Активные методы обучения
методическая разработка (3 класс) на тему

Грицанова Любовь Александровна

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.  Наиболее  эффективными активными методами  обучения  учащихся  начальных  классов  на  уроках  являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока

Организация релаксации и подведения итогов.

      Презентация учебного материала

      Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов:

       Элементы – «Изюминки».

Реализация личностно ориентированного и индивидуально —  дифференцированного   подхода   к   учащимся,   организация   групповой  деятельности школьников

Нетрадиционные виды уроков.

      Игры, игровые моменты       

     Физкультминутки.

 Активные методы обучения позволяют:

-Стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

-Раскрыть свои способности;

-Приобрести уверенность в себе;

-Совершенствовать свои коммуникативные навыки;

-Возможность формировать у учащихся творческое мышление.

-Развивать речь учащихся.

-Формировать опыт  взаимодействия  в  коллективе.

-Увеличивают  развивающий  эффект  обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Активные методы обучения316 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

«Активные методы обучения как средство формирования познавательной активности учащихся»

 

                                               

                                      Работу выполнила:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                      МБОУ СОШ № 5 поселка    Зарево

Грицанова Л. А.

 

                                                    Поселок Зарево

2016г.

                                             Содержание.

Введение…………………………………………………………...................       2

  1. Активные  методы  обучения,  используемые  при  обучении  

учащихся начальных  классов………………………………………………..     3

  1. Нетрадиционное  начало  традиционных  уроков ………………....      5
  2. Организация  релаксации и  подведения итогов ……………………    7
  3. Использование  форм интерактивного обучения  или  

       их элементов …………………………………………………………..    8

1.4  Элементы - «Изюминки»………………………………………………   8

1.5  Организация  групповой  деятельности  школьников ………………   9

1.6  Нетрадиционные  уроки ………………………………………………. 10

  1.  Игры,  игровые  моменты ………………………………………………12

2.Составная часть учебно-воспитательного процесса - внеклассная работа. 21

3. Результативность  использования активных методов обучения ……....     23

Заключение…………………………………………………………………….   24

Список литературы……………………………………………………………   25

Приложения ……………………………………………………………………  26

 

Введение.

      Помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

     Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

     Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

     Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

      А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

    Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

     В настоящее время во всем педагогическом сообществе осознана важность и необходимость развития  познавательных способностей учащихся на уроках  в начальных классах. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает,  уже недостаточно только их усвоения, а важно привить учение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире.  

Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

      Все выше сказанное и определило актуальность темы и заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса. Кроме того, актуальность темы подтверждается Законом об образовании,   где нашла свое отражение идея необходимости активизации познавательной деятельности школы.

Цель моей методической разработки показать на основе опыта работы значимость активных методов обучения на уроках во втором классе.

Задачи.

  1. Разработка  и  подбор  активных методов  обучения  к  урокам.
  2. Выявить  положительные  аспекты обучения с  использованием  активных методов  обучения
  3. Развитие  творческой  активности, инициативности, самостоятельности учащихся  посредством применения активных  методов  обучения.

  1. Активные  методы  обучения,  используемые  при  обучении  

учащихся начальных  классов.

       Проблема активности учащихся в процессе обучения - одна из самых актуальных в современной образовательной практике.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

  Отличительные особенности активного обучения:

•  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

•  самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

  Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.     Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

 Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают;

20 % того, что слышат;

30 % того, что видят;

50 % того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся  удерживают в памяти :

80% того, что говорили сами;

90 % того, что делали сами.

Наиболее  эффективными активными методами  обучения  учащихся  начальных  классов  на  уроках  являются:

  1. Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, ребус, загадка, анаграмма).
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  3. Организация релаксации и подведения итогов.
  4. Презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.
  5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «интервьюирования различных персонажей».
  6. Элементы – «Изюминки».
  7.  Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного   подхода   к   учащимся,   организация   групповой  деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
  8. Нетрадиционные виды уроков:   экскурсии, уроки-сказки,   проектная деятельность и др.
  9.  Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных  форм и методов  обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Вашему вниманию я хочу представить методы активного обучения, используемые мною на уроках во  2 классе.

  1.  Нетрадиционное начало традиционного урока.

Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения  за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и  память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами.

    Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.

Так, например, начиная  тему «Люблю  природу  русскую» ( Литературное  чтение), я загадала им загадки о временах года с  целью  активизации  творческой  деятельности  учащихся.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санях прокатила.

( Зима).

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

( Осень).

   При  проведении  словарных  диктантов загадываю загадки, а дети пишут отгадки – словарные слова, в которых ставят ударение и подчеркивают «опасное» место.

1. Птичка – невеличка,

    Ножки имеет,

    А ходить не умеет.

    Хочет сделать шажок-

    Получается прыжок.

    ( Воробей).

2. Любопытный красный нос

    По макушку в землю врос,

    Лишь торчит на грядке

    Зеленые пятки.

    ( Морковь).

3.  С хозяином дружит,

     Дом сторожит,

     Живет под крылечком,

     А хвост колечком.

      ( Собака).

На уроке «Окружающего мира» при  изучении  темы « Дикие и домашние животные. Комнатные растения» я использовала загадки

Загадки:

1) У кого рога длиннее хвоста? (Коза).

2) Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья).

3) Домовитая хозяйка

    Пролетала над лужайкой,

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.  ( Пчела).

Все загадки распределяю по темам, что удобно для использования. В  некоторых случаях к загадкам дети рисуют отгадки.

Рядом идёт работа над пословицами и поговорками. Ребята сразу замечают такие короткие, выразительные, поэтические произведения, полные ярких образов. Это как «живая вода» для малышей. Это приносит радость, учит ценить в жизни честность и справедливость. Пословицы и поговорки более ценны, когда работаем над произведением. Например, при чтении рассказа  Н. Булгакова «Анна,  не  грусти», нужно выбрать ту пословицу, которая раскрывает смысл произведения и подходит к рассказу:

     Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.

     Настоящий друг познаётся в беде.

(Объяснить выбор и смысл пословиц)

    Считалки, скороговорки, чистоговорки помогают детям развивать фонематический слух, память.

     В дальнейшем такая работа способствует формированию  грамотного письма, способствует развитию  голосового аппарата, темпа и выразительности речи. Дети будут внимательны к слову. (Приложение 1)

   Большое  значение  имеет эмоциональный  настрой  на  урок. Для  этого  на   уроках я применяю эпиграфы.

Математика. Тема: «Умножение на 0, 1»

Эпиграф:

К тебе бегут 500 врагов,

И каждый воевать готов.

А ты не плачь,

А ты не ной-

умножь число врагов на ноль.

На поле битвы станет…

Пусто.

Вот суть военного искусства.

Эпиграф  к уроку русского  языка:

Мы живем в стране российской,

Признаем язык английский,

Итальянский, датский, шведский,

И японский признаем,

И китайский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

( по С. Михалкову)

Динамично помогают  начать  урок  такие  методы,  как  «Улыбнемся  друг  другу», «Поздоровайся  локтями».  Дети,  выполняя  задание,  должны  коснуться,  улыбнуться,  назвать  имена  как  можно  большего  количества  одноклассников.  Такие  забавные  игры позволяют  весело  начать  урок,  размяться  перед  более  серьезными  упражнениями,  способствует  установлению  контакта  между  учениками  в  течение  нескольких  минут.

  1. Организация релаксации и подведения итогов.

Не  стоит  забывать  о  восстанавливающей  силе  релаксации  на  уроке.  Ведь  иногда    нескольких  минут  достаточно,  чтобы  встряхнуться,  весело  и  активно  расслабиться,  восстановить  энергию. Активные  методы – «физкультминутки»  позволяют  сделать  это, не выходя  из  класса.

