Инновационные педагогические технологии
статья на тему

Инновационными технологиями называют педагогические технологии,  ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ

- интерактивные технологии, 

- проектная технология, метод проектов

- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

- технология модерации,

- здоровьесберегающие технологии,  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_pedagogicheskie_tehnologii.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии

  Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителю  приходят  инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии,  ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ

- интерактивные технологии, 

- проектная технология, метод проектов

- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

- технология модерации,

- здоровьесберегающие технологии,  

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я — исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

 Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.

инновации в высшем образовании

Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

 Инновационные технологии – это педагогические  технологии  нового поколения.

В чем собственно их  новизна или инновационность?

Они представляют собой   педагогическую технологию,  которая  содержит определенный набор методов  и этапы реализации. 

Это мы все «проходили»,  тут все мы знаем. Но...  

Во – первых,   в отличие от  традиционной   технологии  инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс.  Главное в  данных технологиях  - достижение определенного (конечно,  ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с  традиционным  результатом) результата.

 Во– вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником  ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности ( то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»). 

 В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения  знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории,  правил и  т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока,  которая ему интересна.  Он постигает знания в процессе  осознанной необходимости постепенно,   пошагово под руководством учителя. 

В – четвертых, инновационные технологии  создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся  в качестве цели  на  уроках данных технологий. На первое место  выходит организация образовательного пространства урока,  которое выступает образовательной средой для формирования   ЗУНКов учащихся. 

В – пятых, инновационные технологии  меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта,  эксперта.   Большая роль отводится  организации урока,  его подготовке –   подготовка выступает краеугольным камнем в  организации  подобных уроков.

 В -  шестых,  инновационные технологии  -  это технологии личностно ориентированные,  то есть  направленные на  личностное,  то есть индивидуальное  развитие,  ориентированное на  личность каждого конкретного ученика.  Другими словами,  это  педагогические технологии,  создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения  каждого  отдельно взятого ученика с учетом его  личностных особенностей ( устойчивость внимания,  запоминания,  скорости и прочности усвоения  материала,   способа восприятия  учебной информации, состояния здоровья,    темпа деятельности,  способностей и задатков и т.д). 

  В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт  социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале  есть  приемы и методы  формирования коммуникативных навыков и навыков  и умений работы в паре,  группе,  коллективе,  команде.  

 По большому счету  их использование  направлено на развитие  всех форм мышления, которое будет  способствовать  становлению творческой и  интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.          

  Таким образом,  можно выделить следующие   признаки инновационных технологий:

-  ориентированы на получение  конкретного результата;

-  цель  урока с их  использованием -   приобретение знаний в процессе деятельности;

-  индивидуализация  процесса обучения;-  способствует социализации детей в процессе обучения  и после  окончания школы;

 -  использует  другие инновационные технологии;

-  требует от учителя  организации образовательного пространства урока;

-  устанавливает качественно новые  взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

-  способствует  творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Инновационные технологии – технологии особенные!

 Их реализации в образовательном процессе надо  УЧИТЬСЯ!!!

 Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации,  свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает   целостность системы педагогической технологии и  разрушает ее.  

 Предлагаем Вашему вниманию материалы  педагогов  по инновационным технологиям: 

1. Шестернинов Е.Е. Научно - исследовательская работа школьников  

2.  Жоголева Е.Е.  Исследовательская технология на уроках русского языка и не только...

3. Интегрирование экологического компонента в уроки гуманитарного и   естественного цикла  http://moi-rang.ru/konferencija_1.dochttp://moi-rang.ru/konferencija_1.doc .

4. Применение технологии развития критического  мышления на уроках по экологической тематике http://moi-rang.ru/konferencija_2.doc . 

5. Инновационные педагогические технологии  http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Pedagogicheskie-tekhnologii/Pedagogicheskie-tekhnologii.html

  Список использованной литературы:                                                                                     

1.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990 — С. 6  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Инновационные педагогические технологии на уроках в начальной школе.

В данной заметке рассказывается об использовании инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе....

Инновационные педагогические технологии как средство реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов....