Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.
методическая разработка по русскому языку по теме

Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanieorf_navyka.rar687.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыт по формированию орфографического навыка учащихся.

(комментирование  презентации)

   Слайд 1. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.  Начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит в  «храм науки» ребёнок. Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась  всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение  качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой    школа занималась в любые времена. Одной  из составляющих частей этой проблемы является орфографическая грамотность – как  научить детей грамотно писать.

Актуальность Слайд 2

  1. Сквозная проблема курса русского языка.
  2. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. 

Цель: Слайд 3

             обобщение и систематизация опыта для более эффективного построения обучения и повышения уровня развития орфографического навыка учащихся.

Прежде чем говорить об орфографической грамотности, вспомним, что же такое орфография и орфограмма. Слайд 4

         Понятию орфограмма многие учёные-методисты по-разному дают определение:

«Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». М. Р. Львов.

          Умение находить орфограммы и правильно писать слова, предложения и тексты определяет уровень орфографической грамотности.

В современном понимании орфография — это система правил написания слов, и  состоит она из пяти разделов:

                          1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

                          2) правила употребления прописных и строчных букв;

                          3) правила переноса слов из одной строки в другую;

                          4) правила о слитных, полуслитных и раздельных написаниях слов;

                          5) пра вила графических сокращений слов.

      Говоря о сформированности орфографического навыка, нельзя не сказать и о работе памяти. Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче  и  быстрее  запоминает  конкретные  слова  и  предметы,   труднее – абстрактные слова и понятия. Важной  задачей  учителя  является обучение  школьников  запоминанию,  ознакомлению  их  с  приемами,   схемами осмысленного заучивания. Дети хорошо запоминают словарные слова, опираясь на ассоциации.         

           Исследования доказали, что наибольшая потеря информации происходит на протяжении первого дня. Благодаря  повторениям сохранение материала поддерживается на  довольно  высоком  уровне.  Если  бы повторения не ограничивались опросом и проводились  систематически,  уровень сохранения материала был бы еще более высоким. Во всех исследованиях подчеркивается: даже хорошо понятое и  один  раз  правильно  изложенное  без повторения  не  запоминается.  Поэтому надо   повторять материал в первые дни после изучения, по горячим следам,  пока  материал  не забыт. Повторение пройденного материала должно проводиться из урока в урок. Оно не просто   предупреждает   его забывание и  позволяет восстановить  забытое. Повторение  пройденного материала содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков,  делая их осознанными и прочными. В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель  как  будто  только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между  тем,  быстро  движется вперед.

  Слайд 5. Очень важно при организации повторения помнить следующие требования:

     1)   Материал повторения должен быть новым и усложненным.

     2) Больше внимания творческим работам учащихся.  

    3) Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться  к  нему    слишком долго.

    4) Повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока;

    5) Дифференцированный подход в  обучении.

Через какие современные подходы можно формировать орфографические навыки?

Это      - моделирование (орфографический разбор, списывание, диктант, изложение, сочинение);

- использование словарей;

- формирование самоконтроля.

При формировании орфографического навыка можно поставить несколько задач:  Слайд 6.

1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ребенок должен действо вать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».

2. Познакомить школьников с орфо графическим словарем, заложить ос новы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на ор фографический вопрос.

3. За счет широкого применения при ема списывания обеспечивать запоми нание орфографического облика слов разных тематических групп, т.е. развивать орфографическую память учеников.

  Слайд 7. Орфографический навык - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Он включает в себя навыки письма; умение анализировать слово с фонетической стороны; умение устанавливать морфемный состав слова; умение выделять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

        Основу каждого орфографического навыка составляют вполне  определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки  можно разрешить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:  Слайд 8.

1)  навыки,  формируемые   на   фонетико-словообразовательной   основе     (правописание корней, приставок, суффиксов)

2)   навыки,   формируемые    на    морфолого-синтаксической    основе         (правописания окончаний).

  Слайд 9. Важнейшими условиями овладения орфографическим навыком являются:

1) знание правил;

2) знание приемов, правил и умение их применять;

3) упражнения,  отображающие  эти  умения  на  всех  этапах,  включая  повторение и обобщение.

Слайд 10. Факторы формирования орфографической зоркости:

  1. Зрительный фактор.

 Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

 2.  Слуховой фактор.

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого., поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

      3.  Рукодвигательный фактор.

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

  1. Речедвигательное восприятие - орфографическое проговаривание (так, как надо писать). Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов.

Слайд 11. Результаты обучения орфографии  зависят  от  того,  насколько  развита у ребёнка способность, ставить перед собой орфографические задачи. Его важно научить:

1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы - обладать орфографической зоркостью);

2) устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять  алгоритм  решения орфографической задачи, выбирать способ решения задачи - орфографическое правило;

3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

4) проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль).

Моделирование Слайд 12.

I. Орфографический разбор помогает достичь сразу нескольких целей:

1) Реализуется одно из важнейших направлений работы современной школы – применение полученных знаний на практике.

2) Повышается самостоятельность, активность мышления школьников.

3) Грамматический разбор - средство  для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся.

4) Осуществляется дифференцированный подход.

        Орфографический разбор в начальной школе имеет свою специфику. Во-первых, исходя из уровня знаний младших школьников и особенностей их мышления, на этом этапе имеет место только частичный орфографический разбор. Во-вторых, орфографический разбор в начальных классах обязательно связывается с фонетическим и графическим разбором, поскольку формирование навыков орфографического разбора идет параллельно с формированием навыков звукобуквенного разбора, являющегося основой обучения чтению и письму, то есть основой обучения грамоте.

Слайд 13. Основные этапы работы:

  1. Букварный: соотнесение звуков и букв, запоминание графического состава слова, его зрительного образа; решение орфографической задачи.
  2. Слайд 14. Работа с орфографическим правилом: подготовка к восприятию; анализ орфографического правила; подготовка к первичному формированию  понятий анализ правила, сопровождающийся алгоритмами;  воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание и  представление.
  3. Повторение правила.
  4. Запоминание непроверяемых написаний.

      Орфографическая  зоркость   сформирована,   если   выработано   умение обнаруживать звук в слабой  позиции.  Орфографическая  зоркость  развивается постепенно.  При  систематической  тренировке  зоркость  автоматизируется  и становится частью орфографического навыка,  обеспечивая  успешное  выполнение орфографического действия. Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи: Слайд 15.

          1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая она или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить.

Алгоритм решения орфографических задач: Слайд 16.

1) выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции);

2) выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;

3) подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему;

4) выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции;

5) обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции.

Конечно, этот алгоритм регулирует написание не всех абсолютно орфограмм, т.к. в русском языке есть написания, противоречащие основному принципу, однако все эти отступления, по подсчетам ученых, составляют не более 5% написаний.

Приемы  выработки орфографической зоркости Слайд 17.

  1. Звуковой анализ.
  2. Образец анализа звучащего слова.
  3. Способ протяжного интонирования звука в целом слове.
  4. Готовая модель для самоконтроля.
  5. Прием трансформации.
  6. Подбор слов к звуковым моделям.
  7. Задания –  ловушки.
  8. Игровые приёмы.
  9. «Вставьте пропущенную букву».
  10. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
  11. Орфографическое чтение.

Классификация упражнений (по Львову): Слайд 18.

По цели, назначению: обучающие и контрольные

По характеру  мыслительной   деятельности:   аналитические и синтетические.

По виду дидактического материала: отдельные слова,  предложения, связные тексты.

По характеру работы над дидактическим материалом: меняется(творческий диктант) или нет (орфографический  разбор).

По степени самостоятельности при их выполнении.

По форме речи: письменные и устные.

По степени закрепления материала: на одну тему или  несколько; совмещаться или нет с  другими разделами.                

II. 1. Различают списывание: Слайд 19. 

                                                -  сплошное или выборочное;

                                        -  учебное или контрольное;

                                        -  простое или сложное;

                                        - по вопросам;

                                        - самодиктант;

                                        - творческое;

                                                - скоростное письмо. 

                       Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

В словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает и формирование орфографического навыка, составляющим  которого является орфографическая зоркость.

2. Орфографические минутки. Слайд 20.

Их может проводить учитель, ученик, «цепочка» учащихся, эффективно использование компьютера. Работать можно устно (с мячом, по заданию на доске) или письменно; самостоятельно, с проговариванием или с комментированием. Во время небольших словарных диктантов могут даваться задания на логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, деление на группы, выделение лишнего…).

   3.  Диктанты классифицируются: Слайд 21.

      1) по структуре текста для диктанта:

         - словарные;

         - состоящие из отдельных предложений;

         - представляющие связные тексты;

      2) по назначению:

         - обучающие и контрольные.

             Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам.

      3) по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма:

         - предупредительный

        Учащиеся устно объясняют правила написания определённых орфограмм, встречающихся в словах. Когда все орфограммы названы, текст записывается под диктовку.

         - предварительный

 Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут    спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

- с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.                  

         - комментируемый

Письмо и объяснение орфограмм происходит одновременно.

         - объяснительный

Объяснение орфограмм проводится после написания текста. При письме учащиеся разные орфограммы подчёркивают определённым способом.

      4) по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста:

         - диктанты с изменением текста:

выборочный (ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание учеников на нужной орфограмме);

 творческий (учащиеся по заданию вставляют в текст определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов, объясняя соответствующие орфограммы);

свободный (ученики думают не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей).

 Эти диктанты способствуют тому, что учащийся, проходят «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом определённые нормы».

         - диктанты с продолжением текста;

         - зрительный (диктанты проф. И. Т.Федоренко). Цель – предупреждение ошибок.

4. Изложение. Слайд 22.     

Различают:

      - зрительные или слуховые;

      - полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;

      -   повествовательные,   описательные,    художественные,    деловые,        творческие;

      - обучающие и контрольные;

      - с грамматическим заданием и без него.

5. Сочинение. 

Различают:

        - по картине;

        - по серии сюжетных картинок;

        - на тему;

        - описание, рассуждение, повествование,

        - по опорным словам.

Цель разнообразных творческих работ — развитие связной ре чи и расширение запаса слов учащихся.

   6. Письмо.

- буквенной дробью

- с пропуском орфограмм

- по памяти

- комментирования

  1. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо самоконтроль.

        В процессе освоения навыка фонемного письма происходит накопление запаса слоговых орфографических констант как элементов орфографического мышления. На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.

  1. Комментирование (объяснение написания).

       При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Используя этот прием, формируем все факторы орфографической зоркости. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:

а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;

б) комментирование написанного слова, словосочетания, предложения (учащиеся должны сами найти слово, написание которого надо объяснить);

в) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно-буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака).

  1. Доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.

Слайд 23. Формирование орфографического самоконтроля – умения контролировать ход орфографического действия (то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма) и оценивать полученный результат. Что проверять и как проверять.

Работа со словарями Слайд 24, 25. 

Памятки! Слайд 26 - 31.

Вывод Слайд 32.

  Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.   На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Орфографическая зоркость формируется, развивается по степенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упраж нениях. Для успешного развития зоркости очень важна уста новка самих учащихся на ее выработку, сознательное отноше ние. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечи вая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.

          «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».  (К. Д. Ушинский)

Слайд 33. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

Формирование орфографического навыка у слабовидящих младших школьников.

Нарушение зрения приводит к ограничению получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации, нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального оп...

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...

Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...