Рабочая программа внеурочной деятельности 1-2 классы
календарно-тематическое планирование на тему

Абдурахманова Людмила Михайловна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

1-2  классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План внеурочной деятельности26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

1-2  классы

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………       3

2. Тематическое планирование………………………………………………………………..        7

3. Содержание программы…………………………………………………………………….        10

4. Литература…………………………………………………………………………………..         13

 

 

                                  Пояснительная записка.

С  глубокой древности человек, изготовляя различные изделия: игрушки, сувениры и т.д стремился сделать их не только удобными, но и красивыми. Материалом для работ  служило то, что дарила природа. Природа- это богатая кладовая, от неё исходит камень, бумага, дерево и т.д. Подручный материал люди использовали для украшений и изготовлений корзинок, сумок, игрушек, корзин и т.д. не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху развития науки и техники, человек охотно использует подручный материал-шишки, камни, лоскуты, нитки, картон, бумагу для изготовления различных вещей.

Обучение в кружке «Студия декоративно-прикладного искусства » делится на несколько этапов:

1.Работа с природным подручным материалом.

2.Художественное конструирование из бумаги и картона.

3.Аппликация.

4. Работа с нитками, лоскутками.

5. Бисероплетение.

Программа  актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно  - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает  глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в  кружке  даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных  видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

 В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1) Формирование ценностных основ культуры  личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;

2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;

3) Учёт особенностей культуры своего народа  (этнокультуры), а также особенности местной региональной   культуры.

Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.

 При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;

2) Потребности, интересы учащихся

3) Уровень развития коллектива;

4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.

К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожим на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

Важнейший принцип психолого-педагогической работы:

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.

 Цель программы:

1.Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

2.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия ( лоскутная пластика, техника изонити, работа с бисером, соломкой и т.д.);

3. Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей  и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучить  технологиям разных видов рукоделия;

Воспитательные:

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,  отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по  отношению к людям, культуры общения);

- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка,  чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);

-развивать образное  и пространственное  мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Общие положения

Программа кружка «Студия декоративно-прикладного искусства» рассчитана на год обучения.

Реализация программы происходит с нагрузкой   в 34 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем,  возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации   учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей  в возрасте 8 лет

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате  обучения, обучающиеся должны знать:

- виды декоративно- прикладного творчества;

-историю ремесел и рукоделий;

- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

 - название и назначение  материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации  рабочего  места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

научатся:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.

                                                                        Тематическое планирование

Тематический блок, вид занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1.  Вводное занятие – 2 часа

1-2

Знакомство с правилами безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров.

2

2.  «В чудесном лесу»  - 4 часа

3

Работы с природными материалами «Старик- лесовик»

1

4

Разноцветные жучки (из камней)

1

5

Аппликация из листьев, цветов

1

6

Жар- птица (из проса)

1

3. «Бумажный город» - 4 часа

7

Знакомство с «оригами»

1

8

Парус и рыбка (оригами)

1

9

Жар-птица (оригами)

1

10

Объемное конструирование из модулей «Лебедь»

1

4. «Ниточная страна» - 3 часа

11

Игрушка-сувенир «Вигвам»

1

12

Аппликация из резаных ниток. Пейзаж

1

13

Коконы из ниток. Утка, утята.

1

5.  «Пластилиновая гора» - 2 часа

14

Лепка персонажей «Дюймовочка»

1

15

Живопись из пластилина

1

7. «Остров ненужных вещей»-3 часа

16

Аппликация из стружек

1

17

Фоторама из фантиков

1

18

«Подснежники» (из одноразовых ложек)

1

8. «Лебединое озеро» - 2 часа

19

Аппликация из ваты, пуха, перьев

1

20

Игрушки из яичной скорлупы

1

9. «Омут плетения»- 2 часа

21

Макраме. Виды узлов

1

22

Кашпо для цветов

1

10.  «Лоскутный город» - 2 часа

23

Аппликация из ткани «Почтальон»

1

24

«Декупаж». Шкатулка.

1

11.«Башня принцессы Иголочки» - 2 часа

25

«Кот». Изонить

1

26

«В подводном мире» Изонить

1

12. «Дворец бисера» - 4 часа

27-28

Низание дугами. Фиалки.

2

29-30

Параллельное плетение. Лилии.

2

13. «Замок вязания» - 3 часа

31-32

Воздушные петли. Столбики с накидом

2

33

Воздушные петли. Столбики с накидом.

1

14.   Итоговое занятие – 1 час

34

Оформление выставки

1

15. Всего -  34 часа

Содержание программы.

Вводное занятие

Задачи кружка. Природа в жизни человека. Охрана природы. Порядок сбора материала. Отражение красоты природы в искусстве. Декоративно-прикладное искусство, его возникновение, развитие. Использование природных материалов, бумаги, ткани, бисера и т.д. Применение линии симметрии, ритма, цветовой гармонии в составлении узоров, аппликаций, композиций.

Работа из природного материала

Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.

Работы из камыша, мха, коры, веток и др.  Использование природного материала: крылаток, бересты, камыша, семян в декоративных работах.

Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна

Материалы для выполнения  аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами , клеем. Основы бумагопластики ( « пушистый шарик», « бумажный комочек», « травка»

Работа с нитками

Виды ниток. Беседа о народной игрушке.  Изготовление куклы из ниток, аппликаций из резаных ниток. Приём изготовления коконов из клея и ниток. Сувениры – птицы из коконов. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Изонить. Плетение узлами ( макраме). Изготовление кашпо.

Работа с пластилином, с солёным тестом

Знакомство с материалами. Подготовка солёного теста. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке. Лепка игрушек. Выполнение  рельефной композиции. Выполнение аппликации из пластилина, теста.

Работа с бросовым материалом

Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из  использованных флаконов , упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.

Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой.

Знакомство с основными приёмами работы с пухом, перьями, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. Домик.

Работа с тканью

Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков. Декупаж.

Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.

Бисероплетение

Правила безопасности при работе с бисером. Виды бисера. Инструменты и материалы. Параллельное плетение. Плетение дугами. Изготовление панно из бисера. Браслеты. Объёмные композиции.

Вязание крючком

Из истории вязания крючком. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда при вязании. Приёмы вязания крючком. Изготовление прихватки.

Подведение итогов годовой работы

Анализ выполненных работ. Оформление выставки.

Обеспечение программы

Материалы:

- бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;

-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа.

- проволока;

- ткани, различные по цвету, фактуре, видам;

- бисер

- природный материал, « бросовый материал  ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и  т.  д . )

- солёное тесто, пластилин;

- клей ПВА, момент;

- ракушки

Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, крючки, спицы,  пяльцы, рамки, ножницы, шило, утюг.

 Литература

1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.

2.Ляукина М.В. «Бисер». М.: АСТ, Пресс, 1998 г.

3.«Мастерилка. Игрушки из природного материала - Карапуз»., 1997 г.

4.«Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.

5.«Цветочные фантазии из бисера». Москва. Мой мир – 2007 г.

6.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.

7.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. ИД «Владис» - 2009 г.

8.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.

9.Журналы: «Я - дизайнер»

                    «Рукоделие»

10.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Академия – 1998г.

11.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Шахматы», 2-ой год обучения...

рабочая программа внеурочной деятельности для 2класса

предлагаю рабочую программу по внеурочной деятельности для 2 класса...