Педагогическое мастерство учителя - важный фактор воспитания ребёнка. (по А. С. Макаренко)
статья (2 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий. Судьба сподвигла Антона Семёновича Макаренко на спасение беспризорных детей. И он добился поразительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_masterstvo_uchitelya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мастерство учителя - важный фактор воспитания ребёнка.

     Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий. Судьба сподвигла Антона Семёновича Макаренко на спасение беспризорных детей. И он добился поразительных результатов.

     А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя. А. С. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. В результате долгих размышлений над собственной практикой он пришёл к весьма важным выводам. Мастерство педагога в понимании Макаренко – это сложнейший комплекс знаний и умений.

     В основе педагогического мастерства лежит: мастерство организатора, мастерство наставника, благородный моральный облик учителя, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой.

      В одной из своих статей «Воспитание в семье и школе» А.С. Макаренко пишет: «Мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать… Почему должен страдать ребёнок, который попал к неталантливому педагогу?... Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении». Что же имеется в виду в понимании таланта. «Талант только в небольшой мере принадлежит биологии, что в самом основном своём блеске он всегда обязан благотворному влиянию общества, работы, культуры и знания».  

     А С. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. 

     Воспитатель – всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое – уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство – мастерство наставника.         

     Также основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал отношение к своему делу, чтобы в каждом учителе «горел огонь». А чтобы зажечь других, надо гореть самому. Покоряет детей жизнерадостность педагога. В преодолении трудностей в начале работы А.С. Макаренко подчёркивал большое значение того, что он всегда ощущал себя накануне победы.            

      А.С. Макаренко требовал от учителя не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного – это энтузиазма в деле, любви и страсти в деле, преданности, чтобы человек любил свою работу. А.С. Макаренко подчёркивал большое значение общей и специальной педагогической подготовки будущего учителя, особенно умений в области «педагогической техники». Таким образом, отношение к делу и соответствующая подготовка лежат в основе мастерства.    

     Одним из самых интересных вопросов в этой связи, является вопрос о том, какого рода работу проводил А.С. Макаренко с сотрудниками своего коллектива, стремясь сделать из обычных рядовых людей подлинных мастеров своего дела. Его поведение было подчинено требованиям строгой логики, предусматривающей по существу строжайшую последовательность действий. Научно обоснованная система воспитания была такой последовательной и чёткой, что новый работник быстро проникался её требованиями и сразу находил верную линию своего собственного поведения.

Однако свой собственный пример, а также целесообразную организацию жизни и деятельности воспитанников А.С. Макаренко не считал достаточным для творческой переподготовки окружающих его учителей. Главная задача работы по подготовке воспитателя состоит в «организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых воспитатель не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребёнком и не знает, в каких случаях как нужно говорить». Выступая однажды перед учителями, Антон Семенович сказал, что стал настоящим воспитателем, когда научился простенькую фразу «иди сюда» произносить с 15-20 оттенками в голосе. Однако владение такой, с позволения сказать, актерской техникой не исчерпывает мастерства педагога, хотя и является одним из его элементов. Не может быть хорошими воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимость выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, серьёзным. Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение воспитывало. «Педагог не может не играть. Нельзя допустить чтобы наши нервы были педагогическим инструментом… Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать…».

     Игра – не как форма развлечения, а как искусство, близкое к театральному.  Но учитель не перевоплощается в литературный образ, и не играет каждый раз новую личность. Он остаётся самим собой, и именно его идейная устремлённость, личностные качества, духовное богатство – сила педагогического мастерства. Театрализация нужна, чтобы результативнее осуществлять задуманное педагогическое действие, но не на основе «ожидания чуда», а на расчёте педагогической техники.

     Педагогическая работа состоит из непрекращающихся многочисленных операций, растянутых на год, годы или проведённых в течение нескольких дней. Но всякая такая операция строится на сложной режиссуре. «Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподаваться вопросы воспитательной техники». Следуя этим теоретическим установкам, А.С. Макаренко строил свою систему работы с членами педагогического коллектива как с молодыми артистами.

     Рассматривая рекомендации А.С. Макаренко о необходимости овладеть педагогической техникой, следует отметить большое внимание к манере держаться: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, радужное настроение, бодрое, весёлое…». «Взрослый человек в детском коллективе должен уметь тормозить, скрывать свои неприятности». И не менее важно: скромность, строгость, аккуратность в одежде, которые обеспечивают внутреннюю подтянутость и духовную мобилизованность. «Я провёл с А.С. Макаренко пять лет и не помню, чтоб когда-нибудь видел его небритым, неаккуратно одетым. Его подчёркнутая аккуратность магически действовала на воспитанников», - говорил коммунар А.Г. Явлинский.

