Формирование метапредметных УУД у учащихся младших классов.
статья на тему

Обухова Галина Петровна

Формирование метапредметный УУД у учащихся младших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных универсальных учебных действий  у учащихся младших классов.

                Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её  такой – задача современного учителя.

                Выпускнику начальной  школы необходимо не просто получить  необходимый багаж знаний, а, что гораздо важнее, научиться способам получения знаний, то есть, «научиться учиться». Умение  учиться становится сегодня  всё более востребованным, т.к. оно обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие личности.

                Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные  универсальные учебные действия (УУД):

              «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» (ФГОС II поколения)

             Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Общепознавательный.

4.Коммуникативный.

               В результате освоения основной образовательной программы учащимися  формируются следующие виды  учебных действий:

Предметные – знаниевые (основа предметных знаний)

                         деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности)

                         компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой    практике)

Личностные – ценностные, морально-этические, индивидуально-личностные;

Метапредметные – регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия (умения   ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность ) -  отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия (умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире): система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные учебные  действия (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми): способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

          Следует пояснить, как из предметных учебных действий формируется метапредметные универсальные учебные действия учащихся младших классов.

          Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий.

          На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, но постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от  содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации.

          Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

    Итак, метапредметные  универсальные учебные действия  имеют следующие особенности:

  • являются способностью учащегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависят от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
  • отражают способность учащегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
  • возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  • «вынуждают» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Для  формирования метапредметных универсальных учебных действий  используют:

                 Проблемно-диалогическое обучение. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Учитель лишь направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.  На уроке введения нового материала предполагается в основном два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.  

                Разноуровневое оценивание учебных успехов направлено на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. (Что оцениваем? Кто оценивает?)

             У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

             Такое оценивание направлено  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

             Разноуровневое оценивание реализовано в предметных УМК «Гармония»,  «Перспектива» (тетради для проверочных и контрольных работ), в тетрадях по диагностике метапредметных результатов, которые дети ведут с первого класса сначала с помощью родителей и психолога, а потом самостоятельно.

             Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения, введение смыслового маркирования значимых фрагментов текста.

             Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение видеть  событие с различных точек зрения, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.  

            Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа  для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

            Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

            Нацеленность исследовательской деятельности на  конечный результат создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

            Развитие познавательных универсальных учебных действий:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

            Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и с учителем и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

             Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем  в чьей-либо профессиональной или социальной роли, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.

               Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.

              Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий.  При работе над жизненными задачами создаются предпосылки для освоения познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

              Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

               Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

              Предмет «Литературное чтение» прежде всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова,  формирует индивидуальный эстетический вкус, обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств.

            Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.  Именно она обеспечивает «осознание целостности ля успешного решения коммуникативных задач».

            В условиях реализации ФГОС второго поколения необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.

Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Выступление на ГМО «Особенности формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов в условиях ФГОС»...

Формирование познавательного интереса у учащихся младших классов (статья)

Статья - это обобщение опыта по теме: "Формирование познавательного интереса у  учащихся младших классов". В статье описываются  факторы, способствующие формированию познавательного ин...

"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....

Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

В данной работе даны особенности работы по формированию УУД( универсальных учебных действий)у первоклассников....

Особенности формирования метапредметных умений у учащихся первых классов в условиях ФГОС.

В данной работе определены особенности  формирования метапредметных умений у учащихся первых классов в условиях ФГОС....