Учет индивидуальных особенностей нервной системы детей в учебном процессе.
статья на тему

Причины неуспешности учащихся. Преимущества и недостатки учащихся со слабой нервной деятельностью. Тактика учителя по отношению к детям со слабой и сильной нервной системой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchyot_individualnyh_osobennostey_nervnoy_sistemy_detey.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учет индивидуальных особенностей нервной системы детей в учебном процессе.

Существует множество форм работы со слабоуспевающими учащимися, которыми зачастую пользуются педагоги, но многие из этих форм имеют серьёзные недостатки, не приносят должного результата. Например, индивидуализация заданий, когда слабоуспевающие получают для самостоятельной работы более легкие задания, нежели другие, задания, которые предполагают в основном только репродуктивную деятельность. Или обучение в индивидуальном темпе, которое можно обеспечить лишь в течение  небольшого промежутка времени, иначе это проявляется в существенном отставании от программы. Можно организовывать для таких учащихся дополнительные занятия после уроков, что достаточно тяжело как для учеников, так и для самого учителя.

Ученик сам должен адаптироваться к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. Надо помочь ребёнку сформировать его собственные способы учебной деятельности, наиболее удобные для него. Учитель должен помочь учащимся понять, в чем состоит преимущество их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки.

Преимущества учащихся со слабой нервной деятельностью, инертных.

Они обнаруживаются в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы. Именно такую работу охотнее, легче и успешнее выполняют ученики со слабой нервной системой. С удовольствием действуют по шаблону, схеме, алгоритму. Любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задания.

Учащихся со слабой нервной деятельностью склонны к планированию предстоящей деятельности, им удается оптимально организовывать и рассчитать свои силы таким образом, чтобы их хватило на всю работу. Они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки. Поэтому они глубже и обстоятельней усваивают содержание школьных дисциплин.

То же можно сказать и об инертных учащихся. И ещё у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная.

Недостатки учащихся со слабой нервной системой, и как с ними справиться.

а) Повышенная утомляемость. Таким учащимся нужно планировать свои занятия, составлять режим дня. Это помогает правильно распределять свои силы. Во время работы нужны частые перерывы для отдыха.

б) Медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой, это помогает уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты учебной деятельности.

в) Недостаточная сосредоточенность. Таким учащимся необходимо уединение при выполнении домашнего задания. Они плохо усваивают знания в школе, но восполняют пробелы добросовестной домашней работой. Именно эти учащиеся чаще обращаются к дополнительной литературе, энциклопедиям и словарям.

Учет индивидуальных особенностей нервной системы детей.

  1. Ситуации, в которых детей можно дифференцировать на детей с сильной и слабой нервной системой:

а) уроки, требующие сильного умственного напряжения: сочинения, контрольные работы;

б) продолжительный школьный день;

в) урок, на котором нужно работать в быстром темпе;

г) ситуации после неудачного ответа;

д) урок, на котором требуется постоянное распределение внимания (ученик выполняет самостоятельно работу, одновременно следит за тем , как отвечает одноклассник у доски, и какие пояснения дает учитель);

е) работа в шумной, беспокойной обстановке (ГПД);

ж) выполнение монотонной, однообразной работы;

з) выполнение работы по алгоритму.

  1. Наблюдения.

Если ребенок быстро утомляется, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, продукт его работы к концу дня падает,  испытывает трудности в эмоционально-напряженных ситуациях то, скорее всего, этот ученик - представитель слабого типа нервной деятельности.

Дети с сильной нервной системой без особого напряжения могут долго работать, не испытывая дискомфорта в ответственных ситуациях. Их не смущает быстрый темп работы на уроке. Не сказывается на учебной деятельности их неверный ответ. Шум в классе не мешает им распределять внимание между несколькими видами деятельности.

Деление на подвижных и  инертных.

Подвижные учащиеся. (высокая подвижность нервной системы)

Несобранность, неумение сосредотачиваться на уроке. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают, что-то перекладывают с места на место. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий, и переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Быстро приспосабливается к новым условиям.

Ребенок с инертной нервной системой.

Он намного спокойнее на уроках. Не склонен разбрасываться на разнообразные занятия. Свободное время почти полностью занято приготовлением уроков. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Неприятности, неудачи не забывает сразу. Речь замедлена, нетороплива, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.

Ситуации, в которых проявляются подвижность и инертность нервной системы.

а) задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

б) ситуации, требующие высокого темпа работы;

в) ситуации, требующие быстрого переключения внимания;

г) ситуации, когда время работы жестоко ограничено;

д) длительная работа, требующая умственного напряжения;

е) одновременное усвоение нового и повторение старого материала.

Причины неуспешности учащихся.

  1. Слабая подготовка к школе.
  2. Отсутствие интереса к школе.

Отсутствие познавательного мотива. Радио, телевидение заполнили собой почти всё свободное время учащихся. То, что в школе обычно вызывает у детей живой интерес, им хоть немного, но уже известно.

  1. Отсутствие положительной мотивации на учение.

Обычно в первом классе дети приходят с желанием учиться. Они становятся школьниками, а положение школьника выглядит очень привлекательным. Это побуждает школьника старательно, терпеливо выполнять свои учебные обязанности. Однако скоро интерес к учению снижается. Учиться, чтобы получить специальность, зарабатывать этим деньги - слишком далекая мотивация для учащихся начальной школы. Близкий результат - вот что привлекает детей.

  1. Неумение учиться. 

Учебная деятельность требует владения определенными способами и приемами её выполнения. Учебная деятельность может быть организована  рационально или нерационально, облегчать усвоение нового или затруднять его. Эта причина неуспеваемости более скрыта от наблюдателя. Если вовремя не обратить внимание на неправильные приемы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию учащегося. (Счет в уме, списывание с образца, заучивание правил, стихотворений, деление текста на части по смысловым связям)

  1. Неумение использовать свои индивидуально-типологические особенности.
  2. Социальные причины: - родители не занимаются ребенком, уделяют ребенку мало внимания (ГПД).
  3. Отсутствие возможности работать в коллективе. (нервозность, нервное истощение, агрессия, конфликтность.)
  4. «Трудно обучаемые», у которых существуют недостатки в развитии мышления.
  5. Отсутствие способностей в данной области.
  6. Слабое физическое здоровье (хронические заболевания, группа здоровья, пропуски занятий)

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

  1. Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Предоставить достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме, давать время на проверку написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале учебного дня.
  2. Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал.
  3. Формировать уверенность в своих силах путем поощрений, высказываний типа « хорошо, умница…». Обязательно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого.
  4. Осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним.
  5. В минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку.
  6. Стараться вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности.
  7. Из-за природных особенностей эти дети не могут выполнять устно уроки вместе со всеми в ГПД, поэтому им следует предоставлять другие помещения ( библиотеку, игровую комнату). Во время самоподготовки нужно разрешать детям устраивать перерывы в удобное для них время.

Тактика учителя по отношению к детям с сильной нервной системой.

(эти учащиеся меньше испытывают трудности в обучении)

  1. Монотонная, однообразная, лишенная эмоциональных оттенков работа вызывает быстрое истощение умственных сил у учащихся. Необходима тренировка усидчивости, непродолжительные перерывы, смена видов деятельности. При выполнении однотипных заданий направить на поиск других способов работы.
  2. Сильные учащиеся не отличаются тщательностью, углубленность выполнения работы. Пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усвоен материал поверхностно, фрагментально. Учителю  необходимо научить таких детей планировать свою работу, действовать последовательно, помогать им учиться терпению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"

Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....