Диагностика УУД
методическая разработка на тему

Балаганская Ольга Николаевна

Сегодня перед учителем ставится задача: «пробудить у ребенка желание учиться», научить его учиться, более того, учиться самостоятельно. Это то, что лежит в основе  Стандарта второго поколения, в котором  прописана новая цель образования, новые технологии и  средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания и мониторингу УУД (Универсальные учебные действия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_uud.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сухомлинский: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Сегодня перед учителем ставится задача: «пробудить у ребенка желание учиться», научить его учиться, более того, учиться самостоятельно. Это то, что лежит в основе  Стандарта второго поколения, в котором  прописана новая цель образования, новые технологии и  средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания и мониторингу УУД.

    Все задания, которые мы используем в учебном предмете должны быть направлены на формирование УУД, предметных и метапредметных  умений.

1.Личностные универсальные учебные действия- задания:

  • участие в проектах;  
  • подведение итогов урока;
  • самооценка события, происшествия; .

2.Познавательные-задания:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);  
  • «на что похоже?»;  
  • поиск лишнего;  упорядочивание;  «цепочки»;  хитроумные решения;
  •   составление схем-опор, алгоритмов;
  •  работа с разного вида таблицами;  
  • составление и распознавание диаграмм;
  •  работа со словарями.

3.Регулятивные - задания

  • «преднамеренные ошибки»;
  •  поиск информации в предложенных источниках;  
  • взаимоконтроль;  
  • самоконтроль;
  •  «ищу ошибки»;   и т.д

коммуникативные

  • тренинги;
  •  составь задание партнеру;
  • групповая работа;  
  • ролевые игры;  
  • групповые игры «объясни...», «отгадай, о ком говорим», «подготовь рассказ...», «опиши устно...».

Конечно существуют огромное множество заданий, методик, способов , формирующие  УУД ,главное  найти правильное их применение в новой образовательной среде.

В  различных УМК разработаны пособия с заданиями, формирующие УУД.

Всё что мы используем  должно формировать  УУД. Этот процесс является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметы  и внеурочную деятельность;

  • Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
  • Способы учета уровня сформированности УУД – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Результаты усвоения УУД являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Систему диагностики и мониторинга УУД, предметных и метапредметных знаний мы рассмотрим более подробно.

 « Мониторинг - это инструмент, помогающий «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

  Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи-

1. Определять уровнь сформированности  УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.

     2. Отслеживать индивидуальную  динамику продвижения учащихся к образовательным результатам, определять проблемные зоны  и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании УУД.

 Особенностью мониторинга является определение не только предметных, но и метапредметных достижений обучающихся, которые позволят оценивать результативность  и успешность обучения на последующих этапах.  

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень умений, подлежащих формированию и оценке , на основе единой стандартной процедуры  и продуманных методов анализа результатов.

Для оценки сформированности УУД проводят с использованием инструментария.

Слайд 27

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Объектами мониторинга являются: Образовательные результаты, познавательные УУД , Коммуникативные УУД,  Регулятивные УУД ,предметные результаты, личностные результаты , метапредметные результаты.

 Разработана  программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.

Данная  программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

  • определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;
  • отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
  • извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
  • сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений и событий;
  • делать выводы на основе обобщения знаний;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

  • самостоятельно формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий;
  • действовать по плану;
  • сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
  • проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

  • вычитывать информацию, данную в явном виде;
  • объяснять смысл слов и словосочетаний;
  • вычитывать информацию, данную в неявном виде;
  • понимать смысл текста в целом (главную мысль);
  • истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

  • оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
  • объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
  • определять важные для себя и окружающих правила поведения;
  • выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
  • отделять оценку поступка от оценки самого человека;
  • определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Критериями оценки сформированности УУД являются:

  • — соответствие /не соответствие возрастным-психологическим нормативным требованиям;
  • – соответствие/ не соответствие  свойствам универсальных действий заранее заданным требованиям.

Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества основного общего образования на уровне начальной школы должны быть максимально просты и сводиться к трем типам:

балльная оценка-( оцениваем предметные, метапредметные результаты),

уровневая оценка-( оцениваем прежде всего метапредметные результаты),

       бинарная оценка-  бинарной оценкой (метапредметные и личностные результаты).

    Балльная оценка предполагает предварительное описание норм оценивания в баллах.

   Уровневая оценка подразумевает  содержательное описание уровней;

 Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п.

Результаты  фиксируются в протоколах,  в «Картах – характеристиках"  , в листах достижениях, таблицах, диаграммах  и т.д

Методики для определения уровня сформированности  УУД .

1.Методики для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

2.Методики для диагностики личностных универсальных учебных действий

3.Методики для определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий

4.Методики для определения уровня сформированности познавательных  универсальных учебных действий.

С природой универсальных учебных действий связаны  метапредметные результаты, которые также необходимо диагностировать.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана и Использования метапредметной технологии, которая позволяет научить   общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом и  включают  ребёнка в разные виды деятельности. Основным объектом  метапредметных результатов является  сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные  умения за счёт заданий вида:

 1.На соответствие полученного результата поставленной учебной задаче.

Задача: У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?

К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный.  В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным.

 Верное выполнение Денег не хватит.

