Внеурочная деятельность
материал на тему

Сообщение на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx79.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

«Внеурочная деятельность –важный компонент современного  образовательного процесса в школе  в условиях ФГОС»

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила учитель начальных классов Габелева Светлана Викторовна

2017 г

«Внеурочная деятельность –важный компонент современного  образовательного процесса в школе  в условиях ФГОС»

Только та школа становится очагом духовной жизни,

 где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.

В.А. Сухомлинский

Школа после уроков – это мир творчества,  проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.

В связи 2011 году   с введением   ФГОС начального образования  впервые  заговорили о внеурочной деятельности , однако введена ВД только в январе 2014 года.

Важно помнить ,что «основная образовательная программа  начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В структуре Базисного образовательного плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

 А также  иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. А воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? 

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

 На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.

Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером приобретенных ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

• в школе - системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.;

• вне школы - клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.

Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, т.е.смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении), потребительского отношения к жизни, морального релятивизма, т.е.принципа, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, идет отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Внеурочная деятельность учащихся

Что же такое внеурочная деятельность?

        Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность ,осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.

Конкретизируем задачи, стоящие перед внеурочной деятельностью.

Задачи внеурочной деятельности.

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
  2. Реализация их творческого потенциала через включение в разнообразные виды общественно-полезной и досуговой деятельности.
  3. Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей.
  4. Формирование у обучающихся положительной «Я-концепции», универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше», формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
  6. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  7. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
  8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  10. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

11.Организация информационной поддержки учащихся.

12.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы и направления внеурочной деятельности

Рассмотрим принципы внеурочной деятельности:

- Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Давайте посмотрим, какие требования выдвигает стандарт к организации внеурочной деятельности школьников:

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников:

- Неотъемлемая часть образовательного процесса

- Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС

- Наполнение конкретным содержанием в/д находится в компетенции образовательного учреждения

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по направлениям: 

  • спортивно-оздоровительное
  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • экскурсии;
  • этические беседы;
  • игры с ролевым акцентом;
  • познавательные беседы;
  • детские исследовательские проекты;
  • культпоходы в театры, музеи, выставки;
  • занятия объединений художественного творчества;
  • выставки в школе;
  • спектакли в классе, в школе;
  • культпоходы в театры, музеи, выставки;
  • занятия объединений художественного творчества;
  • выставки в школе;
  • спектакли в классе, в школе;
  • кружки различной направленности;
  • факультативы;
  • секции, в том числе спортивные;
  • акции в окружающем социуме;
  • олимпиады;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • поисковые исследования.

Уильям Уорд сказал:

Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который  сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.

 

Внеурочная деятельность-это образовательный процесс, и, как в любом образовательном процессе, во внеурочной деятельности должен быть результат. Как измерить этот результат?

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным (которые включают освоение обучающимися УУД(познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностным образовательным результатам.

Внеурочная деятельность ориентирована на помощь в достижении этих результатов

 (работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию (ребенок должен попробовать себя в разных направлениях ВД, в разных предметных областях, чтобы мог определиться что ему нравится, чтобы мог определиться ,чем он хочет заниматься.)

ВД мы должны реализовывать для того ,что усовершенствовать  УУД у учащихся. В данной таблице мы видим разные УУД(познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).,все эти УУД мы должны реализовать в урочной деятельности, но к сожалению это получается не всегда.

Общение со сверстниками ,выражение своей точки зрения ,какое то свое ценностное, нравственное отношение и взаимооценка и самооценка-это все то на что не хватает времени на уроке по ФГОС.

 Во внеурочной деятельности это сделать значительно проще , т.к. легче построить занятие, где учащиеся будут  развивать свои коммуникативные навыки. Легче построить занятие где дети будут более четко выражать свои мысли,свои предпочтения ,выстраивать свою оценку (что у них получается, что не получается  не на уровне критериальной оценки  )

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых  немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

«Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей.»

Януш Корчак (1878 — 1942, польский педагог и писатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....