Формирующее оценивание – как фактор успешности обучения младших школьников.
методическая разработка на тему

Балаганская Ольга Николаевна

Новая система оценивания, которая: позволяет получать  информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, отслеживать эффективность образовательной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx540.81 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирующее оценивание – как фактор успешности обучения младших школьников.

            Пробудить у ребенка желание учиться, научить его учиться, более того, научить учиться самостоятельно, такая задача стоит перед учителем, это то, что лежит в основе  Стандарта второго поколения, в котором  прописана новая цель образования, новые технологии и  средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания УУД. Сформировать УУД - значит научить детей учиться. Сегодня педагогическая кулинария богата и разнообразна технологиями, приёмами и методами, позволяющая сделать урок  современным, соответствующему  новому стандарту.  Система оценивания является  сложным элементом современного урока, потому что в  сознании  многих учителей и родителей крепко засела традиционная  «пятибальная» отметочная  система оценки, которая не даёт  возможности для формирования у обучающихся  оценочной самостоятельности, является малоинформативной. Цель методической разработки: выяснить и обосновать важность применения формирующего оценивания в процессе обучения младших школьников. Определила следующие задачи: изучить техники и приёмы формирующего оценивания; узнать, какие техники и приёмы способствуют формированию самооценки обучающихся;

  В соответствии с требованиями ФГОС  разработана   новая система оценивания, которая: позволяет получать  информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, отслеживать эффективность образовательной программы. В связи с этим появились особые требования на выстраивание системы оценивания и разработана  технология оценивания

Д.  Д. Данилова. Данная технология  состоит и 7 правил:

Правило1.Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные. Оценивается особенно успешное действие, фиксируется отметкой только решение полноценной задачи . Данное правило разводит два понятия «оценка»  и «отметка» (оценка - это словесная характеристика результатов, а отметка - фиксация результата в виде знака из принятой системы).Оценка - "Ты молодец", отметка "5" - набрал 7 баллов.

Правило  2. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Правило3.Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.

Правило4.Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило  5. Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, а  за тематические проверочные работы – обязательно.

Правило6. По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (Необязательный) -  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов . Рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за учебный блок. Итоговая отметка высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок. Система оценивания строится на основе принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом.
  2. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие программе.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    Оценивание разделяют на формирующее оценивание и итоговое.

Формирующее   оценивание это то, как ученики применяют знания. Применяю его для получения  данных о текущем состоянии обучения по темам. Учу  самостоятельно оценивать свой труд, формировать самооценку. Конечной целью формирующего оценивания, по мнению Марины  Александровны Пинской, которая разработала практическое руководство для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику,  является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.      Формирующее оценивание строится на применении различных оценочных техник, которые  являются инструментарием системы оценивания.  

       В своей практике использую техники и приёмы составленные в виде рисунков, символов, таблиц, опросников.  Основная цель их применения - установить достигнуты ли измеряемые результаты. Хорошим  инструментом для оценивания  уже в 1 классе при  безотметочном обучении является   шкала Г. А. Цукерман. С  помощью шкалы измеряю  параметры:  правильность и  аккуратность. Эта техника помогает быстро привыкнуть  к новой системе оценивания. Ребёнок-первоклассник, приходя в школу убеждён, что он будет получать только "пятёрки". Чтобы не произошло разочарование, сразу на родительском собрании рассказываю о существенной разнице между отметкой и оценкой. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой. Уровни : высокий, средний, ниже среднего, выше среднего. Например, на полях дети чертят шкалу , находят уровень выполнения задания, обозначая синим цветом. Затем дети обмениваются в паре, одноклассник отмечает   жёлтым цветом. Учитель  на этой шкале ставит красный крестик. Ученик сравнивает уровни, делает выводы, если крестики не совпадают. Работая с первых дней по таким шкалам, ребёнок учится учиться.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/538063/img1.gif

      Трехцветные  индикаторы. Это универсальная техника. Её  применяю  и в 1 , и в  4 классе. Это может быть сигнальная карточка или круг на полях тетради. Красный - «Знаю, умею», жёлтый-«Сомневаюсь, не уверен ", зелёный-«Я не знаю, прошу помощи». Выполняя работу,  ученик показывает карточку, либо рисует  круг нужного цвета.

