Главные вкладки

    Воспитание культуры личности младшего школьника через приобщение к чтению
    статья на тему

    Докучаева Лариса Юрьевна

    В статье рассматривается понятие «культура личности», роль чтения в воспитании культуры личности младшего школьника. Приведены результаты исследования, характеризующие отношение младших школьников к чтению, уровень понимания прочитанного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_kultura_lichnosti_dokuchaeva_l.yu_.doc106.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Докучаева Л.Ю.

    ГБОУ гимназия №330(г. Санкт-Петербург)

    Воспитание культуры личности младшего школьника через приобщение к чтению

    Аннотация. В статье рассматривается понятие «культура личности», роль чтения в воспитании культуры личности младшего школьника. Приведены результаты исследования, характеризующие отношение младших школьников к чтению, уровень понимания прочитанного.

    Ключевые слова: культура личности, духовная ценность, литературное чтение.

    Abstract. The article considers the concept "culture of personality", the role of reading in education at primary school children. Results of the research characterize primary school children's attitude to reading, reading comprehension.

    Key words: culture of personality, spiritual values, literary readings, 
    psychological comfort.

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) первостепенной задачей ставит формирование культуры личности. Но между требованиями и реалиями существует большая разница. На наш взгляд, современное общество утрачивает высокие нравственные ориентиры. Школа заботится о развитии и сохранении культуры не только обучающихся, но и их родителей. Для решения проблемы воспитания нравственных устоев современного ученика требуются новые подходы к обучению и воспитанию, начиная с начальной школы.

    Под культурой личности Газман О. С. и Иванов А. В. понимают достижение личностью гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь, труд, личностный психологический комфорт. Центральным звеном культуры исследователи называют культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья [3, 14 с]. Зубра А.С. рассматривает культуру личности, как духовную ценность, необходимую для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Автор считает, что культура личности – это высшая ступень в развитии личности [1, 65 c].

    Проанализировав направления и ценности культуры, которые рассматривают вышеуказанные ученые, можно составить образ культурной личности.

    Образ культурной личности

    Младший школьник еще очень пластичный, восприимчив к прекрасному. Сформировать культуру личности младшего школьника можно через увеличение гуманитарных дисциплин (литературное чтение, культурология, философия, социология, обществоведение, эстетика, культура речи, история, искусства, эстетика). Именно на литературное чтение, как учебный предмет, возлагается особая миссия - воспитание культуры личности. Воспитание художественным словом приведет к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни. У младших школьников отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Какие же методы и приемы служат для воспитания культуры личности младших школьников на уроках литературного чтения? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании, с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ). Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. Живопись и музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов - взаимообогащенные виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции, стали обычным явлением на уроке. Серьёзную работу по привлечению читателя и воспитанию культуры чтения ведут библиотеки, которые, приспосабливаясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы. Важно помнить, что в центре любого урока литературного чтения — текст, а все приемы и действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание.

    Среди учеников вторых и четвертых классов ГБОУ гимназии №330 г. Санкт-Петербурга было проведено исследование по следующим вопросам: отношение к чтению, уровень понимания прочитанного. В исследовании принимали участие 47 учащихся четвертых классов и 46 учащихся вторых классов. При анкетировании выяснилось, что 37% опрошенных предпочтут в свободное время заняться чтением книг, 39% опрошенных предпочтут провести время перед телевизором или компьютером. 44% испытуемых ежедневно читают дома дополнительную литературу, 27% испытуемых читают крайне редко или не читают дополнительную литературу вообще.

    Всем испытуемым было предложено в течение минуты прочитать художественный текст и ответить на вопросы по содержанию. Было выявлено, что у 43% испытуемых высокий уровень понимания текста (правильно ответили на все вопросы по содержанию), у 35% испытуемых – средний (допустили 1 или 2 ошибки или не ответили на 1 – 2 вопроса, недочеты), у 22% испытуемых – низкий (не ответили на большую часть вопросов или допустили 3 и более ошибок).

    Рис.1. Выбор занятий младшими школьниками в свободное время

    Рис.2. Уровень понимания художественного текста младшими школьниками

    Были сделаны следующие выводы: чтение книг подменяется интернетом и телевидением, среди учеников более младшего возраста распространено рефлексивное чтение, оказывающее качественное влияние на читателя, у учеников постарше в большей степени выражено поверхностное чтение, чтение нерефлексивное.

    Чтение, культура чтения нуждаются в организованном и продуманном отражении духовной интервенции. На наш взгляд, без возвращения традиции чтения есть риск, что в России будет снижаться уровень образования и образованности людей.

    Список литературы

    1.Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов. -Минск: Университетское, 2001. - 182 с.

    2. Гончарова Е. Е. Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 69-71.

    3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

    Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

    Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

    Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

    О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

    Формирование художественной культуры младших школьников через приобщение к музыкальному искусству.

    Главная цель предмета искусства, формирование художественной культуры личности, освоение и переосмысление мировой художественной культуры. Область искусства призвано воспитывать лучшие черты личности....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

    Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

    Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

    Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....