Если  учитель  сам  принимает  участие  в  этом  упражнении,  помимо  пользы  для  себя,  он  поможет  также  и  неуверенным  и  стеснительным  ученикам  активнее  участвовать  в  упражнении.

Завершить  урок можно применив такой  метод:

«Ромашка». Дети  отрывают  лепестки  ромашки  и  отвечают  на  главные  вопросы,  относящиеся  к  теме  урока,  которые  записаны  на  обратной  стороне.

Упражнения на релаксацию.

Игра « Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

  1.  Использование форм интерактивного обучения или их элементов.

Метод «Круглый стол»

Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

 Детям было дано задание написать сочинение «Первый  снег»,  используя  свои  наблюдения  и  воспоминания. После  этого  мы проводили урок-обсуждение. Сочинения получились разные:  интересные  и  не  очень.

Мы обсудили пять сочинений. Я решила отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности.

Урок-обсуждение  детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. И достигается это прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей, что обсуждается не далекий, непогрешимый, достигший совершенства не взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель может непосредственно обратиться с вопросами, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение своих читателей.

Элементы урока – обсуждения использую и  на  уроках  ИЗО, Технологии, когда  учащиеся рассматривают, анализируют,  обсуждают и  высказывают  мнение  о  своих творческих работах.

  1. Элементы – «Изюминки».

К активным методам обучения относится и работа  с головоломками, шарадами, логическими задачами, заданиями повышенной трудности. Эта работа требует использования знаний в нестандартной ситуации.

Большой интерес представляют логические задачи:

  1. В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по два яблока, и чтобы два яблока осталось в корзине? ( Один мальчик берет яблоки вместе с корзиной)
  2. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы? ( На пятую)

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний — важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала — кроссворды. (Тема « Дикие и домашние животные. Комнатные растения» Приложение 2) Работать с ними можно с первого класса.

  1. Организация   групповой  деятельности школьников.

Групповую  работу я использую  на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Чем привлекательна групповая  работа? Что  она  дает  каждому  ребенку?

  1.  Эмоциональную  поддержку,  без  которой  многие  дети  не  могут  включиться в  общую  работу  класса.
  2. Возможность утвердиться  в себе, попробовать  свои  силы  в  микроспорах.
  3. Активизирует  мыслительную  деятельность каждого ученика.

Прежде  чем  вводить  данную  форму  работы  необходимо  сформировать  навыки  групповой  работы. Для  этого сначала объяснила  детям  в  чем  ценность  совместной  работы: мы  учимся все делать вместе – советоваться, помогать  друг другу,  спорить  друг  с  другом  и  находить  общее  решение.

Познакомила  с  правилами  совместной  работы:

  1. работать дружно:  быть  внимательными  друг  к  другу,  вежливыми,  не  отвлекаться  на  посторонние  дела,  не  мешать  друг другу;
  2. своевременно  выполнять  задания: следить за временем, доводить  начатое  дело  до  конца;
  3. качественно  выполнять  работу  (аккуратно,  без  ошибок);

Деление на группы заранее планируется учителем.  В группах не более 3-4 человек.

Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. Состав  групп  на  разных  уроках  может  меняться  (группы сменного состава).

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в группе  были равносильны. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Задания для групп:  

  1. Все группы выполняют одинаковое задание.
  2. По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме.
  3. По уровню сложности задания.

Примеры групповых работ

-  на  уроках русского  языка :

  1. Запись слов с взаимопроверкой (работа  в  парах).
  2. Составление предложений по  схемам (работа  в  группах  по 3-4 человека).
  3. Работа  в  парах.

Дайте своему соседу определение корня. Выпишите те примеры,  где вы можете определить в словах корень по данным родственным словам:

               а) синел, синела, синело;

               б) синий, посинел, осина;

               в) синий, посинел, синел, синь.

  1. Работа  в  группах.

Задания  составлены  по  уровню сложности.

Вопросы формулируются для “слабой” группы и “сильной”.