    Всю оценочную  деятельность строю так, чтобы дети  приобретали навыки и привычку к самооценке. Формировать самооценку, как важное условие успешного обучения мне помогают техники формирующего оценивания. Широко применяю знаковые приемы самооценки. Эффективна эта техника и на уроках литературного чтения, и на уроках окружающего мира. Предлагаю прочесть текст, используя знаки : V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО;  +  - НОВОЕ;  ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС;       0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ. На уроках математики для оценивания собственных успехов использую знаки : «+» - знаю, умею, могу, «?» - сомневаюсь «-» - трудно, сложно. После выполнения самостоятельной работы или домашней работы ребёнок на полях тетради  ставит выбранный знак. Такая работа обеспечивает обратную связь, формирует навыки самооценки и рефлексии. Знаковые приёмы. Например, оцени свои успехи знаками:

«+» - знаю, умею, могу.

«?» - сомневаюсь.

«-» – трудно, сложно.

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО;

+  - НОВОЕ;

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС;

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ.

    Интересный и результативным, на мой взгляд, приём – «оценочное поле» или игра "Четыре угла". На доске изображаю   систему координат и обучающимся  предлагаю  вписать свои имена в определённое поле, чтобы понять, как прошло усвоение  темы для получения информации: ничего не понял, всё понял, никогда не справлюсь, всегда справлюсь.

        Обеспечить  быструю и обратную связь мне помогает техника «недельных отчётов». Недельные отчёты  - это листы, в которых они заполняют таблицу раз в неделю. Эта техника не занимает много времени,  но очень интересна детям. Один раз в неделю, на листочках дети отвечают на вопросы: чему я научился за неделю?, какие вопросы остались для меня  неясными?, какие вопросы я задал бы ученикам, если был учителем, чтобы проверить поняли они материал или нет?

    Обобщить знания по теме, проверить их прочность в усвоении, мне помогает  метод составления тестов.  Этот метод состоит в  самостоятельном формулировании  вопросов по теме. Тесты дети составляют самостоятельно. Составленные тесты решают одноклассники. Оценивание: разрабатываются критерии, определяются уровни: высокий, средний, низкий. Например. Составление тестов по теме "Существительное"

Существительное - это:

 - это часть  речи?

- часть слова?

Сущствительное

- склоняются?

 -спрягаются?

    Обобщить материал в творческой форме мне помогает техника составления лэпбуков. Лэпбуки составляю групповые  или индивидуальные. Особенно интересны лэпбуки на уроках окружающего мира.  Эта техника  учит детей самостоятельно добывать знания, читать дополнительную литературу, а также  развивает в детях творческое мышление.

    Эффективным, обеспечивающим обратную связь является метод составления листов самооценки. Им  отвожу особое место в формирующем  оценивании. Листы могут быть самые разнообразные и иметь  разнообразное предназначение. Начинаю применять их с первого класса. В виде "лесенки успеха". Дети не умеют читать, но выбрать нужную ступеньку им поможет "смайлик".

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1110.jpg

Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: 1 ступенька - не понял, 2 ступенька - требуется небольшая помощь , 3 ступенька –  хорошо усвоил материал, но есть вопросы, 4  могу  выполнить работу самостоятельно.Листы самооценки разделяют на предметные и метапредметные.  Например, лист самооценки  предметного умения -выразительного чтения проверяет предметное умение . Составляю следующим образом:  вместе с обучающимися  определяем, какие параметры  выразительного чтения необходимо оценить, определяем критерии оценивания. Листы с критериями заранее раздать ученикам, они оценивают по листам.

