«Метод проектов на уроках в начальной школе»
проект (4 класс) на тему

Быкова Марина Ивановна
Выполнение учебной программы в современных условиях немыслимо без разнообразного и все-стороннего применения современных средств и методов, в том числе и метода проектов. Под проектным методом подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие приемов обучения с разными источниками информации, исследование в практической направленности. Характерной особенностью данного метода является поисковая деятельность. Используя проектный метод обучения, ученики постигают всю технологию решения учебных задач от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов является эффективным этапом в формировании мышления. В результате проектной деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_bykovoy.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Новоахпердинская основная общеобразовательная школа»

Батыревского района Чувашской Республики

 «Метод проектов на уроках в начальной школе»

(из опыта работы)

Подготовила:

 учитель начальных классов

МБОУ «Новоахпердинская ООШ»

Батыревского района

Чувашской Республики

Быкова Марина Ивановна

1 февраля 2018 г.

Выполнение учебной программы в современных условиях немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и метода проектов.

 Под проектным методом подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие приемов обучения с разными источниками информации, исследование в практической направленности. Характерной особенностью данного метода является поисковая деятельность. 

Используя проектный метод обучения, ученики постигают всю технологию решения учебных задач от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов является эффективным этапом в формировании мышления. В результате проектной деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт.

На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

по конечному результату: учебные (исследовательские) и другие

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

по содержанию (монопредметные, межпредметные и надпредметные)

по продолжительности (от 1 урока до 1 года) краткосрочные и долгосрочные

по  количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые;

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Требования к учебному проекту:

  1. наличие проблемы - исследовательской, информационной, практической
  2. проектирование (Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы его презентации) Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  4. Продукт- результат работы над проектом 
  5. презентация 
  6. портфолио т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и  др. 

Таким образом проект можно представить из шести составляющих его «П»

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

      Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

     Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

      Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

      Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Я поделюсь своим опытом работы над проектами.

На уроках окружающего мира при изучении темы «Экология родного края» мы вели разговор об охране природы своего края. Учащиеся, разбившись на микрогруппы, решили сходить на экскурсию по селу, чтобы выявить самые загрязнённые участки и собрать фотоматериалы. Третья группа провела анкетирование среди населения села. После этого учащиеся занялись оформлением наглядных материалов по исследовательской теме, подготовили красочные плакаты с призывом беречь природу. Следующим шагом было интервьюирование со сверстниками. Учащиеся нарисовали рисунки о чистоте окружающей среды. В ходе исследовательской работы учащиеся с помощью учителя выясняли, каких результатов добивались и сделали сооветствующие выводы. В 2015-2016 учебном году, участвуя в одном из районных конкурсов детских исследовательских работ (проектов) мы стали победителями, заняв второе место с коллективной исследовательской работой.

Новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. На уроках чувашского литературного чтения мы знакомимся с известными народными сказками и легендами: «Мост Азамата», «Земля Улыпа». Исследование на уроке строится следующим образом: учащиеся делятся на 3 группы, каждая из которых выполняет определённую работу. Первая группа – «Земледельцы»: они изображали землю такой, какой она была, когда жили Улыпы-великаны. Следующая группа –«Портретисты», описывают героев сказки. Третья группа – «Костюмеры», овдевают героев в старинную чувашскую одежду. От каждой группы по очереди выходит представитель и объясняет, почему группа имеет такое название, что и в какой последовательности, из каких материалов ребята выполняют, какие приёмы используют. В ходе обсуждения вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать. Таким образом, создается банк идей и предложений. Учитель на протяжении всей работы помогает, поправляет. Самым последним, заключительным этапом является оценка всей проделанной работы.

Целью обучения русскому языку в школе является овладение умениями говорения, чтения, письма, необходимыми для повседневного общения. Для этого на уроке создавали проект «Говорите правильно». Проводили исследование: как говорят окружающие нас люди? Выполняли задания по учебнику и проводили опросы среди окружающих нас людей. Проверяли, как произносят слова, употребив в указанных формах, записали их в таблицу. Потом проверяли по орфоэпическому словарю. Подвели итоги опроса, подготовили сообщение со своими выводами. Потом с помощью взрослых оформили презентацию.

С целю привития любви к национальному языку и культуре, 170-летию со дня рождения И. Я. Яковлева –просветителя чувашского народа, готовим проект «Наследники чувашского народа», целью которого является ознакомление с жизнью и деятельностью чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Для этого учащиеся получили задания – собрать материал об И. Я. Яковлеве, читать детские рассказы автора, выписать пословицы и подготовить книжку – раскладушку рисунков по его рассказам, подготовить презентацию.

Следующий своеобразным моно-проектом по окружающему миру стал альбом «Тайна моей фамилии». Я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает моя фамилия, откуда она произошла, показала оформление и дала домашнее задание: узнать и рассказать о своей фамилии. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказывал о происхождении своей фамилии.

У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проектов в обучении.

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт:
  5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
  6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
  7. в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
  8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  10. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

  1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  2. Почему начали работу над проектом?
  3. Решили ли вы проблему?
  4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
  6. Помогите оценить процесс проектирования.
  7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

 В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    

Учитель должен быть творцом! Творческий учитель может превратить рутину в праздник. Для него уроки не тяжкое бремя, а радость и удовольствие, они проходят на одном дыхании… Творческий учитель работает с душой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс дей...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...