Мастер - класс "Развивающие методы обучения. Кроссенс".
консультация по теме

Лазуренко Марина Павловна

В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Стратегии развития образовании в ЯНАО говорится о переходе парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности обучающихся. Личности, способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности, способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Развивающие методы обучения. Кроссенс.

Уважаемые коллеги, рассмотрите картины художников. Какая из них у Вас ассоциируется со словом "СЧАСТЬЕ"? Объясните свой выбор.

Получилось так, что все присутствующие так или иначе сделав свой выбор, разделились ан три группы. Попрошу выйти сюда по одному представителю из каждой группы.

Уважаемые коллеги, каждому из Вас предлагаю написать на трёх карточках слова - ассоциации с сочетанием "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА".

В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Стратегии развития образовании в ЯНАО говорится о переходе парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности обучающихся. Личности, способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности, способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить.

(обращение к фокус-группе) Объедините по смыслу написанные (связать слова между собой) Вами слова (по горизонтали, диагонали, вертикали).

Мастер класс называется "Кроссенс - метод ..." Можем ли мы с Вами сейчас дать определение какой это метод?

Попробуем разобраться. В чём? Какова цель нашего общения? (определить какой это метод? чему способствует? на каких этапах урока его можно использовать (или на каком уроке: введения новых знаний, закрепления, обобщения...)

Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов". Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

1

2

3

 4

5

6

7

8

9

 Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае -это отличное упражнение.

ОТВЕТЫ ФОКУС-ГРУППЫ

-Упражнение для чего? (Для развития логического и творческого мышления).

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате. Таким образом получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.  По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5,  8-5 и 4-5.

1 – Началом живого является клетка;

2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;

3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;

4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;

5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;

6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального  и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;

7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;

8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;

9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.

Как только Вы овладели «базовым» уровнем объяснения кроссенса, перед вами выход на новый уровень- выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).

Более высокий уровень -это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические, тогда кроссенс необходимо разгадать, а не объяснить!

Начальная школа «ОСЕНЬ в природе». Попробуем прочитать.

Урок биологии         

Из 13 вы должны выбрать только 9;

2) расположить их по спирали, в виде улитки;

3) составить по ним рассказ и записать в тетрадь;

Педагогом могут быть предложены дополнительные задания.

        

«Америка» Родиной многих культурных растений, том числе и картофеля является Южная Америка.

2. «Европа» В XVII веке картофель завезли в Европу.

3. «Герб» В Россию ее завез Петр 1.

4. «Петр 1» Сыграл важную роль в распространении картофеля.

5. «Поле картофеля».

        - Исходя из того, какую работу мы проделали можем ли дать определение этому методу? (развивающий)

- Развитию чего он способствует? (формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся и т.д.).

ЗАПИСЫВАТЬ НА ДОСКЕ

Предлагаю Вам, уважаемые коллеги попробовать разгадать кроссенс (задания по группам). 3-4 группы

На каких этапах или каких уроках можно использовать данный метод?

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока, установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!

Мудрость есть познание всеобщности вещей.

Франческо Патрици

Приложение

Кроссенс

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Применение кроссенса на уроке:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока, установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (например: 5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Моделирование как эффективный метод обучения»

в данном материале представлен мастер-класс по теме "Обучение моделированию"...

мастер-класс "Роль активных методов обучения в формировании УУД"

Мастер - класс по теме "Роль активных методов обучения в формировании УУД" представлен в игровой форме с презентацией....

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Мастер класс по теме "Кроссенсы"

В данном материале представлен мастер- класс по теме "Кроссенсы в начальной школе"...