Современные педагогические технологии, используемые на уроках в коррекционной школе
учебно-методический материал
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В нашей школе созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии, используемые на уроках
в коррекционной школе
Горюнова Галина Михайловна
Учитель начальных классов
ГБОУ «СКОШИ №2»г.Улан-Удэ
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В нашей школе созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-развивающего обучения невозможно без применения грамотно подобранного спектра педагогических технологий. Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетные направления коррекции и развития:
1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие различных видов мышления;
5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6. развитие речи;
7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Технология уровневой дифференциации .Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, корректирующая и развивающая их самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно. Коррекционно-развивающий компонент технологии разноуровневого обучения – это в первую очередь индивидуализация и дифференциация обучения, а также повышение уровня самостоятельности учащихся.
Класс поделён на 2 группы:
1 группа: дети работают самостоятельно, под контролем учителя;
2 группа: дети , которые выполняют работу с помощью учителя и под контролем учителя.
Используя эту технологию, у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения, которая позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребенка, а также способствует использованию знаний в новой ситуации. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, а для детей с интеллектуальными нарушениями игра еще и чуть ли не ведущий вид деятельности на протяжении всей начальной школы. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях: в качестве части занятия (для смены вида деятельности, предупреждения утомления); в качестве проведения целого занятия (например, игра – путешествие) или на коррекционно-развивающих занятиях по социальной адаптации мы с ребятами играем в различные коммуникативные игры: ∙ Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения: «Как можно нас называть по – разному?», «Улыбка», «Комплимент»
Для совершенствования у детей невербального общения игра «Угадай» - один ребенок изображает кого - либо (животного, птицу и т. д.), а остальные дети отгадывают. ∙ Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают: изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей, а также в литературных произведениях.
Здоровьесберегающие технологии. Среди наиболее частых патологий у школьников с интеллектуальными нарушениями особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. Именно поэтому в современной школе на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление. Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что он обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Одна из ведущих технологий. Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, предупреждать утомляемость, что дает положительные результаты в обучении. На каждом занятии я провожу физминутки, гимнастики для глаз, пальтчиковую гимнастику. Ежедневно в своей работе применяю различные подвижные игры на переменах и спокойные настольные игры в классе.
Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
«Метод проектов» Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебнопознавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Наши ребята, в силу своих возможностей, с 1 класса уже участвуют в различных проектах (общешкольных и индивидуальтных).
Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций,в осознании и разрешении их в ходе совместной деятельности с учителем.
Личностно-ориентированные технологии. Которые противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционном обучении, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированнных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода самостоятельность, творчество.
Выводы
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности; предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала; заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии используемые в начальной школе
Современные педагогические технологии используемые в начальной школе...

Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.
В последнее время предъявляются новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершен...

Современные педагогические технологии в структуре урока в начальной школе
В работе представлена краткая характеристика педагогических технологий, используемых на уроках в начальной школе, а также их место в структуре урока. Может представлять интерес для учителе...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, ...

"Современные педагогические технологии,используемые в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. ...