Планирование, контроль и оценка учебных действий

Задание : Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

(360 – 240) × 3 : 6 = 60

К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».

Использование знаково-символических средств  представления информации

Задание 1

Заполни таблицу данными из текста:

Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей. Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей.

Утро

Вечер

Будний день

Выходной день

Будний день

Выходной день

Детский

Взрослый

К о м м е н т а р и й .

 Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков).

Задание 2

На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?                                                                                                                                                                              

К о м м е н т а р и й .

Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.

Смысловое чтение.

Задание : Отметь знаком +, какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее,  чем «Волга».

 Определить нельзя     «Жигули»        «Волга»

К о м м е н т а р и й .

 Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени.

Верное выполнение

Ответ: + «Жигули».

 

Различные способы поиска и использования информации.

Задание Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда.

К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи.

Верное выполнение

Учительница попросила Кирилла помочь ей высадить окоренившиеся черенки комнатного растения бегонии в цветочные горшки. Расставь по порядку номера  действий, которые должен осуществить Кирилл.

Запиши номера действий в правильном порядке.

1)насыпать в цветочный горшок почву

2)опустить черенок в вырытую ямку

3)присыпать ямку и немного утрамбовать

4)сделать небольшое углубление в почве

5)слегка увлажнить место посадки и накрыть черенок стеклянной банкой

Слайд 41

Приведены данные за три года о количестве дождливых дней в июне –октябре в посёлке Сосновое

Месяц

2012 год

2013 год

2014 год

Июнь

7

5

6

Июль

3

2

3

Август

5

7

5

Сентябрь

8

9

7

Октябрь

9

8

9

Пользуясь таблицей, выбери верные утверждения.

1) В сентябре 2013 года и сентябре 2014 года было разное количество дождливых дней.

2) В августе 2013 года было шесть дождливых дней.

3) В каждый из этих годов в октябре было больше дождливых дней, чем вдругие месяцы.

4) В каждый из этих годов в августе меньше дождливых дней, чем в сентябре.

Диагностика  метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Прежде всего это:

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

— и комплексные работы на межпредметной основе.

Комплексная письменная проверочная работа позволяет проверить сформированность знаний и умений в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и др.), т.е. в одной работе собраны задания на диагностику знаний и  умений по нескольким учебным предметам, дает возможность проверить все три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД.

С помощью этих работ оценивается:

В области чтения

1)техника и навыки чтения

  • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

3)читательский отклик на прочитанное.

В области системы языка

1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

  • целостность системы понятий (4 кл.);
  • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
  • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
  • разбор предложения по частям речи;
  • синтаксический разбор предложения;

2)умение строить свободные высказывания:

  • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
  • предложения
  • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения

3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)

В области математики

1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

3)умение рассуждать и обосновывать свои действия

В области окружающего мира

1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

  • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
  • объекты живой и неживой природы;
  • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
  • распознавание отдельных географических объектов

2) сформированность первичных предметных способов учебных действий

  • навыков измерения и оценки;
  • навыков работа с картой;
  • навыков систематизации

3)сформированность первичных методологических представлений

  • этапы исследования и их описание;
  • различение фактов и суждений;
  • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Стартовая диагностика в 1классе также проводят  в форме комплексной:

"Зелёный заяц"

Задание 1 (предмет - литературное чтение)

Проверяется читательская компетенция: скорость чтения вслух; умение принимать и сохранять учебную задачу.

Диагностируется регулятивные УУД.

Задание 2 (предмет - литературное чтение)

Проверяется умение определять жанр художественного произведения

Диагностируется познавательные УУД

Задание 3 (предмет - литературное чтение).

Проверяет умение определять героев произведения, вычитывать из текста информацию, данную в явном виде.

Диагностируются познавательные УУД

Задание 4 (литературное чтение, личностные результаты, работа с текстом)

Проверяет умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, вычитывать из текста информацию, понимать смысл поступка героя.

Задание 5 (литературное чтение, регулятивные и познавательные УУД)

Проверяет умение устанавливать последовательность событий в тексте, осуществлять пошаговый контроль

Задание 6 (предмет - русский язык)

Проверяет умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде, правильно списывать с печатного образца.

Диагностика познавательных УУД

Задание 7 (русский язык, познавательные УУД)

Проверяет умение находить буквы, обозначающие мягкие согласные на письме

Задание 8 (русский язык, познавательные УУД)

Проверяет умение делить слова на слоги

Задание 9 (русский язык, познавательные УУД)

Проверяет умение ставить ударение

Задание 10 (математика, познавательные УУД)

Проверяет умение использовать полученную информацию для решения задач

Задание 11 (математика, познавательные УУД)

Проверяет умение находить математическую информацию в тексте и фиксировать её на схеме

Задание 12 (математика, познавательные УУД)

Проверяет умение использовать полученную информацию для решения задач

Задание 13 (окружающий мир, познавательные УУД, работа с текстом)

Проверяет умение вычитывать из текста информацию, различать растения и животных

Задание 14 (окружающий мир, познавательные УУД)

Проверяет умение различать объекты живой и неживой природы

Результат представляем в виде  таблиц.  

 Анализ результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфолио учащегося показывает: осуществляет ли ребёнок УУД или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...