Критерий выразительного чнеия

Самооценка

Оценка учителя

1.Назвал автора 2 б.у

2.Соблюдал знаки препинания, читал эмоционально 3 б.у

3.Читал без ошибок -2б.у

   Разрабатывая критерии необходимо понимать, что для  получения наибольшего количества баллов необходимо  сделать   «дорогие» критерии в проблемной зоне знаний, обучающиеся  будут прикладывать усилия именно к этой «проблемной зоне».Например лист самооценки предметных умений- пересказ литературного произведения.  

Критерий

Самооценка

Оценка учителя

1.Уметь делать пересказ-2 б.у

2.Пересказывать последовательно -3 б.у

3.Рассказывать выразительно -2б.у

4.Умеет пересказывать эмоционально – 1б.у

(б.у- балл успешности)

 Механизм оценивания: ребёнок оценивает себя сам по листам самооценки, затем по листам самооценки оценивают одноклассники, затем учитель, счёт баллов и перевод в отметку. Уровни: высокий, средний, низкий. низкий. Максимальный балл успешности – 7 баллов. Лист самооценки предметных умений  даёт мне   информацию о том, как обучающиеся  воспринимают учебный материал. Например,  лист самооценки по теме «Существительное».

Предметные умения

В начале

урока

В

конце

урока

Называть падежи

-

+

Различать однокоренные слова и форму одного слова

!

+

Условные обозначения: «+» – умею, «- +» –умею, но допускаю ошибки, «!» – трудно, «?» –есть вопрос.

Лист самооценки по теме "Уравнение"

Насколько уверено ты чувствуешь себя в следующих ситуациях

Уверенно

Довольно уверенно

Неуверенно

Я могу  вычислить неизвестный

множитель

    В  УМК  ПНШ  предусмотрена система оценивания.  Составлены  листы самооценки к определённым темам. В зависимости какие предметные  умения необходимо оценить.

C:\Documents and Settings\Марина\Мои документы\Мои результаты сканировани\сканирование0009.jpg

Ожидаемый результат: Развитие орфографической зоркости с помощью листа самооценки.

Лист самооценки по теме "Существительное"

Предметные умения

В начале

урока

В

конце

урока

Называть падежи

-

+

Различать однокоренные слова и форму одного слова

!

+

Условные обозначения: «+» – умею, «- +» –умею, но допускаю ошибки, «!» – трудно, «?» –есть вопрос.

   Обобщить и систематизировать материал мне помогает карта понятий . Самым простым видом является кластерная карта. Кластер строится по алгоритму :

1. Тема, по которой будет составлена карта понятий.

2. Определяют основные понятия темы,

3.Устанавливают связи с темой.

    Данный кластер имеет ограничение.  Род, число, падеж. По мере изучения темы кластер наращивается.  Добавляются постоянные и непостоянные морфологические  признаки имён существительных.  Можно предлагать кластеры, имеющие более разнообразную модель. Ожидаемый  результат -умение систематизировать знания  с помощью карты понятий. Для быстроты сбора и систематизации большого количества  материала использую карточки - кластеры разнообразных форм:

Картинки по запросу картинки схемы кластера

       Обобщить материал в творческой форме мне помогает техника составления лэпбуков. Лэпбуки составляю групповые  или индивидуальные. Особенно интересны лэпбуки на уроках окружающего мира.  Эта техника  учит детей самостоятельно добывать знания, читать дополнительную литературу, а также  развивает в детях творческое мышление.  

     Таким образом, практика показывает    необходимость такой работы, т.к. мои ученики умеют оценивать свои успехи, у  родителей  обучающихся  не возникает вопросов о  объективности выставляемых отметок, умеют учиться самостоятельно. Дети умеют  получать информацию из других  источников,   имеют высокий уровень сформированности УУД,  познавательный интерес, сформирован навык самооценки, как важнейшего условия обучения. Ребята показали высокие результаты в ВПР.

Формирующее оценивание –как фактор успешности обучения младших школьников.

