Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся
проект на тему

Галина Анатольевна Бенько

Проект "Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

Бенько Галина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№2- многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»

 Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся

 В проекте выделены основные принципы современного оценивания в условиях реализации федерального государственного стандарта. Дан пошаговый алгоритм учителю для формирования умения самооценки у обучающихся  и использованию данного умения на практике. В качестве письменной фиксации результатов предлагается портфолио (портфель достижений обучающегося), лист достижений. Описывается технология оценивания учебных успехов (мини-макс) понятная каждому.

Данный проект соответствует целям и задачам  образовательного процесса,  включён в процесс преподавания и учения, являясь их существенной частью.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Разработка нового инструментария для оценки освоения новых планируемых результатов начального образования может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и межпредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательными системами.

         В современной начальной школе существует система  контрольно-измерительных материалов, способствующих оценке метапредметных результатов обучающихся. Уровень сформированности данных результатов конкретного ребенка зависит  не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированности  самого умения учиться. Для более эффективного процесса обучения и совершенствования  умений учиться необходимо определить на каком уровне  метапредметных результатов находится конкретный обучающийся.

Цель проекта: создание  пошагового  алгоритма   деятельности учителя при формировании оценки уровня достижений обучающихся.

Поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативную - правовую, методическую и специальную литературу по  теме проекта;
  2. на основе изученных материалов отобрать критерии  оценивания универсальных учебных действий и учебных достижений обучающихся;
  3. разработать инструментарий  накопительной оценки выпускника начальной школы.

Гипотеза: если  изучить  технологии и процедуры современной диагностики результатов достижения учащихся и преобразовать их к применению в конкретных образовательных условиях, то будет сформирована система оценивания результатов для  учащихся начальной школы.

Конкретными условиям для решения описанных задач  являются:

  • Образовательное учреждение  МБОУ «СШ№2- многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»;
  • Социальные партнеры: школьный музей, школьная библиотека, Центр детского творчества, детская школа искусств; городская детско-юношеская библиотека №8; МБУДО "ЦДиЮТТ" "Патриот".

Участники проекта:

педагогический коллектив, родители, обучающиеся; педагоги дополнительного образования;  библиотекари, заведующая музея, тренеры.

Объект проекта:  оценочные процедуры в образовательном процессе в начальной школе.

Предмет проекта: инструментарий пошагового алгоритма оценивая результатов достижений обучающихся.

Планируемый результат: составление конкретных методических рекомендаций  для  практической  деятельности учителя.  

Требования к метапредметным и предметным результатам общего образования, сформулированы в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Из этого следует, что учитель должен уделять внимание формированию адекватной самооценки учащихся. Важно формировать оценивание с 1 класса. Оценивание является постоянным процессом всего времени обучения.

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  • Личностные
  • Метапредметные;
  • Предметные.

Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

  • Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;
  • Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

Раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно, а повышенные уровни – таким показателем достижения планируемых результатов, как учащиеся могут самостоятельно выполнить или с помощью взрослых или сверстников.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов:

во-первых, как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

во-вторых, может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.

Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Модель системы оценки достижений метапредметных результатов в начальной школе. Она включает в себя несколько этапов:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний (мотивационный момент).
  • Целеполагание (метод исследования, групповая фронтальная работы).
  • Планирование.
  • Реализация плана.
  • Контроль и оценка.
  • Итог урока.
  • Рефлексия.

Особенности предлагаемой системы оценки:

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В течение обучения в начальной школе у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, проявляется раньше, чем «Я - концепция». Однако самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я – концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время обучения в начальной школе «Образ Я» увеличивается в два раза.

Исследования Славиной Л.С показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:

  • адекватная устойчивая;
  • завышенная устойчивая;
  • неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.

Технологии активного включения учеников  в процесс собственного учения и самооценки:

  1. Ситуация успеха.
  2. Прием снятие страха перед предстоящей деятельностью как непременное условие освобождения ребенка от психологического зажима.
  3.  Прием «Скрытая помощь».
  4. Прием «Усиление мотива деятельности».
  5. Прием «заражение» или где это видано, где это слыхано».

Алгоритм формирования умения самооценки (начало)

Шаг 1

На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)

Шаг 2

Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам?). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

Формирование умения самооценки (окончание)

Шаг 3

На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

Шаг 4

Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Шаг 5

Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

Использование сформированного умения самооценки (начало)

Шаг 1

Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

Шаг 2

Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п. 

  • Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
  • Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Использование сформированного умения самооценки (окончание)

Шаг 3

После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. 

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. 

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

                      Алгоритм самооценки: (вопросы к ученику): 

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

Диагностические методики для валидной и технологической оценки достижений учащихся:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктанты;

- контрольное списывание;

- тестовые задания;

- графическая работа;

- изложение;

- доклад;

- творческая работа;

- посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая контрольная

работа;

- диктанты;

- изложение;

- контроль техники чтения

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

- творческий отчет

- портфолио;

- анализ психолого-педагогических исследований

Инструментом оценки метапредметных результатов являются КИМы такие, как: 1) для определения уровня сформированности регулятивных УУД: методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З. Зака), а также индивидуальные листы наблюдений, достижений, диагностические карты, олимпиадные работы и т.д.; 2) для определения уровня сформированности познавательных УУД: методика проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка», методика «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман), методика «Выкладывание узора из кубиков» (П.Я. Гальперин), методики «Аналогии», «Раздели на группы», а также комплексная итоговая контрольная работа; 3) для определения уровня сформированности коммуникативных УУД: методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман), метод наблюдения (Козюренко М.А.).

Для формирования личностных УУД   используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Портфолио достижений учащегося

Выборки детских работ

  1. Выборки детских работ.
  2. Результаты стартовой диагностики
  1. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы.
  1. Результаты и материалы тематических работ.
  2. Результаты и матери алы итогового контроля.
  1. Достижения во внеучебной деятельности.

Рабочий портфолио ученика является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Именно портфолио реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Рабочий портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.

Лист индивидуальных достижений
при изучении темы, курса.

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

«Звездный» лист.

дата

За что получил «Звезду»

Подпись учителя

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной системе. Например:

УРОВНИ УСПЕШНОСТИ:            отметки

Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».

ЧАСТИЧНО – «3»

ПОЛНОСТЬЮ – «4»

Программный уровень «отлично».

ЧАСТИЧНО – «4+»

ПОЛНОСТЬЮ – «5»

Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».

ЧАСТИЧНО – «5+»

ПОЛНОСТЬЮ – «5 и 5»

Безотметочное обучение.

В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал:

Количественная (абсолютная и относительная), порядковая (ранговая и дескриптивная описательная). 

Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. 

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. 

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками: 

  • самый высокий уровень – 85-100%;
  • высокий уровень – 70-84%;
  • средний уровень – 50-69%;
  • ниже среднего – 30-49%;
  • низкий уровень – менее 30%.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе только с 5-го класса. В 1-2-х классах используется содержательная качественная характеристика достижений и трудностей учащихся. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития учащихся за учебный период;
  • уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);
  • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);
  • уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);
  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);
  • выводы о причинах проблем. Неудач и предложения по их преодолению.

При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

Качество усвоения предмета, %

85-100

Отметка в 5-балльной системе

«5»

65-84

«4»

40-64

«3»

Менее 40

«2»

Список источников

  1. Васильева С.И. Организация мониторинга метапредметных результатов обучения на начальной ступени основной школы.- http://festival.1september.ru/articles/652449/

  2. Вебинар (Webinar.ru) О.Б.Логинова, к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения». Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС.
  3. М. А. Пинская, И.М. Улановская – 2 издание, -М:Просвещение,2014-80с.-(Работаем по новым стандартам.- ISBN-978-5-09-032312-3) Новые формы оценивания. Начальная школа.
  4. Т.В. Новикова  Метапредметные результаты в начальной школе.- http://rzhev-school8.ucoz.ru/publ/fgos/fgos/t_v_novikova_metapredmetnye_rezultaty_v_nachalnoj_shkole/45-1-0-550

5. Федеральный государственный образовательный стандарт  НОО: Глава II, пункт 9,11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

«Контрольно-оценочная система, построенная на использовании различных подходов к оцениванию достижений обучающихся»

анализ современных подходов на примере отдельно взятой темы  курса «Окружающий мир» (1 класс)                        ...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Диагностические карты мониторинга уровня достижений обучающихся...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Анализ результатов диагностики учебной деятельности...

Оценочные критерии уровня достижений обучающихся в безотметочный период

Данный материал будет интересен для педагогов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями (2 вариант)...