Оценочные критерии уровня достижений обучающихся в безотметочный период
статья
Данный материал будет интересен для педагогов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями (2 вариант)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочные критерии уровня достижений обучающихся в безотметочный период.
(Фонд оценочных критериев Мурманской КШ №1 (2вариант))
Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижений обучающихся. Коллектив педагогов школы (Степанишина О. В., Ромуз Е. А., Смирнова Ю. Н.) попытался решить эту проблему и разработал свою систему и критерии оценивания в безотметочный период.
Согласно Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы выделяются следующие виды аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (2 вариант АООП):
Текущая (полугодовая) аттестация обучающихся - включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Для оценки достижений планируемых результатов за полугодие используются следующие показатели:
0 – планируемые результаты не достигнуты, понятие (умение) не сформировано;
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику, понятие (умение) формируется;
2 –достижение планируемых результатов имеет значительную динамику, понятие (умение) сформировано на достаточном уровне
Промежуточная (годовая) аттестация - представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая аттестация - представляет собой оценку достижений результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции обучающихся последнего года обучения в образовательной организации. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, учитывается взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
На уроке происходит текущий и тематический контроль. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
В систему оценивания достижений обучающихся (выполнения практических действий, учебных задач) в безотметочный период включены следующие показатели: самостоятельность, сформированность представлений, сформированность коммуникативных навыков.
При оценке результативности достижений на уроке в зависимости от поставленных задач, возможно, оценивать степень самостоятельности ребенка.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций (степень самостоятельности) | Обозначение цифровое или цветовое |
- Пассивное участие / соучастие: | |
- действие выполняется взрослым (ребёнок не включается в процесс выполнения действия; или находится рядом в качестве наблюдателя) | 0/ красн |
- действие выполняется ребёнком со значительной помощью взрослого ( рука ребёнка в руке взрослого; или взрослый водит рукой ребёнка, совместно берут предметы, показывают, производят действия; речь сопряжённо - отражённая (ребёнок произносит буквы, слоги, слова, фразы вместе с учителем и вслед за учителем)) | 1/ оран |
- Активное участие | |
- действие выполняется ребёнком с частичной помощью взрослого (рука взрослого поддерживает, направляет руку ребёнка, под рукой взрослого ребёнок выполняет самостоятельные действия; или появляются отдельные эпизоды начальной самостоятельной активности; речь сопряжённо - отражённая) | 2/ жёлт |
-действие выполняется ребёнком по подражанию или по образцу преимущественно самостоятельно (ребёнок выполняет действие подражая взрослому после наблюдения за порядком выполнения действия; или ребёнок выполняет действие глядя на образец – конечный результат не видя порядка выполнения действия; или ребёнок выполняет действия в тетради по карандашному следу или по точкам; форма речи вопросно – ответная (ребёнок задаёт простой вопрос, даёт ответ на вопрос 1-2 самостоятельными словами)) | 3/ зелён |
- действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (словесной инструкции или графической инструкции (визуальное расписание) самостоятельно, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; форма речи вопросно – ответная) | 4/ голуб |
- действие выполняется ребёнком самостоятельно, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию взрослого | 5/ син |
- действие выполняется ребёнком самостоятельно в любой ситуации; - естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр. | 6/ фиол |
При оценке результативности достижений на уроке, возможно оценивать сформированность представлений ребенка об объекте.
Сформированность представлений (узнавание (показ, называние) объекта, правильность выполнения) | Обозначение цифровое или цветовое |
- Представление отсутствует (не узнаёт объект, не воспроизводит знания при максимальном объёме помощи) | 0/ красн |
- Не выявить наличия представлений (не всегда узнаёт объект; или ситуативно воспроизводит обрывочные знания со значительными ошибками; или отказывается, капризничает в момент диагностики) | 1/ оранж |
- Представление сформировано на уровне (узнаёт объект): | |
- использования по прямой - полной (или частичной) физической или вербальной подсказке (взрослый подводит руку ребёнка или касается части тела ребёнка для выполнения необходимого действия; взрослый произносит слово или часть слова, а ребёнок повторяет или завершает слово или фразу) | 2/ жёлт |
- использования с косвенной подсказкой (наводящий вопрос или изображение) | 3/ зел |
- использования с минимальной подсказкой; воспроизводит знания с незначительными ошибками, которые исправляет по замечанию взрослого | 4/ гол |
- самостоятельного использования; воспроизводит знания самостоятельно без ошибок по вопросам взрослого | 5/ син |
- умения оперировать представлениями в новых условиях; осмысленно и с пониманием находит новые способы решения учебной задачи, последовательно и обоснованно аргументирует свои действия; устанавливает причинно – следственные связи, переносит усвоенные умения в жизненные ситуации | 6/ фиол |
При оценке результативности достижений на уроке, возможно оценивать сформированность коммуникативных навыков.
Сформированность коммуникативных навыков (взаимодействие с окружающими по обмену информацией, понимание инструкции) | Обозначение цифровое или цветовое |
- Навык отсутствует (отсутствие ответной реакции при индивидуальном общении; не понимание инструкции и смысла задания) | 0/ красн |
- Навык формируется: | |
