Современные педагогические технологии в структуре урока в начальной школе
статья

Артамонова Екатерина Сергеевна

  В работе представлена краткая характеристика педагогических технологий, используемых на уроках в начальной школе, а также их место в структуре урока. Может представлять интерес для учителей начальных классов, студентов педагогических ВУЗов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Сергеевна Артамонова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

Школа-интернат №19 ОАО «РЖД», г. Новокузнецк, Кемеровская обл., РФ

Современные педагогические технологии в структуре урока

 в начальной школе

  1. Краткая аннотация работы: в работе представлена краткая характеристика педагогических технологий, используемых на уроках в начальной школе, а также их место в структуре урока. Может представлять интерес для учителей начальных классов, студентов педагогических ВУЗов.
  2. Содержание

2.1.  Введение

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, система начального образования требует значительных изменений. Прежде всего это связано с требованиями к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

– личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие позиции обучающихся, их социальные компетенции, личностные качества, индивидуально-личностные сформированность основ гражданской идентичности;
        – метапредметным, содержащим универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
        – предметным, обращенным к опыту специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также к системе основополагающих элементов научного знания, которые лежат в основе современной научной картины мира.

Таким образом, акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков обучающихся на развитие у них самостоятельности учебных действий. Использование современных педагогических технологий даёт возможность добиваться хороших результатов в данном направлении. От того, насколько грамотно учитель применяет данные технологии в учебном процессе, зависит развитие учеников, рост их самостоятельности в учебной деятельности.

  1. Современные педагогические технологии

В своей педагогической деятельности я использую проблемные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), элементы дифференцированного обучения, игровые технологии, проектные задачи, коллективные способы обучения, технологию оценивания образовательных успехов (ТООУ) обучающихся.

Считаю, что каждая технология имеет своё место в уроке: одни применимы на определённых этапах, другие – уместны в течение всего урока. Данный подход делает урок современным и работающим на развитие УУД обучающихся. Предлагаю рассмотреть применение современных технологий обучения на разных этапах урока.

Самыми универсальными методами обучения, которые можно использовать практически на любом этапе урока считаю проблемные методы обучения. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих самостоятельную поисковую деятельность обучающихся по решению учебных проблем. Например, на этапе целеполагания создаю ситуацию затруднения, когда ученики сталкиваются с действием, которое ранее не применяли для решения задачи. Или создаётся ситуация, в которой возникают противоречия, требующие разрешения. На этапе закрепления предлагается проблема, которую можно решить, применяя полученные знания и умения.

Использование методов проблемного обучения решает комплекс задач по формированию УУД обучающихся. У учеников формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Следовательно, методы проблемного обучения по достоинству занимают самое важное место в уроке и могут использоваться на любом этапе.

Хотим мы или нет, в мире идёт активная информатизация общества. Поэтому современный урок не имеет смысла без использования ИКТ. Для работы на уроке создаю презентации, тесты в электронном виде, мультимедийные пособия с использованием мультимедийного оборудования. Данный подход делает этапы урока наглядными, зрелищными. Так как мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, этот факт имеет важное значение. Также информационные технологии позволяют сделать этапы урока ориентированными на обучающихся; подбор дифференцированных заданий позволяет учитывать индивидуальные особенности, ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе. Использую ИКТ на разных этапах урока – от актуализации знаний до рефлексии. Например, тесты в электронном виде – актуализация знаний, этап закрепления знаний; презентации – этапы открытия новых знаний, закрепления, рефлексии; мультимедийные пособия – этапы актуализации и открытия новых знаний. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на обучающегося.

В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс как единую группу. Как бы учителя не старались, это противоречие при классно-урочной системе остаётся неопределённым. При этом дети, которые получают недостаточно внимания на уроке, испытывают неудовлетворённость от учебного процесса, просиживают учебное время, не испытывая никакого интереса к происходящему, их ничего не удивляет, уходят с занятий в плохом настроении. Технология коллективной формы обучения (работа в паре, в группе) даёт возможность строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с педагогикой сотрудничества, прежде всего потому, что учитель выступает в роли наставника, консультанта, организатора учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов, сформировать положительное отношение к происходящему на уроке.