 Для «слабой»: Выпишите родственные слова из группы слов, выделите   корень.

Для “сильной”: Докажите, что в группе слов есть неродственные слова. Выпишите группы однокоренных слов.

 Пила (что?), пилка, пилил, распилил, пильщик, пил, пила (что  делала?), поил, выпил.

  Работа проверяется совместно, начиная с вопроса “слабой” группы.

-  на  уроках  математики:

  1. Взаимопроверка решений  (работа  в  парах).
  2. Составление схем к задаче и  задач  по  схеме (работа  в  группах  по 3-4 человека).

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

  1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
  2. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
  3. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
  4. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника.
  1. Нетрадиционные уроки.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков.

Признаки  нетрадиционного урока

  • Несет  элементы  нового,  изменяются  внешние  рамки,  место проведения.
  • Используется  внепрограммный  материал,  организуется  коллективная  деятельность в  сочетании  с  индивидуальной.
  • Эмоциональный  подъем  учащихся  через  оформление  кабинета, доски,  музыки,  использование видео.

В  своей  практике я  использую  такие  уроки, как

  • Урок – путешествие («Твой  адрес  в  этом  мире», «Корень слова. Однокоренные слова» Приложение 3).
  • Урок – сказка
  • Урок – экскурсия
  • Урок – игра («Цветик - семицветик»).

Уроки – экскурсии занимают  особенно  важное  место при  изучении  предмета  «Окружающий  мир». Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

  1. Игры, игровые моменты.

  Игра  имеет  особое  важное  значение в  жизни  детей младшего  школьного возраста. Она  способствует  снятию  барьера  между  «внешним  миром  знания»  и  психикой  ребенка. Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры  подразделяются  на  творческие (театральные, сюжетно –ролевые и др.),  игры  с  правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы и др).       (Приложение 4)

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.  

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» - В.А.Сухомлинский.

В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.     Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.    

     Дидактическая игра имеет определённую структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

          1. дидактическая задача

          2. игровая задача;

          3. игровые действия;

          4. правила игры;

          5. результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

   

Основные функции дидактических игр:

1) Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) Формирование психических новообразований;

3) Формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) Формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) Формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

      Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Основные условия проведения дидактической игры:

1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

2. выразительность проведения игры;

3. необходимость включения педагога в игру.

       Учитель является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло.  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, превращая их в игру.

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» «Отвечай сразу!».  

       Так  как  игра  должна  служить  средством  развития интереса  к  предмету, то  при  ее  организации  следует  придерживаться следующих  требований:

  1. Правила игры должны быть  простыми. Материал игры должен  быть посилен для  всех  детей.
  2. Дидактический  материал должен быть прост и  по  изготовлению,  и  по  использованию.
  3. Игра  интересна  в  том  случае,  если  в  ней  участвует  каждый  ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.      

В  форме  игры  может  быть  проведен  или  отдельный  этап  урока,  или  весь  урок.

Примеры использования игровых моментов на уроках.

Математика.    

  1. «Кто  быстрее  сосчитает?» (Устный  счет).

    Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.

Игра развивает зоркость, внимание.

  1. “Освободи птичку”

   Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.

   Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

Русский  язык.

Словарная  работа.

Игра «Кто секреты отгадает?»

На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог:

м…  рчиковь, в..  сугрона, п…  лькето, т…  ширелка, п…лосуда ( морковь. ворона, пальто, тарелка, посуда).

- Спишите «расколдованные» слова, вставляя пропущенные буквы, и посчитайте количество слогов в словах.

         В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или трудно-проверяемыми написаниями.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

Упражнение № 1

Как называется крупный населенный пункт? (Город)

Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

I. вариант “кто?” II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг-друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

Упражнение № 3

К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.

Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Упражнение № 4

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.

1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

В…гон
М…сяц
С…вер

Б…гаж
К…стер
Т…арелка

На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежат медицинские шапочки. Слова заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их. Дети выходят к доске, надевают шапочки доктора и цветным мелком вставляют пропущенную орфограмму.