- редко наблюдается ответная реакция при индивидуальном общении; частичное понимание смысла инструкции или задания; требуются многократные повторения, объяснения, различные виды подсказок | 1/ оранж |
- наблюдается ответная реакция при определённых видах стимуляции; смысл инструкций и заданий понимает частично, требуются уточнения, дополнения | 2/ жёлт |
- активная ответная реакция при индивидуальном общении; воспринимает индивидуальную инструкцию; понимает смысл задания при индивидуальной работе; нуждается в небольших уточнениях | 3/ зел |
- начинает появляться ответная реакция при фронтальной работе, частично соблюдаются правила коллективной работы; воспринимает общую инструкцию; при понимании смысла задания требуются индивидуальные дополнения | 4/ гол |
- активно включается во фронтальную работу; умеет работать в коллективе соблюдая правила (концентрирует внимание и реагирует на обращение окружающих, воспринимает и понимает речь, умеет подражать, умеет соблюдать очередность в разговоре, умеет применять навыки общения: выражать просьбы, задавать вопросы, делиться информацией и тд) | 5/ син |
| 6/ фиол |
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние (другие возможные личностные результаты).
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | нг |
- нейтральная реакция | нр |
- положительная, позитивная реакция | пр |
В начале года (вторая половина сентября), в конце первого полугодия (середина декабря), в конце учебного года (конец апреля – начало мая) для контроля и учёта достижений проводятся мониторинг - диагностические контрольные работы по изучаемым предметам или комплексная контрольно – диагностическая работа.
Оцениваются выполняемые задания по бальной системе с учётом следующих показателей:
- понимание смысла задания, инструкции обучающимся (коммуникация).
- самостоятельность выполнения задания обучающимся.
- правильность выполнения задания обучающимся.
Критерии оценки выполнения задания.
Степень понимания смысла задания, инструкции обучающимся. (П) | Количество баллов. |
Полное понимание смысла задания, инструкции. | 4 балла |
Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется уточнения, дополнения учителя. | 3 балла |
Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется многократное повторение, объяснение. | 2 балла |
Непонимание смысла задания, инструкции. | 1балл |
Степень самостоятельности выполнения задания обучающимся. (С) | Количество баллов. |
Задание выполняется самостоятельно. | 4 балла |
Задание выполняется с частичной помощью педагога. | 3 балла |
Задание выполняется с достаточной помощью педагога. | 2 балла |
Задание выполняется сопряженно с педагогом. | 1балл |
Степень правильности выполнения задания обучающимся. (ПР) | Количество баллов. |
Безошибочное выполнение задания или самостоятельное нахождение и исправление ошибки. | 4 балла |
Исправление ошибки после указания учителя. | 3 балла |
Исправление ошибки с помощью учителя. | 2 балла |
Неправильное выполнение задания или допущение ошибок. | 1 балл |
Уровни выполнения работы.
Уровни | % | Баллы | Отметка | Описательная характеристика |
Высокий | 80-100% | 5 | представление сформировано, достаточный запас знаний и практических навыков, проявляющихся в определённой системе при минимальной помощи взрослого или самостоятельно, иногда допускает ошибки, которые исправляет самостоятельно или по замечанию учителя, правильно понимает инструкцию | |
Базовый | 50-80% | 4 | представление сформировано частично, инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя, действует адекватно, есть минимальные знания и практические навыки, проявляющиеся периодически в процессе сотрудничества с педагогом | |
Низкий | Меньше 50% | 3 | представления не сформированы, отсутствуют основные знания по разделам программы, инструкцию понимает при неоднократном повторении, требуется постоянная стимулирующая помощь учителя, наличие минимальных практических навыков у обучающихся, проявляющихся эпизодически при активной помощи взрослого |
Регулярный мониторинг деятельности учащихся позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования. Он позволяет зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, фиксируя результат работы по определенному критерию, в форме таблиц, (графиков, «Листов индивидуальных достижений»), в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по итогам текущей аттестации обучающихся (полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации):
На основании сравнения показателей в течении учебного года учитель делает вывод о динамике освоения АООП и развития жизненных компетенций каждым обучающимся на конец учебного года:
0 – отсутствие динамики или регресс (нет фиксируемой динамики, замедление в развитии ребёнка, утрата приобретённых навыков, наблюдается отсутствие динамики или регресс)
1 – минимальная динамика (достижение планируемых результатов имеет положительную динамику (незначительную, минимальную), понятие (умение) формируется, действие выполняется ребёнком с помощью взрослого)
2 – средняя динамика (достижение планируемых результатов имеет положительную динамику (среднюю), понятие (умение) сформировано частично, действие выполняется ребёнком под контролем взрослого)
3 – выраженная динамика (достижение планируемых результатов имеет значительную динамику (выраженную), понятие (умение) сформировано на достаточном уровне, действие выполняется ребёнком самостоятельно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект" Разработка инструкций по оцениванию достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения
Даются инструкции по оцениванию достижений в условиях безотметочного обучения 1-3класс...

Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся
Проект "Система оценивания обучения, проводимого с целью определения уровня достижений обучающихся"...

Диагностика уровня достижений обучающихся
Диагностические карты мониторинга уровня достижений обучающихся...

Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.
Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организац...

Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.
1.1.Соответствие уровня образования и должностных обязанностей требованиям профессионального стандарта «Психолог-психолог (психолог в сфере образования)»1.2.Эффективность использования раб...