     В повседневной практике А.С. Макаренко вырабатывал внимание к «человеку в ребёнке», гибкость и отсутствие трафарета в подходе к ребятам. Обучение мастерству должно происходить в определённой обстановке внимательного отношения учителей к друг другу. «Где нет умения говорить товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там нет и не может быть педагогического коллектива».   Требовательное уважение, связанное с доверием, должно лечь в основу работы каждого учителя. Каждого воспитанника надо увлекать верой в его человеческую ценность. Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости. О необходимости любви к детям, А.С. Макаренко имел ввиду только сдержанность во внешнем выражении любви. Великая любовь к детям должна проявляться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и наигранности, в той доброте, которая всегда найдёт отклик в детской душе. Такое отношение к детям не означает, что учитель теряет право на педагогический гнев. Совершенно недопустимы раздражительность, крикливость и грубые окрики, которых воспитанники не прощают учителю, но справедливое, требовательное слово всегда покоряет детей, и они поймут законные вспышки гнева учителя, так как в негодовании учитель «проявляет себя как гражданин», отстаивающий что-то большое.

     Вопрос о том, как добиться авторитета является одним из спорных в педагогической практике. «Учительский авторитет основывается на ответственности в первую очередь. Это обязывает учителя быть с детьми честными, уметь признать ошибку, если допустил её, и извинится перед школьниками, если был в чём-то не прав». Если между учителем и школьниками устанавливаются отношения полного доверия и уважения, то учитель приобретает не просто право, а подлинную возможность предъявлять категорические требования и даже налагать запрет. Но такие требования возможны лишь когда ученик не сомневается в правоте учителя и сам учитель уверен в ней.

     Педагог должен уметь «разразиться», чтобы воспитанники почувствовали, что он сердит по-настоящему, а не разводит педагогическую мораль. «Это вовсе не означает, что вы должны кричать. Вы должны так говорить, чтобы виновный видел, что вы негодуете. Если ученик знает педагога как человека с открытой душой, у него всегда возникает мысль что он прав и что к нему надо пойти за советом».

     Если учитель пользуется у своих воспитанников большим авторитетом, то это свидетельствует о высоких качествах учителя. Ложным является авторитет, основанный на жестокости и запугивании детей. Такие учителя вызывают отвращение к себе и к своему предмету. Оскорбляет школьников мелочная требовательность, придирчивость по пустякам, нетерпимость к обычным для ребят шалостям. Только простота, естественность и настоящая близость учителя к детям вызовет подлинное уважение, признательность и любовь.

     Для успеха учителю необходимо хорошо знать и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. Следует помогать организовывать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции. Испытанная форма индивидуального воздействия на ученика – беседа с ним. Беседы неопытным воспитателем – высшее выражение педагогической техники. «Воспитанники очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание».

     То есть владея «педагогической техникой», или, как сейчас мы говорим, «мастерством педагогического стимулирования», воспитатель должен уметь влиять на детей непосредственно. А для этого многое надо знать и уметь: надо верно оценивать ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь увлечь перспективой и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств.

Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

     А. С. Макаренко утверждал: мастерство – это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером.

      Всей деятельности А.С. Макаренко был присущ боевой дух новаторства, последовательная и непримиримая борьба с формализмом, примитивизмом в педагогике, материалистическая направленность в поисках объективно-научных основ педагогического мастерства, наиболее эффективных приёмов воздействия на «воспитываемых». И многое в этом направлении ему удалось добиться. Несмотря на различия в экономико-политических и социальных принципах устройства СССР и современной России, в условиях модернизации школы указанные положения о мастерстве учителя являются фундаментальными и по-прежнему актуальны, в связи с тем, что в их основе лежат общечеловеческие и духовные принципы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

"Народная игра как важный фактор воспитания личности учащихся"

В данной статье раскрывается роль народной игры в воспитании личности ребёнка. Приводятся примеры игр,  безвозвратно ушедшие в прошлое, и их  краткое описание . Материал можно использовать п...

Внеклассная работа - как важный фактор воспитания школьников.

Выступление из опыта работы с моим классом....

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 году в номинации «Лучший учитель»

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 годув номинации «Лучший учитель»...