«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».
проект (2, 3, 4 класс) на тему

Тимофеева Наталья Степановна

       Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов дифференциации обучения выступала предметно-позиционная система обучения. Такая форма организации обучения (скорее «профильно-индивидуализированная», чем «профильно-дифференцированная»), требовала особых форм и методов обучения. На смену традиционным словесным и наглядным методикам обучения пришел исследовательский подход, при котором ученики, совершая «открытия», сами добывают знания. А принцип «нет знаний без их применения в практической жизни» породил известный «метод проектов».

      И мне бы хотелось поделиться опытом, ссылаясь на свои работы, о творческом подходе к дифференцированному профильному обучению в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon desktop.zip2.26 МБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная деятельность педагога»

Презентация: «ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

учитель начальных классов
КУ «НОСШ»
Тимофеева Наталья Степановна

Нижневартовск 2017

Введение (Слайд 1)

Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов дифференциации обучения выступала предметно-позиционная система обучения. Такая форма организации обучения (скорее «профильно-индивидуализированная», чем «профильно-дифференцированная»), требовала особых форм и методов обучения. На смену традиционным словесным и наглядным методикам обучения пришел исследовательский подход, при котором ученики, совершая «открытия», сами добывают знания. А принцип «нет знаний без их применения в практической жизни» породил известный «метод проектов».

И  сегодня я буду говорить о творческом подходе к дифференцированному профильному обучению в начальной школе, ссылаясь на свои работы.

2. Индивидуальный план ученика (слайд 2)

Каким же образом, в практической  деятельности повысить познавательный процесс учащихся, а следовательно, и  мотивационную сферу в той или иной области обучения.

Это возможно при наличии базы данных, индивидуальных особенностей темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, возможностей и способностей обучающихся. Поэтому я выстраила индивидуальный план развития учащихся, который предполагает конечный результат.

1. Методика Савенкова (определение склонностей ребенка).

2. Методика Равена (определение общеучебных навыков способностей ребенка).

3. Определение сферы интересов.

4. Определение оптимальных форм работы с учеником.

а) на уроке:

дифференцированный подход, уровневые задания, учебные проекты;

б) внеклассная деятельность:

предметные, научные исследовательские работы, социальный проект

3. Методика определения склонностей ребенка (Слайд 3)

        Для выявления интересов и склонностей ребенка младшего школьного возраста я использовала методику психолога Савенкова. С ее помощью можно получить информацию об интересах детей из разных источников: самих детей, их родителей, а так же учителей.

Выявление интересов и склонностей ребенка – дело очень сложное. Исследователями  отмечаются не совпадения между интересами и склонностями, способностями и одаренностью – эти явления тесно связаны между собой. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно – ребенок интересуется, обычно, той сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.

Таким образом, интересы и склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка, предпосылка их развития, с другой.

И так в 3-а классе, было проведено анкетирование учеников и их родителей, и обработка результатов.  Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

 (слайд 4)

И в результате обработки данных я получила следующие результаты.

Анализ диаграммы.

Склонности учащихся 3-а класса.

Целью этого диагностирования является не только выявить склонности, но и развивать их.

4. Исследовательская деятельность (слайд 5)

И мне бы хотелось остановиться на внеурочных формах работы высокого уровня трудности, а именно исследовательской деятельности и проекте.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все более применение. Учащимся предлагаю задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах, которые способствуют развитию познавательной активности, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

При организации учебно-исследовательской деятельности в той или иной сферы, считаю, что поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка. Исследовательские работы выполнялись детьми добровольно, и обеспечены были необходимым оборудованием, средствами и материалами. Исследования основывались на любознательности и не предполагали достижения определенного результата. Представляли собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являлись новые знания. Итогом работы и главным этапом обучения юных исследователей стали выступления на детской конференции. Где создавалась «ситуация успеха» для каждого школьника. Все работы необходимо было похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

И примером таких работ являются работа Василькоровой Анжелики…

Анализ работы Власова М.(слайд 6-7)

И здесь можно заметить, что одна из задач профильной дифференциации, а именно развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников решается путем исследовательской деятельности.

5. Проектная деятельность (слайд 8)

Технологии дифференцированного профильного обучения, направленные в первую очередь на приобретение новых знаний той или иной сферы, на индивидуальное развитие каждого ребенка в зависимости от уровня его подготовки. К такой технологии относится метод проектов. Процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

        Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разрабатывая проект мы знали, что получим в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое и направлено на создание какого-либо нового продукта. Нашим продуктом стало учебное пособие в электронном виде.

Слайд 9-12

Анализ социального проекта.

Несложность проекта обеспечивает успех выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. (возможно учебных)

Слайд 13-21

Поскольку каждого человека природа наделила склонностью к какой-либо сфере, то мы не должны забывать о развитии интереса и к другим сферам. Учитель направляет учеников, мотивирует их. За учащимися остается выбор.

Анализ сообщений в виде презентаций различного направления.

Слайд 22

В конце 4 класса была проведена диагностика по той же методике Савенкова, где можно наблюдать изменение роста склонностей. Например…

Заключение

На примере выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Творческий подход к дифференцированному профильному обучению развивает интерес к обучению и желание познавать новое. Ребенок в творчестве самоутверждается. Учитель помогает ему поверить в свои силы: «Ты не хуже всех, ты не лучше всех, ты неповторимый для своих родителей, одноклассников, учителя и себя». У школьника должно появиться желание учиться и он должен понимать, что знания получаемые им, ему же и необходимы.