Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал на тему

Физкультминутки  на уроках   представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания   и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе  урока, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья  учащихся  и продуктивность урока. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx295.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

  1. Проведение физкультминуток

Физкультминутки  на уроках   представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания   и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе  урока, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья  учащихся  и продуктивность урока. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Физминутка тесно связана с темой урока  и является переходным моментом к следующей части урока. В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Физкультминутки  проводим, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому нужно  вводить  упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

      Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. В состав упражнений для физкультминуток включаем :

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

      Физкультминутки  проводить  в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

          Познакомимся с комплексами физкультминут для профилактики нарушений зрения. Вот примерные комплекты.

 Комплекс1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  •   сделать  глубокий   вдох,   затем,    наклоняясь   вперед  к крышке парты, выдох    (повторить  5 раз);
  • крепко зажмурим, глаза, потом открыть   ( 4 раза);
  •  руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
  • смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
  •  руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
  •  держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

Комплекс 2 (по Аветисову): исходное положение стоя.

  •  руки сзади, пальцы в замок, на счет 1-2 прогнуться, отведя голову назад - вдох,
  •  вернуться в исходное положение -выдох  (4 - 6 раз);
  •  частое моргание в течение 10 секунд;
  •  положив кисти рук на плечи, делать круговые движения плечами в одну и другую стороны (6-8 раз);
  • держа голову прямо, смотреть вверх-вниз (5 - 6 раз);
  •  приседание (10-12 раз);
  • смотреть на палец, расположенный на расстоянии 20 - 25 см от глаз.

Комплекс 3: исходное положение стоя.

  •  отвести согнутые в локтях руки назад - вдох, обнять себя - выдох  (8-10 раз);
  •  зажмуриться  (8 - 10 раз);
  •  упражнения для плечевого пояса  (6 - 8 раз);
  •  круговые движения глазами в одну и другую сторону (10-15 раз);
  •  ноги врозь, наклоны туловища в левую и правую стороны (4 - 6 раз);
  •  смотреть на указательный палец перед собой 4 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть правым глазом, далее - опять двумя глазами и тоже - левым глазом.

Комплекс 4: исходное положение стоя.

  • кисти рук положить на плечи, отвести локти назад - вдох, вперед - выдох  (6-10 раз);
  • частые моргания в течение 10 секунд;
  •  на счет 1 - 2 разогнуться, голову назад - вдох, на счет 3-4 наклониться вперед -выдох  (6 - 8 раз);
  •  держа  голову  прямо,  проследить  взглядом:  вверх -вправо - вниз - влево, вверх - влево - вниз - вправо;
  • кисти на затылок, повороты туловища в стороны (4-6 раз);
  •  закрыть левый глаз, переводить взгляд правого глаза издали на расположенный перед собой палец - 10 секунд, то же - с другим глазом

Физпаузы для профилактики нарушения зрения.

Гимнастика для глаз.

I  сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 см. Затем открыть на 3-5 сек (6-8) раз.

II сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

III стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек.

Поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз.

Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руки (10-12 раз)

IV   стоя.   Закрыть   веки,   массировать   их   с   помощью круговых   движений   пальца   (верхнее   веко   от   носа   к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот) 1мин.

V  стоя. Поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25-30 см от глаза. Смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 сек, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 сек.

VI   стоя.   Голова   неподвижна.   Отвести   полусогнутую правую   руку   в   сторону,   медленно   передвигать   палец справа налево и следить, затем слева направо (10-12 раз).

VII сидя. Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко, через 1-2 сек снять пальцы с век (3-4 раза).

VIII   сидя, смотреть вдаль 3-4 сек, перевести взор на кончик носа на 3-5 сек (6-8 раз).

IX   стоя.   Голова  неподвижна.   Поднять   полусогнутую правую руку  вверх, медленно передвигать палец сверху -вниз и наоборот. Следить глазами (10-12 раз).