       Пробудить у ребенка желание учиться, научить его учиться, более того, научить учиться самостоятельно, такая задача стоит перед учителем, это то, что лежит в основе  Стандарта второго поколения, в котором  прописана новая цель образования, новые технологии и  средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания УУД. Сформировать УУД - значит научить детей учиться. Сегодня педагогическая кулинария богата и разнообразна технологиями, приёмами и методами, позволяющая сделать урок  современным, соответствующему  новому стандарту.  Система оценивания является  сложным элементом современного урока, потому что в  сознании  многих учителей и родителей крепко засела традиционная  «пятибальная» отметочная  система оценки, которая не даёт  возможности для формирования у обучающихся  оценочной самостоятельности, является малоинформативной.

Цель методической разработки: выяснить и обосновать важность применения формирующего оценивания в процессе обучения младших школьников. Определила следующие задачи: Изучить техники и приёмы формирующего оценивания; узнать, какие техники и приёмы способствуют формированию самооценки обучающихся;

    В соответствии с требованиями ФГОС  разработана   новая система оценивания , разработана новая технология оценивания Д.  Д. Данилова .Оценивание разделяют на формирующее  и итоговое. Итоговое оценивание – это набор контрольных мероприятий.  В центре внимания формирующего   оценивания то, как ученики применяют знания. Применяю его для получения  данных о текущем состоянии обучения по темам. Учу  самостоятельно оценивать свой труд, формировать самооценку. Конечной целью формирующего оценивания, по мнению Марины  Александровны Пинской, которая разработала практическое руководство для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику,  является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

  В своей практике особое место отвожу формирующему оцениванию, которое  строится на применении различных оценочных приёмов и техник, является инструментарием системы оценивания. Техники и приёмы составлены в виде рисунков, символов, таблиц, опросников.  Основная цель их  применения –   установить достигнуты ли измеряемые результаты.

 Хорошим  инструментом для оценивания  уже в 1 классе при  безотметочном обучении является   шкала Галины Анатольевны Цукерман. С  помощью шкалы измеряю  параметры:  правильность и  аккуратность. Эта техника помогает быстро привыкнуть  к новой системе оценивания. Ребёнок-первоклассник, приходя в школу убеждён, что он будет получать только "пятёрки". Чтобы не произошло разочарование, сразу на родительском собрании рассказываю о существенной разнице между отметкой и оценкой. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой. Уровни : высокий, средний, ниже среднего, выше среднего. Например, на полях дети чертят шкалу , находят уровень выполнения задания, обозначая синим цветом. Затем дети обмениваются в паре, одноклассник отмечает   жёлтым цветом. Учитель  на этой шкале ставит красный крестик. Ученик сравнивает уровни, делает выводы, если крестики не совпадают. Работая с первых дней по таким шкалам, ребёнок учится учиться.(см. Приложение 1)

      Трехцветные  индикаторы. Это универсальная техника. Её  применяю  и в 1 , и в  4 классе. Это может быть сигнальная карточка или круг на полях тетради (Красный - «Знаю, умею», жёлтый-«Сомневаюсь, не уверен ", зелёный-«Я не знаю, прошу помощи»). Выполняя работу,  ученик показывает карточку, либо рисует  круг нужного цвета.

        Всю оценочную  деятельность строю так, чтобы дети  приобретали навыки и привычку к самооценке. Формировать самооценку, как важное условие успешного обучения мне помогают техники формирующего оценивания. Широко применяю знаковые приемы самооценки. Эффективна эта техника и на уроках литературного чтения, и на уроках окружающего мира. Предлагаю прочесть текст, используя знаки : V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО;  +  - НОВОЕ;  ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС;       0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ. На уроках математики для оценивания собственных успехов использую знаки : «+» - знаю, умею, могу, «?» - сомневаюсь «-» - трудно, сложно. После выполнения самостоятельной работы или домашней работы ребёнок на полях тетради  ставит выбранный знак. Такая работа обеспечивает обратную связь, формирует навыки самооценки и рефлексии.