Такая работа не только способствует запоминанию этих слов, но и имеет большое воспитательное значение: учит доброте, состраданию…

Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка занимает работа с ребусами.

Составляю к словарным словам ребусы, дети их отгадывают, записывают и пробуют сами составлять.

Улица – Описание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img2.gif

Восток – Описание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img3.gif

Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.

  •  На уроках изучения нового материала

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.

Тема. Разделительный Ъ – 2 класс

Тему не объявляю (она написана на доске).

– Для чего нужен разделительный Ъ?

– Где пишется разделительный Ъ?

Начинаю с повторения о разделительном Ь.

– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь.

Дети рассказывают.

– В русском языке в качестве разделительного знака используется еще один знак. Попробуйте его угадать.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост

Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю?

Показываю картинку.

– Разделительный Ъ.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ъ.

– Постарайтесь сами найти ответы на вопросы, записанные на доске. Для этого разгадайте два ребуса.

С Описание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gifОписание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif

сели

С ЪОписание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif Описание: http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif

съели

– Запишите эти два слова. Что они обозначают? Разберите по составу.

– Чем еще различаются эти слова.

– По смыслу, написанию произношению.

– Что же будет если мы не напишем разделительный Ъ?

– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.

– Так для чего же нам нужен разделительный Ъ?

Вывод делают сами дети.

– Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.

Таблица. Читают все.

СЪЕМКА
СЪЕДОБНЫЙ
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ПОДЪЕЗД

Было сели.
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твердый знак.
Без него писать не сможем.

     Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

  • При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков

Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.

Слог

Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.

Мама купила (…)

дыню
соль

(…) – домашнее животное

– корова
– коза
– конь

Разделительный Ъ

Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.

подъём
пьёт
отъезд

разъярённый
бельё
объяснил

Парные звонкие и глухие согласные

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.

сала…ки
сле…ки
водола…

И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.

Работа с перфокартами

Задание №1

Определить склонение имен существительных

Мама
Миша
Стул
Печь
Яблоко

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

 

 

Задание № 2

Разобрать слова по составу

 

приставка

корень

суффикс

окончание

Сладкий
Перелетная
Поездка
Вода

 

 

 

 

Задание № 3

Просклонять существительное

И
Р
Д

стена

В
Т
П

               

Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Лото

Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением. Изготовляю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.

зима – зимы
больной – боль
ловил – ловит

кричит – крик
стена – стены
берега' – берег

Карточки раздаю на одном уроке детям первого варианта. Они “учителя”. Диктуют слова детям второго варианта. Они пишут слова, а рядом проверочные. А ученик по готовой карточке проверяет и ставит оценку. На другой урок меняются ролями.

  • При выполнении упражнений из учебника

Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”

Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правел к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером луг – луга и ученик использует этот же пример, это первый уровень.

Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .

В образце показана, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.

Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.

Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.

Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту же тему, но с другими словами.

Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые не обходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.

Упражнение: сад – сады, снег – снега (знакомые случаи), привез – ?. это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.

Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.

Упражнение № 1.

Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.

ложечка, книжечка, лодочка, сказочка, рубашечка.

– Какую тему мы изучаем?

– Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.

– Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?

– Имеют… . Нет, в этих словах нет сомнений. Здесь согласные проверять не нужно.

– И все же это упражнение на нашу тему.

– Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?

– Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.

– Да, вы молодцы! Выполняйте письменно, а затем проверим, кто больше подберет слов.

Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Подобрали слова и указали, какие согласные в них нуждаются в проверке.

Работая, таким образом над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

   Органически вплетаются в канву урока упражнения для физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.   Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» я  предлагаю  во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад».

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Физкультминутки можно разделить на: ритмические, физкультурно -спортивные, подражательные и двигательно-речевые.  Распространённые и любимые детьми двигательно – речевые.  Дети читают стихи и одновременно выполняют различные движения. (Приложение 4)

Например, «У медведя дом большой,

                     А у зайчишки маленький.

                     Наш медведь пошёл домой,

                     Поскакал и заинька.»

 

                                                                                     "Замечательные, блестящие              

                                                                                     уроки есть там,  где имеется                                                                                                          еще что-то замечательное,

                                                                                      кроме уроков, где имеются  

                                                                                      и применяются самые

                                                                                      разнообразные формы  

                                                                                      развития учащихся вне

                                                                                      уроков".
                                                                                                   В.А.Сухомлинский

      2.Составная часть учебно-воспитательного процесса - внеклассная работа.

Каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Цель внеклассной работы - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.

Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, - участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

  1. Результативность использования активных форм обучения.

  Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. Ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний после второго класса значительно повысилось.

Я пришла к выводу, что активные формы мощный стимул в обучении. Посредством их активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Активные формы обучения привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Заключение.

Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности,  инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:

- Стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

     - Раскрыть свои способности;

- Приобрести уверенность в себе;

     - Совершенствовать свои коммуникативные навыки;

- Возможность формировать у учащихся творческое мышление.

     - Развивать речь учащихся.

- Формировать опыт  взаимодействия  в  коллективе.

     - Увеличивают  развивающий  эффект  обучения

Можно утверждать, что активные методы обучения смещают акцент на развитие школьников, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и  используя их в практической деятельности.

Список литературы.

  1. Концепция и программа для начальных классов.- В 2 частях. -  Е.В. Алексеенко, М.А. Бантова, ГА. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 22с.
  2. Бочек Е.А. Игра-соревнование "Если вместе, если дружно"// Начальная школа- 1999- №1.
  3. Волошкина М. И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. //Начальная школа.- 1992-  №9-10.
  4. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М.,1996
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -Ярославль, 1997.
  6.  Кувашова Н. Г. Сочинения  для  учащихся 1-3, 1-4 кл. – Волгоград, 2000
  7. Калугин  М. А. После  уроков: кроссворды,  викторины, головоломки. – Ярославль, 1997
  8. Ладченко А. Л. Использование  пословиц  на  уроках.// Начальная  школа. – 1997. - №
  9. Минский В.И. От игры к знаниям. - М., 1988.
  10. Масловская Т. А. Дидактические игры на  уроках  математики//. Начальная  школа - 1997, №2.
  11. http://window.edu.ru
  12. http://pedsovet.org

 

Приложение 1.

Скороговорки.

  1. Подарили зайца Зине,

Заяц Зины сидит в корзине.

  1. Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

  1. Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

 -Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Ребусы:

ЗА           ЗИ          З

    ВЕС        ИДА      НИЕ

( Занавес,  Зинаида, знание)

Пословицы и поговорки (при изучении безударных гласных в корне слов)

Смелость города берет.

На хороший цветок и пчела летит.

Вода на лугу – сено в стогу.

Приложение 2.

По горизонтали:

  1. Животных, которых разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют…
  2. По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

  1. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

  1. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова.

С пухом, а не птица,

Лыко  дерет,

А лаптей не плетет.

     9.    Заплелись густые травы,

            Закудрявились луга,

            Да и сам я весь кудрявый,

            Даже завитком рога.

    10.   Четыре грязных копытца

             Залезли прямо в корытце.

По вертикали:

  1. У порога плачет.

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

  1. Посреди двора

Стоит копна.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

  1. Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он – забияка,

Поутру – часы.

  1. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

  1. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Приложение 3.

Урок-сказка по математике

Тема: закрепление навыка умножения на двухзначное число

Цели: 

  • закрепить навык умножения на двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
  • развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание учащихся;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: 

  • герои – Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Баба Яга;
  • реквизит – ступа, избушка, камень, шкатулка, игла, мечи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам! Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Сообщение темы.

Учитель:

Ребята, на прошлых уроках вы научились умножать на двузначное и трехзначное число. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждут испытания. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, найти площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы?

Дети: Да

Учитель: Тогда сказка начинается.

III. Устный счет.

У.: Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?

Дети: Да.

(Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).

Задания. 

  • 16 увеличить в 4 раза.
  • Найти частное от деления чисел 96 и 12.
  • Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
  • Сколько килограммов в центнерах?
  • Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
  • Какое число в 12 раз больше 5?
  • Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?

IV. Решение примеров на умножение двухзначных чисел.

Учитель:

С вашей помощью Иван Царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму”.

Учитель:

Ребятки, давайте поможем Бабе Яге решить примеры:

1200

31200

4200

38400

40

50

30

70

Учитель:

Молодцы, ребятки!

V. Чистописание.

Учитель:

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Б.Я. “Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.

Иван Царевич: “Нет, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”.

Б.Я.: “Что ж, бери. Только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:

Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы.

Иван Царевич: “Ой, ребятки, помогите мне решить задачу”.

Учитель:

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Вы готовы помочь Ивану Царевичу?

Дети: Да, мы готовы!

Б.Я. (Дает совет Ивану): “Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. (Производится на доске)

VII. Задание на сравнение двух выражений.

Учитель:

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнивать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

Учитель:

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Ребята, давайте поможем Ивану сравнивать числа.

6500 х 40 : 100 ? 550 х 50 : 100

Дети: 2600 больше, чем 275, поэтому мы пойдем направо.

Учитель:

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Обрадовался Иван Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.

VIII. Физкультминутка.

Урок-сказка по русскому языку:
Путешествие в сказку “Рукавичка”

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.

Цели: 

  • сформировать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”;
  • развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: рисунки, рукавичка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нами сказок.
 

Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Дети: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня в гости к нам на урок пришла сказка. А какая, вы узнаете из минутки чистописания.

III. Чистописание.

LрLуLкLаLвLиLчLкLа

Дети: Рукавичка.

Учитель: Правильно, вы, наверное, часто слушали её, видели по телевизору. А сегодня на уроке вы можете стать её героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте, внимательно!

Учитель:  Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и оборонил рукавичку.

Учитель:   Ребята, давайте поможем героям этой сказки занять места в рукавичке.

Для этого придется думать, писать красиво, экономить время и правильно выполнять все задания. А кто первым заселился в рукавичку? Узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

Под полом скребусь,
А кошки боюсь.
(Мышка)

Дети: Мышка.

Учитель: Правильно! Это мышка-поскребушка. Она приготовила вам вот такие задания.

Задания.

1. Списать красиво буквы:

Учитель: Это буквы у, и, ю, о.

2. Какие гласные буквы вы знаете?

Дети: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю.

Учитель: Какие гласные буквы на ленте букв заняли нижние домики и почему?

Дети: Это буквы и, е, ё, ю, я. Потому что они смягчают согласные звуки.

Учитель: Да, ребята, правильно. Сегодня на уроке будем говорить об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами “е, ё, и, ю, я”.

Учитель: Молодцы, ребятки! Справились с заданиями мышки.

Учитель: А теперь отгадайте, кто следующий заселился в рукавичку.

Загадка

Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка.
Попадет в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка)

Дети: Лягушка.

Учитель:  Правильно. Это лягушка – попрыгушка. Лягушка просит вас прочесть стихотворение.

(Дети читают.)

Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое аптека.
Рядом сладкие слова:
Фрукты, пряники, халва.

Учитель: В выделенных словах подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Дети: Пряники. Мягкий согласный звук [ р ].

Учитель: А теперь, ребятки, слушайте следующую загадку.

Загадка

Маленький, беленький,
По лесу прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)

Дети: Зайчик.

Учитель: Правильно! Это зайчик-побегайчик.

Зайчик просит вас назвать имена людей.

Дети: Витя, Сережа, Галя, Таня…

Учитель: А как пишутся имена людей?

Дети: Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Запишите эти имена самостоятельно в тетрадь и подчеркните мягкие согласные буквы.

