Оценочные критерии уровня достижений обучающихся в безотметочный период
статья

Степанишина Оксана Валентиновна

Данный материал будет интересен для педагогов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями (2 вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_fond_otsenochnyh_kriteriev_murmanskoy_ksh_.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочные критерии уровня достижений обучающихся в безотметочный период.

(Фонд оценочных критериев Мурманской КШ №1 (2вариант))

Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижений обучающихся. Коллектив педагогов школы (Степанишина О. В., Ромуз Е. А., Смирнова Ю. Н.) попытался решить эту проблему и разработал свою систему и критерии оценивания в  безотметочный период.

Согласно Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы выделяются следующие виды аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (2 вариант АООП):

Текущая (полугодовая) аттестация обучающихся - включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Для оценки достижений планируемых результатов за полугодие используются следующие показатели:

0 – планируемые результаты не достигнуты, понятие (умение) не сформировано;

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику, понятие (умение) формируется;

2 –достижение планируемых результатов имеет значительную динамику, понятие (умение) сформировано на достаточном уровне

Промежуточная (годовая) аттестация - представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая аттестация - представляет собой оценку достижений результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции обучающихся последнего года обучения в образовательной организации. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, учитывается взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

На уроке происходит текущий и тематический контроль. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

В систему оценивания достижений обучающихся (выполнения практических действий, учебных задач) в безотметочный период включены следующие показатели: самостоятельность, сформированность представлений, сформированность коммуникативных навыков.

При оценке результативности достижений на уроке в зависимости от поставленных задач, возможно, оценивать степень самостоятельности ребенка.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

(степень самостоятельности)

Обозначение

цифровое или  цветовое

- Пассивное участие / соучастие:

- действие выполняется взрослым (ребёнок не включается в процесс выполнения действия; или находится рядом в качестве наблюдателя)

0/ красн

- действие выполняется ребёнком со значительной помощью взрослого ( рука ребёнка в руке взрослого; или взрослый водит рукой ребёнка, совместно берут предметы, показывают, производят действия; речь сопряжённо - отражённая (ребёнок произносит буквы, слоги, слова, фразы вместе с учителем и вслед за учителем))

1/ оран

- Активное участие

- действие выполняется ребёнком с частичной помощью взрослого (рука взрослого поддерживает, направляет руку ребёнка, под рукой взрослого ребёнок выполняет самостоятельные действия; или появляются отдельные эпизоды начальной самостоятельной активности; речь сопряжённо - отражённая)

2/ жёлт

-действие выполняется ребёнком по подражанию или по образцу  преимущественно самостоятельно (ребёнок выполняет действие подражая взрослому после наблюдения за порядком выполнения действия; или ребёнок выполняет действие глядя на образец – конечный результат не видя порядка выполнения действия; или ребёнок выполняет действия в тетради по карандашному следу или по точкам; форма речи вопросно – ответная (ребёнок задаёт простой вопрос, даёт ответ на вопрос 1-2 самостоятельными словами))

3/ зелён

- действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (словесной инструкции или графической инструкции (визуальное расписание) самостоятельно, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; форма речи вопросно – ответная)

4/ голуб

- действие выполняется ребёнком самостоятельно, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию взрослого

5/ син

- действие выполняется ребёнком самостоятельно в любой ситуации;

 - естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

6/ фиол

При оценке результативности достижений на уроке, возможно оценивать сформированность представлений ребенка об объекте.

Сформированность представлений

(узнавание (показ, называние) объекта, правильность выполнения)

Обозначение

цифровое или  цветовое

- Представление отсутствует (не узнаёт объект, не воспроизводит знания при максимальном объёме помощи)

0/  красн

- Не выявить наличия представлений (не всегда узнаёт объект; или ситуативно воспроизводит обрывочные знания со значительными ошибками; или отказывается, капризничает в момент диагностики)

1/ оранж

- Представление сформировано на уровне (узнаёт объект):

- использования по прямой - полной (или частичной) физической  или вербальной подсказке (взрослый подводит руку ребёнка или касается части тела ребёнка для выполнения необходимого действия; взрослый произносит слово или часть слова, а ребёнок повторяет или завершает слово или фразу)

2/ жёлт

- использования с косвенной подсказкой (наводящий вопрос или изображение)

3/ зел

- использования с минимальной подсказкой; воспроизводит знания с незначительными ошибками, которые исправляет по замечанию взрослого

4/ гол

- самостоятельного использования; воспроизводит знания самостоятельно без ошибок по вопросам взрослого

5/ син

- умения оперировать представлениями в новых условиях; осмысленно и с пониманием находит новые способы решения учебной задачи, последовательно и обоснованно аргументирует свои действия; устанавливает причинно – следственные связи, переносит усвоенные умения в жизненные ситуации

6/ фиол

При оценке результативности достижений на уроке, возможно оценивать сформированность коммуникативных навыков.

Сформированность коммуникативных навыков

(взаимодействие с окружающими по обмену информацией, понимание инструкции)

Обозначение

цифровое или цветовое

- Навык отсутствует (отсутствие ответной реакции при индивидуальном общении; не понимание инструкции и смысла задания)

0/   красн

- Навык формируется:

 - редко наблюдается ответная реакция при индивидуальном общении; частичное понимание смысла инструкции или задания; требуются многократные повторения, объяснения, различные виды подсказок

1/  оранж

- наблюдается ответная реакция при определённых видах стимуляции; смысл инструкций и заданий понимает частично, требуются уточнения, дополнения

2/  жёлт

- активная ответная реакция при индивидуальном общении; воспринимает индивидуальную инструкцию; понимает смысл задания при индивидуальной работе; нуждается в небольших уточнениях

3/  зел

- начинает появляться ответная реакция при фронтальной работе, частично соблюдаются правила коллективной работы; воспринимает общую инструкцию; при понимании смысла задания требуются индивидуальные дополнения

4/  гол

  • Навык сформирован

- активно включается во фронтальную работу; умеет работать в коллективе соблюдая правила (концентрирует внимание и реагирует на обращение окружающих, воспринимает и понимает речь, умеет подражать, умеет соблюдать очередность в разговоре, умеет применять навыки общения: выражать просьбы, задавать вопросы, делиться информацией и тд)

5/  син

  • наблюдается полное понимание инструкций  и смысла задания; активная спонтанная речь, умеет включаться в общую беседу соблюдая правила этикета, самостоятельно пересказывать сказку, рассказ, фильм, составлять рассказ по картине, по впечатлениям, выражать свои мысли

6/ фиол

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние (другие возможные личностные результаты).

Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная, позитивная реакция

пр

В начале года (вторая половина сентября), в конце первого полугодия (середина декабря), в конце учебного года (конец апреля – начало мая) для контроля и учёта достижений проводятся мониторинг - диагностические контрольные работы по изучаемым предметам или комплексная контрольно – диагностическая работа.

Оцениваются выполняемые задания по бальной системе с учётом следующих показателей:

  •  понимание смысла задания, инструкции обучающимся (коммуникация).
  • самостоятельность выполнения задания обучающимся.
  • правильность выполнения задания обучающимся.

Критерии оценки выполнения задания.

Степень понимания смысла задания, инструкции обучающимся. (П)

Количество баллов.

Полное понимание смысла задания, инструкции.

4 балла

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется уточнения, дополнения учителя.

3 балла

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется многократное повторение, объяснение.

2 балла

Непонимание смысла задания, инструкции.

1балл

Степень самостоятельности выполнения задания обучающимся. (С)

Количество баллов.

Задание выполняется самостоятельно.

4 балла

Задание выполняется с частичной помощью педагога.

3 балла

Задание выполняется с достаточной помощью педагога.

2 балла

Задание выполняется сопряженно с педагогом.

1балл

Степень правильности выполнения задания обучающимся. (ПР)

Количество баллов.

Безошибочное выполнение задания или самостоятельное нахождение и исправление ошибки.

4 балла

Исправление ошибки после указания учителя.

3 балла

Исправление ошибки с помощью учителя.

2 балла

Неправильное выполнение задания  или допущение ошибок.

1 балл

Уровни выполнения работы.

Уровни

%

Баллы

Отметка

Описательная характеристика

Высокий

80-100%

5

представление сформировано, достаточный запас знаний и практических навыков, проявляющихся в определённой системе при минимальной помощи взрослого или самостоятельно, иногда допускает ошибки, которые исправляет самостоятельно или по замечанию учителя, правильно понимает инструкцию

Базовый

50-80%

4

представление сформировано частично, инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя, действует адекватно, есть минимальные знания и практические навыки, проявляющиеся периодически в процессе сотрудничества с педагогом

Низкий

Меньше 50%

3

представления не сформированы, отсутствуют основные знания по разделам программы, инструкцию понимает при неоднократном повторении, требуется постоянная стимулирующая помощь учителя, наличие минимальных практических навыков у обучающихся, проявляющихся эпизодически при активной помощи взрослого

Регулярный мониторинг деятельности учащихся позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования. Он позволяет зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, фиксируя результат работы по определенному критерию, в форме таблиц, (графиков, «Листов индивидуальных достижений»), в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по итогам текущей аттестации обучающихся (полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации):

На основании сравнения показателей в течении учебного года учитель делает вывод о динамике освоения АООП и развития жизненных компетенций каждым обучающимся на конец учебного года:

0 – отсутствие динамики или регресс (нет фиксируемой динамики, замедление в развитии ребёнка, утрата приобретённых навыков, наблюдается отсутствие динамики или регресс)

1 – минимальная динамика (достижение планируемых результатов имеет положительную динамику (незначительную, минимальную), понятие (умение) формируется, действие выполняется ребёнком с помощью взрослого)

2 – средняя динамика (достижение планируемых результатов имеет положительную динамику (среднюю), понятие (умение) сформировано частично, действие выполняется ребёнком под контролем взрослого)

3 – выраженная динамика (достижение планируемых результатов имеет значительную динамику (выраженную), понятие (умение) сформировано на достаточном уровне, действие выполняется ребёнком самостоятельно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Критерий «высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года»

Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     1. Критерий «высокие результаты учебных достижений обучающихсяпри их позитивной динамик...

Критерий №1 "высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

В данной папке отражены высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года....

Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся

Проект "Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся"...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Диагностические карты мониторинга уровня достижений обучающихся...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Анализ результатов диагностики учебной деятельности...