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Для квалифицированного осуществления этих действий от учителя требуется хорошее знание педагогики и психологии, а также хорошее знание индивидуальных особенностей каждого ученика.

Достоинствами технологии являются:

- активность каждого ученика в постижении передачи знаний в процессе обучения;

- возможность усвоения учебного материала в объёме и сроки, определяемыми психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Опыт показывает, что организацию работы в группах лучше начинать на этапе закрепления, так как у детей уже имеется багаж знаний, необходимых для работы. Затем можно применить данный способ обучения на этапе формулирования задач урока, и наконец, на этапе получения новых знаний.

Для обучающихся начальной школы очень эффективными являются игровые технологии. Такая форма занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, тем более игровая является ведущей, особенно у первоклассников. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение задания связывается с игровым результатом. Однако учителю не стоит забывать об обязательной учебной направленности и чётко поставленной цели, в противном случае эта форма не принесёт ожидаемого результата. Самым удачным применением игровых технологий является этап закрепления знаний, но и на этапе целеполагания вполне применима в сочетании с проблемными методами обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы. Речь идет о проектной деятельности. В проектной деятельности активно задействуются общение, деятельность, познание, рефлексия. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачи. Основная ценность проектной задачи состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый «продукт», решить проблему. Решение проектных задач вводится уже в первом классе. На начальном этапе работа осуществляется с помощью взрослых: учителя и родителей. В ходе решения проектных задач формируются УУД: рефлексия, целеполагание, планирование, моделирование, коммуникация.

Такая форма работы позволяет добиваться высокой мотивации, прочности знаний; развивает творчество и фантазию, коммуникабельность; способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух, свободу самовыражения; взаимоуважение; акцент на деятельность; демократичность.

Формирование метапредметных результатов обучения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности, а ключевой задачей начального этапа школьного образования является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться во всей учебной работе. Чтобы современный школьник научился адекватно оценивать учебные успехи и контролировать свои действия, необходимо вооружить его такими умениями, как:

- выделять критерии оценки;

- фиксировать их определённым образом;

- проводить прогностический, пооперационный, рефлексивный, итоговый контроль;

- проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков;

- высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей.

Для формирования данных умений использую технологию оценивания образовательных успехов (ТООУ, образовательная система «Школа 2100», автор Д.Д. Данилов). Согласно данной технологии, формирование контрольно-оценочных действий происходит поэтапно, начиная с первых дней обучения. Вся деятельность подчиняется шести правилам:

1 этап (1 класс):

1-правило (различение оценки и отметки).

2-е правило (самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности.

3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

 4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников.

2 этап (2 класс):

вводится 4-е правило в полном объёме. Не только учитель, но и дети начинают определять какое умение потребовалось в ходе выполнения задачи.

3 этап (3 класс):

5-е правило – право отказа и право пересдачи.

6-е правило – уровни успешности. Учитель и ученики учатся определять уровень задания и уровень успешности по определённым признакам.

7-е правило – определение итоговой оценки и отметки. Ученики ещё не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.

4 этап (4 класс):

Даём детям право самостоятельно высчитывать свою итоговую оценку.

Таким образом ребёнок имеет возможность самостоятельно установить уровень личных достижений и решить, останется он на достигнутом или будет предпринимать шаги для дальнейших достижений.

  1. Заключение

Использование современных педагогических технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным, но и решить задачи по формированию универсальных учебных действий. Вместе с этим

- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-  растёт самокритичность;

- ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

  1. Список использованных источников и литературы:
  1. Артамонова Е. С. Групповой способ обучения как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / Е. С. Артамонова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы II междунар. науч.–практ. конф.. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 100–102
  2. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).- 2004-2007.- 66с.- URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_ocenivaniya.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013. – 31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Файл содержит статью о современных образовательных технологиях в процессе обучения в начальной школе...

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления....

Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.

       В последнее время предъявляются новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершен...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Буклет. Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока в виде буклета....