Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.
статья на тему

Смирнова Галина Ивановна

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva_.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика сотрудничества»

Из опыта работы учителя начальных классов.

Своим педагогическим кредо считаю стремление  к  основополагающей идеи педагогики сотрудничества – обучение без принуждения, а по желанию.  Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Мы понимаем, что знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике в начальной школе.

  • Идея совместной деятельности «ученик- ученик»

1. Совместная деятельность, на мой взгляд, базируется на умении и готовности учащегося строить диалог друг с другом. Поэтому в 1 классе, организуя работу  в парах, предлагаю учащимся использовать «Памятку общения»:

- Я думаю……, а как считаешь ты?

- На этой иллюстрации я вижу……, а что видишь ты?

- Я согласен (а) / не согласен (а) с твоим мнением, потому что….

2.  Важным  считаю умение учащегося  самостоятельно формулировать «учебный вопрос» одноклассникам.  Рассмотрим на примере задания по русскому языку: «Выпишите однокоренные слова и выделите корень».

Учитель: - Задайте одноклассникам «учебные вопросы» по заданию?

Учащиеся: -  Какие слова называются однокоренными? Какая часть слова называется корнем?

Учащиеся выслушивают ответы одноклассников, соглашаются с их мнением или возражают, доказывают, обосновывают свою точку зрения.

  • Идея развития творческих способностей учащихся.

Считаю главным  умение учителя создавать  творческую атмосферу на уроке. В УМК «Перспектива», по которой я работаю, заложено огромное количество заданий по предметам, направленных  на развитие творческих способностей обучающихся. Так на уроках литературного чтения ученики пишут первые стихотворные строчки, рассказы и отзывы. Сильным учащимся с можно поработать «Корректором» или «Редактором», т.е. откорректировать текст и исправить ошибки. За два года обучения с помощью родителей созданы  сборники творческих работ учащихся «Наши домашние питомцы», «Стихи о дружбе и  миниатюры о школе».

В рубрике «Наш театр» учащиеся  инсценируют литературные произведения. Самостоятельно распределяются на группы ,  репетируют, учат роли, готовят элементы костюмов, представляют инсценировки одноклассникам, которые в свою очередь оценивают по критериям.  Слабые учащиеся имеют возможность представить «Радиоспектакль», подготовив чтение по ролям.

На уроках  курса «Окружающий мир» часто возникают вопросы, требующие обращения к дополнительным источникам. Таким образом,  ответы к вопросам, требующие дополнительной подготовки («Вопросы для любознательных»), помещаются на стенд. Учащиеся самостоятельно находят ответы  и знакомят с ними  одноклассников. Этот приём  работы  расширяет  кругозор учащихся в интересующих их областях знаний; совершенствует умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

На мой взгляд, важно давать ребёнку право на ошибку «Спасибо за возможность ещё раз вспомнить пройденный материал», тогда он не будет бояться высказывать собственное  мнение.

В своей работе стараюсь перестроиться, сделав ставку на самостоятельную деятельность учащихся. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс.  Основным методом работы считаю проблемно-поисковый.  Проблема - варианты решения - выбор рационального способа.

Индивидуальный подход вижу,  ориентируясь на зону ближайшего развития каждого учащегося,  иду от возможностей, которыми располагает ребёнок, используя дифференцированную  форму работы.

Педагогика сотрудничества способствует развитию не только личностных качеств, коммуникативных умений младшего школьника, но и развивает мышление, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2

Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2...

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Из опыта работы учителей начальной школы

Урок открытия новых знаний по теме "Прямоугольник" УМК "Школа России" 2 класс. Учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1884 Шорина Ирина Викторовна...

Презентация "Из опыта работы учителей начальной школы по основам православной культуры".

Представлен опыт работы учителей по основам православной культуры....

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулируе...