Доклад по теме "Портфолио"
методическая разработка на тему

Мигунец Наталья Николаевна

структура портфолио в начальной школе, необходимость использования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С.Федоровского»

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития 

(городской семинар)

                                              Автор-составитель:

                                                                    Мигунец Наталья Николаевна,

                                               руководитель ШМО

                                      учителей НОО

Юрга 2016

Необходимость использования портфолио на ступени начального общего образования

Тема семинара «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития» взята не случайно, поскольку:

  • портфолио в соответствии с ФГОС НОО является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • портфолио включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов;
  • портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федерального государственного образовательныого стандарта начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Одним из значимых универсальных учебных действий становится смыслообразование – установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Уже  в младшем школьном возрасте ученик  должен задаваться вопросом, какое значение и какой смысл имеет для него учение, и уметь на него отвечать. Одним из важнейших показателей смысловой ориентации школьников является учебная мотивация. 

Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету, осознается его ценностная значимость для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Известно, что к концу обучения в начальной школе учебная мотивация снижается, что создает дополнительные сложности при переходе детей на ступень основного общего образования. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию организации учебной деятельности в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых.

Выделяют два механизма формирования мотивации. Во-первых, это сознательное воздействие непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности. Во-вторых, воздействие на личность через перестройку ее микросреды, сферы и условий деятельности. Организация обучения младших школьников работе с портфолио включает оба этих механизма. 

Понятие портфолио

Функции и задачи портфолио

 Портфолио или портфель достижений представляет собой подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

  • обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения -  оценочная  функция;
  •  фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность – диагностическая функция;
  •  поддерживает учебные цели – функция целеполагания;
  •  поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей – мотивационная функция;
  •  раскрывает весь спектр выполняемых работ – содержательная функция;
  •  обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году – развивающая функция;
  •  показывает диапазон навыков и умений – рейтинговая функция.

Основной смысл портфолио – предоставить возможность самому ученику показать все свои достижения. При этом предполагается:

 – смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету, в той или иной сфере деятельности;

интеграция количественной и качественной оценок, что предполагает не только оценивание в баллах, но и описание глубины, оригинальности представленной работы;

 – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, что предусматривает активное отношение самого школьника к полученным результатам.

Таким образом, портфолио в начальной школе помогает решать такие важные педагогические задачи, как:

– поддержка высокой учебной мотивации школьников;

–поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

– формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

– содействие индивидуализации (персонализации) образования школьников;

– создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации;

- развитие  навыков самопрезентации;

- укрепление взаимодействия семьи и школы, повышение заинтересованности родителей в результатах развития ребёнка и совместной педагогической деятельности со школой.

В современной системе образования Портфолио понимают как:

  1. сборник материалов, изменяющих учебный процесс, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками. Это помогает поддержать у школьника более высокую мотивацию личностного развития, лучше понять его интересы, зону ближайшего развития его возможностей;
  2. процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора материалов и формирования самого сборника, что даёт возможность использовать индивидуальные методы обучения;
  3. новую систему обратной связи  ученик – учитель – семья, ориентированную на более полное понимание ребёнком целей и задач своей деятельности и вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки и в итоге на улучшение учёбы; портфолио не инструмент работы учителя, а инструмент работы ребёнка и семьи.
  4. способ накопительной оценки и самооценки достижений обучающегося, влияющих на его дальнейшее самоопределение, мотивацию к обучению.

Таким образом вокруг работы с портфолио формируются метапредметные результаты, являющиеся одним из требований Стандарта.

Существует большое разнообразие моделей портфолио. Классификация портфолио представлена в раздаточном материале.

Рекомендации  по использованию портфолио

При изучении опыта работы экспериментальных школ, участвующих в реализации технологии портфолио, были выявлены некоторые затруднения и ошибки при наполнении и использовании портфолио.

1.Нарушения принципа «добровольности» при сборе документов и формировании портфолио.

Родители и педагоги пытаются включить в портфолио материалы без учета мнения ребёнка.

При наполнении портфолио должен использоваться принцип «добровольности», родители только с согласия ребёнка или по его желанию определяют, какие именно документы помещать в папку личных достижений.

2.Сбор материалов вместо ребенка.

Это объясняется, во-первых, определенным страхом, что он что-то не сможет или сделает «не так, как надо», во-вторых, у большинства детей нет навыков самоанализа и систематизации.

При сборе документов, особенно в первом классе или на начальном этапе работы, нужна определенная помощь и поддержка взрослых, однако ученик должен сам приложить усилия для наполнения потфолио. При этом осмысление своих действий поможет школьнику сформировать личное отношение к полученным результатам.

3.Отказ ребенку в помощи при формировании портфолио.

Восприятие родителями процесса формирования портфолио как дела учителя и самого  ребенка.

Разумеется, ученик должен самостоятельно работать над материалом своего портфолио, но взрослым следует активно помогать ему в этом. Это может быть простое напоминание о необходимости сбора и систематизации материалов, о включении в работу над интересным проектом, участии в конкурсах.

4.Игнорирование возможностей системы дополнительного образования, общественных и других организаций.

Многие родители считают занятия в учреждениях дополнительного образования как возможность «отвлечь» ученика от серьезных проблем и не воспринимают эти занятия как приобретение опыта в различных сферах деятельности детей.

При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования, стимулировать ребенка к участию в проводимых мероприятиях, расширяя тем самым возможности школьников для демонстрации личных достижений.

5.Сбор в портфолио только официальных документов.

