Проектный метод обучения
учебно-методический материал на тему

Снежинская Лариса Алексеевна

Сущность метода проекта, виды и классификация проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сущность метода проекта 98.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.

За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.

Теперь уже несомненно эта технология относится к технологиям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.

В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В педагогической литературе существует несколько классификаций методов проекта.

I. Классификация А.С.Сиденко.

1. По характеру результата

  • информационный
  • исследовательский
  • обзорный
  • проекты-инсценировки.

2. По форме

  • видеофильм
  • рекламный ролик
  • телепрограмма
  • интервью с известными людьми
  • журнальный репортаж
  • рок-опера.

3. По профилю знаний

  • монопроекты
  • межпредметные проекты.

4. По числу участников

  • личностные
  • парные
  • групповые.

II. По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту).

  • Морфологические – проектирование вещей
  • Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
  • Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы

III. По характеру координации.

  • С открытой, или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
  • Со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

IV. По уровню контактов.

  • Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны.
  • Международные – эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

V. По продолжительности.

  • Краткосрочные – на нескольких уроках.
  • Средней продолжительности – 1–2 месяца.
  • Долгосрочные – до года.

VI. На основе материалов Е.С. Полат.

  • Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
  • Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.
  • Ролево-игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
  • Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.
  • Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Цели проектной деятельности таковы:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие коммуникативных, исследовательских навыков,
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

Основные требования к использованию методов проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
  • Структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

Рассмотрим стадии реализации проекта.

  1. Представление темы проекта.
  2. Формулирование темы проекты.
  3. Планирование работы.
  4. Осуществление проекта.
  5. Представление проекта.
  6. Оценка проекта.

Выбор тематики проектов может быть различным. Обязательным является только то, что они должны быть актуальными и продиктованы временем.

Необходимо разумное и оптимальное внедрение метода проекта в учебный процесс, не вытесняя при этом другие методы и формы обучения учащихся.

Методы, используемые в проектной деятельности.

  • Исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)
  • Поисковые (мозговые атаки)
  • Научный метод (ролевые игры)

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов.

Предметная область знаний.

  • Совокупность соответствующих компетенций.

Интеллектуальные умения критического мышления.

  • Поиск информации.
  • Осмысление.
  • Анализ.
  • Синтез.
  • Применение.
  • Оценка.

Коммуникативные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

Проектная- исследовательская  деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....

Проектный метод обучения младших школьников.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....