внеурочная деятельность рабочая программа " Компьютерная долина" 3 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Путешествие в компьютерную  долину " 3 класс  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kompyuternaya_dolina.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.

Основные задачи программы:

- развитие проектных, исследовательских умений младших
школьников; навыков набора текста;

- формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;

—        развитие умений разработки мультимедийных презентаций
и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).

Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю

Общая характеристика курса

Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Компьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение набирать текст слепым десяти пальцевым методом снижает трудоемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе. Вместе с тем на уроках информатики и информационных технологий или на уроках по другим предметам школьного курса, проводимых с использованием компьютеров, нет возможности овладеть навыком слепого десятипальцевого набора текста. Поэтому формирование этого навыка следует перенести на внеурочные занятия.

Для обучения десятипальцевому набору текста выбрается клавиатурный тренажер, содержащий рациональную методику обучения. Клавиатурный тренажер не должен иметь навязанного ритма, когда ребенок набирает падающие или убегающие буквы. Рекомендуются следующие тренажеры:

 «Руки солиста» или «Клавиатор»;

Создание мультимедийных презентаций.

 Публичные выступления.  

Мультимедийные  презентации   рассматриваются  как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность создания презентации, но и ее представления в группе, классе.

Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их, выполнять. В этом случае создание презентации на компьютере является одним из этапов работы над проектом.

Учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее с использованием технологии проектирования организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать результаты.

 В ходе работы над проектом значимой является определение его темы. Она должны быть актуальной, социально-значимой, иметь практическую направленность и формулируется учителем в виде проблемы (проблемного вопроса).  Возможна одна общая тема для коллективного проекта тогда каждый ученик должен понимать, какую часть общего проекта он выполняет.

Продуктом данного проекта будет мультимедийная презентация. Поскольку тема не требует длительного поиска информации, ученики могут сосредоточиться на технологии создания мультимедийной презентации.

Во время работы над следующим проектом «Альбом дикорастущих растений родного края» ученики учатся формулировать тему проекта и создавать план работы. Учитель предлагает общую тему, а ученики под руководством учителя ее конкретизируют. Способы конкретизации темы могут быть различными, например: «Альбом древесных растений родного края»; «Альбом луговых растений родного края»; «Альбом однолетних растений родного края»; «Альбом ягодных растений родного края».

Структуру презентации определяет учитель и обсуждает с детьми. Учитель формулирует определенные требования к проектированию, например: для каждого растения находится иллюстрация и описание; каждому растению в альбоме отводится один слайд; оформление всех слайдов альбома одинаковое и т.д.

Ученикам предоставляется возможность рассказать о своем проекте одноклассникам. При этом ученик демонстрирует свою презентацию и обосновывает, почему он выбрал именно эту тему, где и как получил иллюстрации и описание растений.

Программа внеурочной деятельности предусматривает создание ещё двух-трех мультимедийных презентаций, которые ученик разрабатывает самостоятельно, при этом учитель выступает как консультант.

Поиск информации в Интернете, фиксация и использование найденной информации. 

Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлениях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.

Место в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания являются:

Ценностные ориентиры внеурочной деятельности связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные

Работа и поиск информации; постановка и решение проблемы

Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Создание рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе.

Создание презентации из 4-5 слайдов

Самостоятельное принятие решений; планирование своей деятельности результатов деятельности

Поиск информации с помощью поисковых машин

Ученик должен уметь: сохранить нужный рисунок, найденный в сети Интернет, в личную папку; выделить фрагмент текста на сайте и скопировать его через буфер обмена в текстовый редактор. Поиск информации с помощью поисковых машин связан, как правило, с работой над проектом.

Визуализации численной информации с помощью круговых и столбчатых диаграмм.

 Построение круговых и столбчатых диаграмм можно осуществлять в любой офисной программе (текстовый процессор, редактор презентаций, электронные таблицы). Предпочтительно использовать электронные таблицы (\Л/1пс1о\л/5 — М5 Ехсе1). Начинать знакомство с диаграммами следует с задач, смысл которых очевиден для учеников. Например, подсчитать количество мальчиков и девочек в классе и построить круговую диаграмму. Затем можно переходить к менее очевидным заданиям. Например, подсчитать количество конфет разного цвета в пачке конфет М&М'з и построить столбчатую диаграмму.

Характеристика деятельности учащихся в 4 классе

     Проект «Круговая диаграмма». Создание таблицы с верхним и боковым заголовками из двух столбцов и двух строк. Создание круговых диаграмм.

     Проект «Тест на тему «Круговая диаграмма»». Составление задач, проверяющих понимание круговых диаграмм. Создание презентации со сложной навигацией. С помощью элементов навигации осуществить проверку правильности решения задачи.

     Создание мультфильма по стихотворению С.Я.Маршака. Выбор стихотворения. Создание кадров анимации в графическом редакторе. Запись звука (чтение стихотворения). Создание презентации. Настройка анимации и перехода слайдов.

     Проект «Моя родословная». Создание дерева родословной, состоящей как минимум из трёх уровней (ученик, родители, бабушки и дедушки). Обработка и вставка фотографий. Сохранение проекта в виде web-страницы. Презентация проекта в коллективе одноклассников.

     Проект «Выбери путешествие по Компьютерной долине». Отбор тем, пройденных на уроках во 2-4 классах для презентации. Создание из фигур блок – схемы алгоритма с ответвлением для выбора продолжения путешествия. Создание презентации со сложной навигацией.

Содержание курса 4 класс (68 часов)

Тема, название проекта

Компьютерная программа

Кол-во часов

Проект «Круговая диаграмма»

Электронные таблицы

4

«Тест на тему «Круговая диаграмма»»

Редактор презентаций (MS Power Point)

12

Создание мультфильма по стихотворению С.Я.Маршака

Редактор презентаций (MS Power Point)

20

Проект «Моя родословная».

Программа «Живая родословная»

20

Проект «Выбери путешествие по Компьютерной долине»

Редактор презентаций (MS Power Point)

12

 

Тематическое планирование 4 класс 68 часов

Тема

(раздел)

Количество часов

Сроки изучения темы (раздела)

Возможные

направления

исследовательской

деятельности

учащихся

Формы контроля

Проект «Круговая диаграмма»

4

Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений клавиатурного тренажера.

Практическая работа

«Тест на тему «Круговая диаграмма»»

12

Нахождение информации; практическая работа по созданию презентации

Создание мультфильма по стихотворению С.Я.Маршака

28

Работа над проектом

Проект «Моя родословная».

28

Проект «Выбери путешествие по Компьютерной долине»

12

           

 

 Материально- техническое обеспечение учебного предмета

 Учебно-методические пособия для учителя

      Бенесон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс:  Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

 Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + СД. - М: Академкнига/       Учебник.

      Программа по курсу «Информатика и ИКТ»:

  Авторская  программа по информатике и ИКТ  Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой     «Программы по учебным предметам»,  

  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2:  192 с.  

  Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

 Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса

 Слайды соответствующего содержания

 Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа"Почемучка"3 класс

      Программа внеурочной деятельности: « Почемучка » для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью расширения курса «Окружающий мир&ra...