X  сидя.  Голова неподвижна. Вытянуть руки вперед и вправо. Рукой на расстоянии 40-50 см делать медленные круговые   движения   по   часовой   стрелке   и   следить   за кончиком пальца. Левой рукой - движения против часовой стрелки (3-6 раз).

XI  стоя. Голова неподвижна. Глаза вверх, вниз, вправо, влево (6-8 раз).

XII   сидя.   Голова  неподвижна.   Поднять  глаза  кверху, сделать  ими   круговые  движения  по  часовой  и  против часовой стрелки (3-6 раз).

XIII   стоя.   Ноги   на   ширине   плеч,   опустить   голову, посмотреть    на    носок    левой    ноги,    поднять    голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты, то же самое вправо - вниз.

XIV  Вытянуть руки вперед на ширине плеч и на уровне глаз.    Посмотреть    в   правый   верхний   угол   комнаты. Перевести взор на кончик пальцев левой руки, посмотреть в верхний левый угол, перевести взор на кончик пальцев правой руки (3-4 раза).

  1. Упражнения надавливания на пальцы рук.

Методика японского врача НамикосиТакудзиро.

Воздействие надавливанием на пальцы рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Такудзиро утверждает, что пальцы представляют собой «пути обратной связи» с теми или иными органами. Например, нажатие на средний палец тонизирует мозг, снижает повышенное кровяное давление; воздействуя на мизинец, можно улучшить сердечную деятельность.

  Полезно использовать надавливание на пальцы рук в сочетании с дыхательными упражнениями по методу Стрельниковой, и эти воздействия значительно улучшают самочувствие. Нажимать следует от основания пальца до кончика, включая подушечку, в 3-4 приема. Надавливать палец нужно попеременно на лицевую, тыльную, а затем и на боковые стороны пальцев. Продолжительность надавливания - 3 сек., сила - средняя. Обрабатываются пальцы обеих рук поочередно.

3. Пальчиковая гимнастика в начале урока.

1.  Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").

3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.

11. Колокольчик, колокольчик все звенит, язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)

12. А у кошки ушки, ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

13. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво. (Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши)

4. Массаж биологически активных точек на ушной раковине.

С помощью их массажа можно быстро поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, мобилизовать функции систем, лимитирующих работоспособность (В.А. Иванченко).

Тщательно помассировать надавливанием средней силы ушные раковины от верхней точки до мочки. Продолжительность - 10-15 сек

  1.  Профилактика зрительного утомления и развитие зрения.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчимрожи.

Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.

      Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительно двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.

  1. Здоровьесберегающие технологии  В.Ф. Базарного

         Базарный Владимир Филиппович - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики.

           Сущность технологии, её отличительные особенности:

  • Ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парта и конторка.
  • Схемы зрительных траекторий;- Специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки»- Экологический букварь (картина-панно);
  • Сенсорные кресты;- Специальные держалки;

-    Специальные художественно-образные каллиграфические прописи, выполняемые перьевой ручкой и др.

       Принципы технологии В.Ф. Базарного

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного.

Во-первых, учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классах на потолке размещена схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста.

Гимнастика глаз (улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица,  оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожноhttps://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F6%2Fbazarnyy.ppt&docid=9203c8190e609e69447d95d0c0c2d072&a=bi&pagenumber=12&w=524

Ты вдоль по линиям веди

И на бочек ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

В-третьих,  важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

    Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными  ритмическими  движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами.   По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.)

В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.

Сенсорные «круги»

Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4)

Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.  

При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами и туловищем. При этом им приходится поворачиваться в разные стороны для поиска необходимого материала. Активизируют базовое телесно – координаторное чувство на фоне зрительно – поискового, зрительные  (зрительно - поисковые) стимулы несут в себе значительный  мотивационно – активизирующий заряд на весь организм.

В – четвертых, гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик из естественной ткани (шерсти, соломы) с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...