Учитель:  А кто следующим заселился в рукавичку, узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Пришла из лесу птичница,
В рыжей шубке кур посчитать.
(Лисичка)

Дети: Лисичка.

Учитель: Правильно! Это лисичка-сестричка.

Лисичка просит вас написать, какими гласными буквами обозначаются мягкость согласного звука.

(Дети записывают буквы самостоятельно.)

Взаимопроверка написанного.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.

Загадка

В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами “щелк!”
Это серый . . .
(Волк)

Дети: Волчок.

Учитель: Правильно! Это волчок – серый бочок. Волчок приготовил вам вот такое задание: списать, подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

ВОРОНЯТА – У ВОРОНЫ
У СЛОНА – СЛОНЯТА

(Комментированное письмо.)

Учитель: Молодцы, правильно выполнили задание!

Учитель: А теперь слушайте следующую загадку.

Загадка

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был...
(Кабан)

Дети: Кабан.

Учитель: Верно. Это кабан-клыкан. Он просит вас прочитать и правильно.

Когда гласные буквы е, ё, ю, я, и стоят после согласных, то они обозначают не только гласный звук, но и показывают, что стоящая перед ними согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

(Заслушивают ответы детей.)

Учитель:  Ребята, отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.

Загадка

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под влажный вой
Спит в избушке снеговой.
 (Медведюшка)

Дети: Медведюшка.

Учитель: Верно. Это медведюшка-батюшка. Он приносит вас вспомнить стихотворение про букву О. Это стихотворение вам надо записать красиво и аккуратно.

Дети: 

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.

Учитель:  Молодцы, ребятки, справились с заданием! В рукавичке – семеро стало, да так тесно, что рукавичка разорвалась. Высыпались звери да врассыпную по лесу.

VI. Итог урока.

Учитель:  Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.

Приложение 4

Спор цифр.

(сюжетно – ролевая игра)

    Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

    - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

   - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

   - Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану  рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

    Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

    - Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать?   Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

     Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

     - Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли.  Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу.  Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

      Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

      - Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

      - Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

      - Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

     Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

      - Я семь десятков, 70, понимаешь?

     Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

     Учитель спрашивает:

    - Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

   - Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе.  На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

    Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

    Примечание: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей  изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

Приложение 5

Физкультминутки, проводимые на уроках.

В небе плавает Луна (плавательные движения руками)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять - (хлопки в ладоши)

Мы должны Луну достать (подтягиваемся вверх).

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (хлопки над головой)

И пониже перевесить (руки опускаются правее и ниже)

Десять, девять, восемь, семь - (ходьба на месте)

Чтоб Луна светила всем (руки разводят в стороны).

Еще вейся, плетень,

Заливайся, плетень,

(стоя на месте приседаем и поднимаемся извиваясь)

Завернись кружком

Будто камешком ... (поворачиваемся кругом)

По дорожке Катя шла (шаги на месте),

Клубок ниточек нашла, (наклониться, поднять клубок).

Клубок маленький,

Нитки аленьки.

Клубок катится, (движения руками вокруг друг друга)

Нитка тянется ... (вытягивающие движения к себе руками)

Клубок дале, дале, дале.

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку взяла, (сводим руками вместе напряженно)

Откусила, порвала (резко разводим руками

Шуточная сценка, игра слов

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ



Она: Здравствуй!

Он: Привет!

Она: Чего это ты несёшь?

Он: Несу разные вещи.

Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?

Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.

Она: Что не сумел?

Он: Отстань!

Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?

Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?

Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.

Она: Вон оно что!

Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.

Она: Тамарка?

Он: Ага.

Она: И ничего? Симпатичная?

Он: Красивая. Зелёная такая.

Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли?

Он: У кого волосы?

Она: Да у Тамарки!

Он: У какой Тамарки?

Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..."

Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!

Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.

Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!

Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Он: Да ну тебя!

Она: Да! Стой, стой!

Он: Ну, что ещё?

Она: Привет передавай.

Он: Кому?

Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!


Автор: А. Шибаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...