«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения» «Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»
методическая разработка на тему

Старикова Ирина Анатольевна

«Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе»

 

На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали обучающиеся, услышав текст произведения в первый раз. Во время беседы учитель задает детям вопросы .например

1.Понравилось ли произведение?

2.Какое настроение возникло в ходе чтения?

3.Когда было особенно радостно или грустно?

4.О чем вы думали ,когда слушали произведение?

Для выяснения первичных представлений о произведении могут быть использованы рисунки ребят или «словесное рисование.»

Далее обучающиеся читают стихотворение про себя ,обдумывая замысел автора.

На этапе анализа произведения обучающиеся выясняют конкретное содержание произведения, его художественные особенности. При анализе содержания стихотворения ведущий метод – беседа.

Словарная работа при анализе стихотворения направлена :

1. На объяснение причин авторского выбора того или иного слова из числа синонимов.

2. Для раскрытия экспрессивного значения слова можно предложить детям подобрать и сопоставить синонимы какого-либо слова.

При отработке выразительного чтения важно обратить внимание обучающих на процесс выбора верной интонации. Работая над темпом речи ,необходимо обучить детей правилам расстановки пауз при чтении. Оценка детьми чтения своих товарищей. Этот прием напрямую связан с обучением школьников выразительному чтению ,в процессе которого они узнают критерии этой оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_starikova.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения»

«Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»

  (Выступление  на МО учителя  начальных классов Стариковой И.А.)

        

                                                           

                                                                      2012г

«Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе»

На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали обучающиеся, услышав текст произведения в первый раз. Во время беседы учитель задает детям вопросы .например

1.Понравилось ли произведение?

2.Какое настроение возникло в ходе чтения?

3.Когда было особенно радостно или грустно?

4.О чем вы думали ,когда слушали произведение?

Для выяснения первичных представлений о произведении могут быть использованы рисунки ребят или «словесное рисование.»

Далее обучающиеся читают стихотворение про себя ,обдумывая замысел автора.

На этапе анализа произведения обучающиеся выясняют конкретное содержание произведения, его художественные особенности. При анализе содержания стихотворения ведущий метод – беседа.

Словарная работа при анализе стихотворения направлена :

1.        На объяснение причин авторского выбора того или иного слова из числа синонимов.

2.        Для раскрытия экспрессивного значения слова можно предложить детям подобрать и сопоставить синонимы какого-либо слова.

При отработке выразительного чтения важно обратить внимание обучающих на процесс выбора верной интонации. Работая над темпом речи ,необходимо обучить детей правилам расстановки пауз при чтении. Оценка детьми чтения своих товарищей. Этот прием напрямую связан с обучением школьников выразительному чтению ,в процессе которого они узнают критерии этой оценки.

В 1 классе учащимся важно слушать выразительное чтение, т.к. речь окружающих –источник обогащения представлениями, средство интеллектуального развития.

Во 2 классе работа над выразительным чтением усложняется. Обучающиеся работают  самостоятельно ,определяя главную мысль произведения .К концу обучения во 2 классе ученики могут анализировать речь ,выделять интонационные особенности.

В 3 классе они могут замечать уже более тонкие смысловые оттенки текста.

В 4 классе заметно усиливается способность учеников самостоятельно замечать тонкие смысловые оттенки текста, чувствовать и понимать красоту художественных образов.Отмечать  те слова и выражения ,с помощью которых автор создает эти образы.

Заключительный этап работы над художественным произведением –беседа о прочитанном, конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Выразительное чтение каждого ученика сопровождается анализом ,в котором принимают участие весь класс.

Большое значение для воспитания художественных образов младшими школьниками имеет принцип наглядности.

А прием словесного рисования приучает детей активно вслушиваться в стихотворение ,рисовать в воображении картины природы ,развивает творческое мышление. А вот сопоставление стихотворений с музыкой помогает развитию у детей аналитических навыков ,становлению мышления.

Существует множество видов деятельности обучающихся на уроках литературного чтения. Задача учителя –творчески подойти к подбору наиболее подходящих видов работы .

 

Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения

 1. Этап предварительной «дотекстовой» работы.

. прослушивание  аудиозаписи чтения произведения.

. прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных детей.

. чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

. чтение ключевых слов из текста.

. выполнение артикуляционных упражнений.

. отгадывание загадок., обсуждение пословиц и поговорок.

 

2.Этап первичного знакомства с текстом.

. чтение текста литературного произведения про себя.

. чтение текста вслух.

. чтение текста вполголоса

. поочередное чтение текста в парах

. прослушивание чтения текста учителем

. чтение текста цепочкой по предложениям ,по абзацам.

 

3.Этап детализированной работы с текстом.

. выборочное чтение отрывков литературного произведения

. чтение текста  и установление правды и вымысла в нем.

. чтение текста с комментарием и беседой

. выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома

. чтение текста с сокращением(подготовка к краткому пересказу)

. чтение самого красивого места в тексте

. чтение текста ,пометка непонятных слов

. самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

.чтение текста по ролям.

. «Живая картина «(один ученик читает ,другой мимикой реагирует на услышанное)

. чтение литературного произведения ,составление сценария к диафильму (кратко подробно)

. пересказ произведения по цепочке.

. сравнение персонажей разных литературных произведений ,обладающих схожими чертами ,судьбами, обстоятельствами.

. чтение  литературного произведения и определения его жанра.

 .Чтение литературного произведения и нахождение в тексте (эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор.)

. работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов)

     

4. Этап обобщения изученного произведения

. конкурсное чтение стихотворений

.исценирование (драматизация)

.создание репортажа с места главного события литературного произведения

.составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках ,тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем  эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий.

Использование перечисленных видов деятельности позволит значительно обогатить устную и письменную речь обучающихся, развить возможности эмоционального восприятия детей окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению

урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....

Виды деятельности учителя и обучающихся на уроке.

Предлагаю краткий перечень видов деятельности учителя    и обучающегося на уроке русского языка в 1 классе. Эти же виды можно с успехом использовать на других уроках: математике, окружающем ...

Доклад: "Взаимодействие учителя и обучающегося на уроках литературного чтения по ФГОС"

Доклад может быть представлен для учителей начальных классов на методобъед....

Тема самообразования "Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО"

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного

Методические приемы работы учителя, направленные на формирование навыка осознанного чтения у младших школьников и понимания ими прочитанного...