Развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
статья на тему

Воронкова Юлия Дмитриевна

Статья содержит материал о развитиии исследовательских умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности  в начальной школе.

    Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

   Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении образовательного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.

Дети по своей природе - исследователи.

Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя следующее:

  • умение наблюдать;
  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • делать выводы и умозаключения;
  • умение работать с текстом;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская деятельность способствует формированию УУД, что является  одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования.  На разных этапах исследовательской работы формируются  и развиваются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.  Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальная работа, но и работа в парах, в группах, можно говорить о формировании коммуникативных УУД. В результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД.

Исследовательскую деятельность в начальной школе можно проводить через:  

  • Наблюдения.
  • Экскурсии.
  • Исследовательский эксперимент.
  • Лабораторно - практические работы.
  • Работа со словарями, энциклопедиями.
  • Проектно-исследовательская деятельность.

Объектом исследования могут быть натуральные средства обучения, такими являются:

  • коллекции (полезных ископаемых, почв, семян зерновых растений),
  • гербарии ( для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны.)
  • живые объекты природы (растения леса, луга, насекомые, птицы,  комнатные растения, растения клумбы и т.д.)

Экскурсии тесно связаны с наблюдением, с исследованием. Экскурсия может рассматриваться и как организационная форма проведения занятий по изучению  окружающего мира, и как метод обучения. Экскурсии в природу можно проводить в разное время года. В зависимости от времени года исследовать разные объекты, явления:

  • опознать деревья, кустарники, травянистые растения, насекомых;
  • увидеть сезонные изменения;
  • измерение глубины снежного покрова на разных участках и т.д.

«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский. Таким образом,  через экскурсии воспитывают любовь к своей малой родине.

  Использование данных практических методов способствует формированию  и становлению личностных характеристик выпускника начальной школы: 

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня развития исследовательских умений на уроках "Окружающий мир"

предложены варианты задания для  оценивания  уровня развития исследовательских умений у учащихся. Применять можно на уроках "Окружающий мир" в 3- 4 классах....

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира

Данный материал раскрывает суть исследовательской работы на уроках окружающего мира в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".

С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...