Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2
статья по теме

Письменская Наталья Николаевна

Из опыта работы учителя начальной школы по русскому языку по ФГОС-2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя начальных классов Письменской Н.Н.

МБОУ лицей № 5 г. Каменск-Шахтинского Ростовской обл.

  Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для начальной школы.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

          Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

            Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД  на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися универсальными учебными умениями  во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. Я проработала по системе РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова деcять лет и считаю, что содержание предмета «Русский язык» как и методика преподавания, отвечают всем требованиям  концепции развития УУД.

В системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова обучение строится в соответствии со следующими принципами:

 -             принцип управления развитием- организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;

 -    принцип «восхождения от абстрактного к конкретному»– введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимание направления движения придаёт смысл движению;

 -   принцип исследования и поиска– знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;

 -   принцип моделирования– общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражения общие способы решения класса различных задач;

 -   принцип соответствия содержания и формы– использование форм организации коллективно-распределённой деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.

 В соответствии с данными принципами для описания системы Д. Б. Эльконина-В.В Давыдова достаточно одной формулы «поиск общих способов действия». А это есть ничто иное как понятие «универсальные учебные действия» как в широком понимании ( умение учиться) ,так и в более узком значении (совокупность способов действий учащегося).  Т. е. мы видим, что  ключевой составляющей системы развивающего обучения Э-Д  является обеспечение условий для развития УУД. Умение результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из прошлого опыта новое знание, самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, проявлять инициативу в новых образовательных ситуациях – эти составляющие компетентности являются неотъемлемой частью образовательной технологии Э-Д.

 При анализе содержания учебников русского языка можно заметить,  что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны.

 

 Рассмотрим несколько упражнений и постараемся выявить, для формирования каких  познавательных  учебных действий создаются условия при их выполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Из опыта работы учителей начальной школы

Урок открытия новых знаний по теме "Прямоугольник" УМК "Школа России" 2 класс. Учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1884 Шорина Ирина Викторовна...

для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...

Презентация "Из опыта работы учителей начальной школы по основам православной культуры".

Представлен опыт работы учителей по основам православной культуры....

Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулируе...