде  учащиеся визуализировали математические навыки через выполнение задач программирования мультимедия приложений Scratch; это и выработка навыков работы в команде; это борьба с комплексами и неуверенностью, когда ты выставляешь свои работы на всеобщее обозрение и должен учиться быть готовым выслушать критику, равно как и похвалу. 

Scratch открывает более широкую дорогу в мир познания техники. Ведь в нём также предусмотрена работа со внешним оборудованием, помимо камеры и микрофона - это набор PicoCricket, собранными моделями или отдельными деталями которого можно управлять через Scratch. Это уже совсем взрослая электроника, но в удобной, познавательной форме!

Ещё один серьезный этап, который начинается в четвертом классе, это подготовка к написанию сочинений. Гипермедиа сочинение — это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, что совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации любое исправление может потребовать больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов и т. д. выполняются быстро и без особого труда. Ребята работают  по двое, обсуждают, делятся мыслями, учатся уважать мнение других. В результате расширяется словарный запас, развиваются навыки общения.

Современному учителю необходимо научиться умело использовать и применять в своей практике новое интерактивное оборудование, тогда наши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики.


[1] http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...

Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.

Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками...

Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Тема:  Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать  формированию целостной картины мира и осознание ме­ст...

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"...