    Интересный и результативным, на мой взгляд, приём – оценочное поле или игра"Четыре угла". (см. Приложение1) На доске изображаю   систему координат, обучающимся  предлагаю  вписать свои имена в определённое поле, чтобы понять, как прошло усвоение  темы для получения информации: ничего не понял, всё понял, никогда не справлюсь, всегда справлюсь. Обеспечить  быструю и обратную связь мне помогает техника «недельных отчётов» (см. Приложение 1). Недельные отчёты  - это листы, в которых они заполняют таблицу раз в неделю. Эта техника не занимает много времени,  но очень интересна детям. Один раз в неделю, на листочках дети отвечают на вопросы: чему я научился за неделю?, какие вопросы остались для меня  неясными?, какие вопросы я задал бы ученикам, если был учителем, чтобы проверить поняли они материал или нет?

    Обобщить знания по теме, проверить их прочность в усвоении, мне помогает  метод составления тестов. (см.Приложение) Этот метод состоит в  самостоятельном формулировании  вопросов по теме. Тесты дети составляют самостоятельно. Составленные тесты решают одноклассники. Оценивание: разрабатываются критерии, определяются уровни: высокий, средний, низкий.

Обобщить материал в творческой форме мне помогает техника составления лэпбуков. Лэпбуки составляю групповые  или индивидуальные. (см.Приложение 1).Особенно интересны лэпбуки на уроках окружающего мира.  Эта техника  учит детей самостоятельно добывать знания, читать дополнительную литературу, а также  развивает в детях творческое мышление.

 Эффективным, обеспечивающим обратную связь является метод составления листов самооценки. Им  отвожу особое место в формирующем  оценивании. Листы могут быть самые разнообразные и иметь  разнообразное предназначение.(см. Приложение 1). Листы самооценки  разрабатываются в течение изучения темы или в конце раздела. Начинаю применять их с первого класса. В виде "лесенки успеха". Дети не умеют читать, но выбрать нужную ступеньку им поможет "смайлик". Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: 1 ступенька - не понял, 2 ступенька - требуется небольшая помощь , 3 ступенька –  хорошо усвоил материал, но есть вопросы, 4  могу  выполнить работу самостоятельно.

Листы самооценки разделяют на предметные и метапредметные.  Например, лист самооценки выразительного чтения . (см Приложение1) Составляю следующим образом:  вместе с обучающимися  определяем, какие параметры  выразительного чтения необходимо оценить, определяем критерии оценивания. Листы с критериями заранее раздать ученикам, они оценивают по листам. Разрабатывая критерии необходимо понимать, что для  получения наибольшего количества баллов необходимо  сделать   «дорогие» критерии в проблемной зоне знаний, обучающиеся  будут прикладывать усилия именно к этой «проблемной зоне».Например лист самооценки предметных умений- пересказ литературного произведения. (см. Приложение 1) Механизм оценивания: ребёнок оценивает себя сам по листам самооценки, затем по листам самооценки оценивают одноклассники, затем учитель, счёт баллов и перевод в отметку. Уровни: высокий, средний, низкий. низкий. Максимальный балл успешности – 7 баллов. Лист самооценки предметных умений  даёт мне   информацию о том, как обучающиеся  воспринимают учебный материал. Например,  листы самооценки по теме "Существительное","Уравнение". (см. Приложение1)

 Таким образом, практика показывает   необходимость такой работы. . Систематическое включение приёмов формирующего оценивания в учебный процесс повышает мотивацию обучения, формирует учебные компетенции, развивает интерес к изучаемому материалу. Мои ученики умеют оценивать свои успехи, у  родителей  обучающихся  не возникает вопросов об  объективности выставляемых отметок, умеют учиться самостоятельно. Дети умеют получать информацию из других  источников,  имеют высокий уровень сформированности УУД,  познавательный интерес, сформирован навык самооценки, как важнейшего условия обучения. Ребята показали высокие результаты в ВПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.В основе педагогического опыта лежат идеи о психологических аспектах теории игры и игровых  систем Л.В.Выготского, ...

Создание правильного психологического настроя на уроках, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Создание положительного настроя перед любым видом деятельности важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе....