Место самостоятельной работы на уроках в начальных классах
опыты и эксперименты на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetelkina_o.a.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Место самостоятельной работы на уроках в начальных классах                                      Учитель начальных классов МАОУ СОШ №21 г.Балаково Ветелкина Ольга Александровна

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

        Готовясь к урокам я стараюсь тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме.

Уроки математики:

Этап урока актуализация знаний

Арифметические диктанты ( С использование ИКТ) с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся. 

Самостоятельные работы организованные только для того  чтобы поставить «2», тем самым указать ребенку что он в очередной раз не справился совершенно не нужны. Наша цель выявить кому нужна помощь  учителя, а возможно достаточно будет помощи одноклассника. Я применяю такой приём, когда дети, решившие задания данные учителем правильно, их обычно 5 человек первыми справившиеся с работой, могут быть в роли учителей проверить правильность решения и объяснить, если одноклассник допустил ошибку. Ребята с удовольствие воспринимают такую самостоятельную работу. Я как учитель только наблюдаю, направляю, у кого проверить и записываю результаты.

Первичное закрепление

Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

Перфокарты. Песочные часы для отработки скорости мышления.

Организационный момент

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение их в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Для активизации учащихся провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Они даются ответами. На одних верные, на других неверные ответы. Если ответ верный - руки вверх, неверный - руки назад. Сначала дети не могут собраться и не попадают в ритм, но постепенно темп зарядки убыстряется и в результате через 2-3 минуты класс полностью подготавливается к уроку. Примеры: 6:2=3, 7х5=38 , 5-1=4 и т.д.

Игра»Молчанка», «Решето» дети поднимают цифровые вееры или карточки с цифрами. Игровые ситуации: в гости пришла БЕЛОЧКА помогите ей набрать грибочки, но не все подряд, а только те, в ответе которых будет 8.

Игра продолжается и во время отдыха.
Физкультминутка.

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Столько раз ногою топнем  (10-8)

Столько раз руками хлопнем  (5-1)

Мы присядем столько раз  (11-9)

Мы наклонимся сейчас  (9-3)

Мы подпрыгнем ровно столько  (3+3)

Ай да счёт! Игра и только.

Закрепление и отработка навыков

ИКТ. Такие уроки повышают познавательный интерес учащихся. Сейчас создано огромное количество всевозможных тренажеров. Очень нравиться ребятам работать, на ноутбуках, но если они отсутствуют, предлагаю отличный способ передавать беспроводную мышку.

Занимательная математика для уроков повторения , закрепления, домашних заданий.

        Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.

На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма.

Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.

На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка

Приведу примеры организации самостоятельной работы на разных этапах урока.

        Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.

Словарная работа, работа со словарями.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми написаниями.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

Упражнение № 1

  1. Как называется крупный населенный пункт? (Город)
  2. Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

I. вариант “кто?” II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

  • Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.
  • Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг-друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

Упражнение № 3

        К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.

Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (
Корова)

        Рассмотрим одно из них. Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка занимает работа с ребусами.

Составляю к словарным словам ребусы, дети их отгадывают, записывают и пробуют сами составлять.

Улица – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/411574/img2.gif

Восток – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/411574/img3.gif

Упражнение № 4

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры

1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежат медицинские шапочки. Слова заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их. Дети выходят к доске, надевают шапочки доктора и цветным мелком вставляют пропущенную орфограмму.

Такая работа не только способствует запоминанию этих слов, но и имеет большое воспитательное значение: учит доброте, состраданию…

Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.

При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков.

Работа с перфокартами.

Карточки «АССОРТИ» . Подобраны слова на различные орфограммы. Ребята определяют орфограмму и записывают проверочное слово, если оно есть.

Цветные карточки для повторения изученного с самопроверкой. 

Игра «Лото»

Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением. Изготовляю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.

зима – зимы
б
ольной – боль
л
овил – ловит

кричит – крик
ст
ена – стены
б
ерега' – берег

Карточки раздаю на одном уроке детям первого варианта. Они “учителя”. Диктуют слова детям второго варианта. Они пишут слова, а рядом проверочные. А ученик по готовой карточке проверяет и ставит оценку. На другой урок меняются ролями.

Если практический материал проверять для нас не заставляет трудностей, то теоретический –это проблема.

ОК – ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, СХЕМЫ  для изучения тем, определений.

        

Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

         Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

          Использование на уроке опорных сигналов помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Роль учителя  в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.

        Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

        «Рецепт успеха ученика прост: во - первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во - вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Внедряя в учебный процесс новые программы, направленные на реализацию новых  ФГОС, я сочла необходимым использовать свои ОК, на уроках русского языка.

Я хочу их продемонстрировать, как свои авторские конспекты.

ОК или на современный лад КЛАСТЕР по теме имена существительные, при чтении которого ребятам необходимо дополнять примерами свои ответы. Программный материал в различных УМК расширяет область изучение тем, тем самым приходится постоянно совершенствовать свои творения.

        Когда начинается работа с ОК, ребята с удивлением начинают их изучать и конечно самое главное читать, рассказывать по ним сложные грамматические понятия и определения.

В опоре нуждается ученик, на которого обрушивается лавина информации на уроках. Благодаря созданию таких опор любой теоретический материал, даже самый сложный, становится для учащихся доступным и усваивается прочно. По ОК даже самые слабые дети не бояться отвечать.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, с применением иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. А если можно потрогать, да ещё поучаствовать в доработке ОК, коллективно собрать по частям незаурядную форму на уроке - это приводит в полный восторг не только учеников, но и учителя. И ответ ученика превращается в связанный рассказ, а не в муку недоученного определения.

        Стараюсь, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Дети очень любят творческие задания. Поэтому я им предлагаю выполнить творческие задания: составление кроссвордов, сочинение математических сказок, изображение рисунков.

        В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке не только вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятие. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Прочитать, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа то, о чём не было сказано учителем, объяснить понятие тех ил иных слов, подобрать им родственные. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям. С текстами по темам окружающего мира иногда полезно поработать и так:

- Можно ли поменять местами некоторые предложения? Абзацы?

- Что при этом нарушается? Остаётся неизменённым?

Для тренировки внимания можно предложить подсчитать сколько раз встречается в тексте то или иное слово. Можно объявить конкурс на самый короткий и точный конспект параграфа, самый краткий план.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать дифференцированные задания или разноуровневые.

        Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания – это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.

Ученикам со средним уровнем обученности (2-я группа) - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.

Высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.

На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.

 Уровень 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Пример. Найдите значения выражений.

1-я группа.

28 : 2 + 3

45 - 7 - 3

2-я группа.

28 : 2 + 56 : 8

5 - 9 - 7 - 3

3-я группа.

28 : 2 + (50 + 6) : 8 · (35 - 30) - 9 - 7 - 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся.

        Ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, интеллектуальному развитию и, естественно, разному темпу работы . При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить в то время, когда другие ученики предлагают свои суждения, доказательства, варианты решения предложенных задач. Однако при самостоятельной работе или при выполнении упражнений, направленных на отработку какого-либо навыка, медлительные дети испытывают затруднение и неловкость: когда они еще только осмысливают задание, другие ученики уже сообщают о завершении работы над ним. Поэтому ученика, который работает медленно, учитель постоянно торопит или ребенок спешит сам, услышав или увидев, что другие дети уже закончили работу. Естественно, страдает качество работы. Ученики, которые закончили работу, в лучшем случае получают от учителя дополнительное задание, не связанное с предыдущим, в худшем — просто ждут, когда другие выполнят задание.

Для решения этой проблемы используют задания трех уровней сложности, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме и тесно связаны с темой самостоятельной работы.

Все ученики обязательно выполняют задание первого уровня. Задания второго и третьего уровней выполняются по мере возможностей.

Остановимся на организации самостоятельной работы на уроке с помощью разноуровневых заданий.

Весь первый и второй класс учащиеся могут пользоваться следующим алгоритмом, который они могут видеть на вспомогательной доске:

Знаешь, как решить, решай!

Решил, приступай к выполнению задания следующего уровня.

У каждого ученика на парте лежит карточка с заданиями трех уровней (можно записать на доске) и сигнальная карточка (кубик, абак и т.д.), стороны которой закрашены в красный, синий и желтый цвета. На обратной стороне карточек записаны цифры 1, 2, 3.

Класс не делится на группы. Все ученики находятся в одинаковых условиях. Учитель дает задание решить задачу первого уровня. Ученики читают ее. Если ребенок понял, как решить задачу, то он ставит карточку зеленой стороной к учителю, что говорит: «Я могу сам». Красный цвет, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом учитель получает информацию о деятельности всего класса. Учеников, которые испытывают трудности, учитель приглашает за отдельный стол или к доске, где находятся разные модели, которые могут помочь решить задачу, и работает с ними индивидуально. При этом учитель ограничивается минимальными пояснениями и не вмешивается в самостоятельную работу учеников. Одновременно учитель следит за работой остальных учеников. В это время в классе появляются сигналы желтого цвета, которые говорят об окончании работы над заданием первого уровня. Использование сигнальных карточек (кубиков, абаков и т.д.) дает учителю возможность видеть в каждый момент работы всех учащихся и оказывать незамедлительную помощь нуждающимся. Выполнение заданий второго и третьего уровней положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся и на формирование умения решать задачи.

Проверка самостоятельной работы проводится в следующей последовательности. После того как ученики повернут к учителю карточку с цифрой 1 (что говорит о выполнении ими задания первого уровня), решение задачи (задания) обсуждается и проверяется. Далее все ученики читают задание второго уровня, и в классе появляются сигналы с цифрой 2 ( их конечно же меньше). Дети, выполнившие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Сигналы с цифрой 2 помогают учителю быстрее сориентироваться при проверке задания и увидеть, сколько учеников выполнили задания второго уровня. Аналогично проверяется выполнение заданий третьего уровня.

Такая организация самостоятельной работы при решении задач способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У учеников возникает естественное желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Выполнение более сложного задания становится целью каждого ученика.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

  1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
  2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

        Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках в начальных классах

Выступление на педагогическом совете...

Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Самостоятельные работы познавательного характера для начальных классов

Самостоятельную работу, направленную на формирование вычислительных навыков,  можно проводить в форме игры «Знаете ли вы?», которая обычно вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их к ак...

Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.

Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....

РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...

Презентация на тему "Самостоятельная работа на уроках в начальной школе"

В презентации представлен материал по самостоятельной работе учащихся начальных классов....