Формы и методы обучения урока
статья на тему

Ширабокова Елена Михайловна

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_obucheniya_uroka.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 С.КРИВЕНКОВСКОЕ

Доклад

на тему:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УРОКА ФГОС.»

                                                                                 

                                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                                     Ширабокова Е.М.

МБОУ СОШ №14 с Кривенковское

МО Туапсинский район

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УРОКА ФГОС.

Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше

       Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения .Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя.

      Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. . По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

 Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

  1. Нетрадиционное начало  урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф,  ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, интерактивной доски и др.

4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов».

5. Реализация личностно дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

6. Нетрадиционные виды уроков: уроки-сказки,  уроки-исследования, проектная деятельность и др.

8. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).              

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

         Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

    Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика.    

Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги

    Формулируем тему. 

      Для работы    над темой урока методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются).    

        Завершить урок, можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

      «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группеБЮ.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

  не совсем поняли тему урока  или не справились с заданием.

 «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

          - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

      Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

ДОКЛАД «Формы и методы обучения на уроках ОПК»

ДОКЛАД«Формы и методы обучения на уроках ОПК»...