Игнорирование творческих работ, отзывов, самоотчетов приводит к однобокости содержания портфолио.

Один из замыслов сбора портфолио заключается в том, чтобы помочь ученику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, демонстрации своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций.

7.Подмена систематической работы по сбору портфолио разовой акцией.

Целесообразно рассматривать портфолио не как разовую акцию, а как технологию, которая будет нужна в течение всего обучения в школе, а в дальнейшем и всей профессиональной жизни человека.

8.Завышение требований к внешнему виду оформления портфолио.

Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, поскольку это процесс творчества ребёнка, а также связано с определенными материальными затратами. Главное для портфолио – его содержание.

Таким образом, портфолио становится частью образовательной культуры, значимой частью современной образовательной среды. Ключевой смысл портфолио – формировать и работать на самоопределение обучающегося. В начальной школе Портфолио должно стать средством мотивации личностного развития ребенка. А чтобы он мог раскрыть свой внутренний потенциал, педагоги и родители должны помочь ему. Для этого и требуется портфолио. Он помогает ребенку структурировать свои работы, успеваемость, достижения. Этот материал в будущем поможет определиться с выбором дополнительных занятий, профиля, высшего учебного заведения и профессии в будущем.

На сегодняшний день нет официальных документов по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления. Поскольку портфолио используется для оценки готовности обучающегося перейти на следующую ступень обучения, каждое образовательное учреждение разрабатывает согласованное и принятое всеми субъектами образования положение в отношении ведения и использования портфолио. Речь идёт прежде всего о согласовании структуры и критериев оценки портфеля достижений.

Согласно положению нашей школы, структура портфолио включает следующие  разделы:

Титульный лист

Раздел 1. Знакомьтесь, это я.

Раздел 2. Мои учебные достижения.

Раздел 3. Мои творческие достижения.

Раздел 4. Мир моих увлечений.

Раздел 1. «Знакомьтесь, это я» заполняется ребёнком совместно с родителями и включает в себя файлы:

- Я и моё имя;

- Я и моя семья;

- Я и мои друзья.

По желанию ребёнка допускается наполнение файлами: Я – гражданин России, Моя малая родина и т.д.

Раздел 2. «Мои учебные достижения» включает целеполагание деятельности обучающегося. Содержит листы индивидуальных предметных достижений ученика по годам обучения, которые отслеживает учитель по материалам стартовой диагностики, промежуточных и итоговых  работ. Итоговые таблицы комплексных работ.

По желанию ребёнок может включать сюда выборки своих лучших работ, итоги учёбы, проекты, грамоты, дипломы, сертификаты предметных достижений.

Учитель вкладывает в портфолио систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными предметными действиями: познавательными, регулятивными, коммуникативными.

Можно поместить диаграммы, графики формирования УУД.

Раздел 3. «Мои творческие достижения» пополняется материалами, характеризующими достижения обучающегося в рамках внеучебной (школьной и внешкольной)  и досуговой деятельности. Например, результаты участия в творческих конкурсах, концертах, спортивных мероприятиях.

Оценка итогов учебной и внеучебной деятельности отражается в таблице «Общие  сведения о достижениях», в которой указывается количество набранных ребёнком баллов. По данным результатам составляется рейтинг класса и школы.

Заключительный раздел «Мои увлечения» пополняется совместно с родителями с учётом пожеланий и интересов ребёнка. Сюда можно поместить фото- , видео- и аудео- материалы творческой деятельности ребёнка.

Таким образом, данная структура отвечает всем основным функциям портфолио : целеполагания

           Мотивационной

          Развивающей

          Содержательной

           Диагностической

          Оценочной и рейтинговой.

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М. : Просвещение, 2011.- 204 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.1 / [ М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215с. -  (Стандарты второго поколения).
  3. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.В. Иванов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 128с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).

Согласно положению школы, структура портфолио включает следующие  разделы:

Титульный лист

Раздел 1. «Знакомьтесь, это я» заполняется ребёнком совместно с родителями и включает в себя файлы:

- Я и моё имя;

- Я и моя семья;

- Я и мои друзья.

По желанию ребёнка допускается наполнение файлами: Я – гражданин России, Моя малая родина и т.д.

Раздел 2. Мои учебные достижения:

-цель(например: успешно закончить школу, получить высшее образование и т.п.)

-задачи(через которые реализуется цель, например: ответственно выполнять все домашние задания, активно работать на уроках, заниматься самообразованием, участвовать в спортивных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах.

Содержит листы индивидуальных предметных достижений ученика по годам обучения, которые отслеживает учитель по материалам стартовой диагностики, промежуточных и итоговых  работ. Итоговые таблицы комплексных работ.

По желанию ребёнок может включать сюда выборки своих лучших работ, итоги учёбы, проекты, грамоты, дипломы, сертификаты предметных достижений по предметам:

-математика;

-русский язык;

-лит.чтение;

-окружающий мир

- формирование универсальных учебных действий

Раздел 3. Мои творческие достижения.

пополняется материалами, характеризующими достижения обучающегося в рамках внеучебной (школьной и внешкольной)  и досуговой деятельности. Например, результаты участия в творческих конкурсах, концертах, спортивных мероприятиях.

Оценка итогов учебной и внеучебной деятельности отражается в таблице «Общие  сведения о достижениях», в которой указывается количество набранных ребёнком баллов. По данным результатам составляется рейтинг класса и школы.

Раздел 4. Мир моих увлечений.

пополняется совместно с родителями с учётом пожеланий и интересов ребёнка. Сюда можно поместить фото- , видео- и аудео- материалы творческой деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....