Описание опыта работы
материал на тему

Балаганская Ольга Николаевна

Из опыта работы учителя начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx93.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 Описание опыта работы учителя начальных классов

                 МАОУ Чигиринской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Благовещенского района Балаганской Ольги Николаевны

Опыт представлен

  1. Целостным описанием
  2. Разработками

   Современное образование требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.  В связи с этим изменяются  и   технологии  обучения, внедрение которых  открывает  возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету в школе. В своей работе применяю  ТРКМЧП.

      Её применение позволяет развивать в учениках аналитически - творческий подход к любому изучаемому материалу.

    Технология представляет собой систему стратегий и приёмов, которые создают условия творчества, сотрудничества, поиска способов решения проблемы. В ходе работы по данной технологии дети овладевают различными приёмами работы с информацией, учатся делать выводы, умозаключения, формировать свою точку зрения, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента. Такое построение учебного процесса способствуют развитию у детей познавательной активности. Как совершенная педагогическая технология она имеет признаки:

1. Научности;

2.Оптимальность;

3.Эффективности;

4.Воспризводимости учебного процесса и его результата;

5.Качественную и количественную оценку результатов.

  Основа технологии -совокупность разнообразных приёмов.       Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален.

 Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» дистанционно в АНО "Центр развития молодёжи" г. Екатеринбурга в 2010  году, определила цель:   развитие критического мышления    в процессе обучения русскому языку и  литературному чтению.

Для оценивания результативности были разработаны критерии:

  • развитие критического  мышления
  • развитие логического  мышления
  • применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

Параметры развитие критического мышления :

1.Умение ставит вопрос

Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов.
Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие.
Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы.

2. Умение работать с информацией

Допустимый уровень – умение систематизировать информацию до знакомства с основным источником, умение работать с новой информацией самостоятельно.
Средний уровень – те же умения, но с помощью группы учащихся.
Низкий уровень – не сформированы данные умения.

2.Параметры развитие логического  мышления :

1. Умение обобщать.
2.Умение анализировать.
3.Умение устанавливать причинно - следственные связи.

Высокий уровень-90 баллов и выше.
Норма-70-89 баллов.
Близко к норме- 50-69 баллов.
Низкий уровень-30-49 баллов.

     В начальной школе главная задача обучения русскому языку - формирование грамотности. Сформировать орфографическую грамотность- задача не из лёгких. Чаще всего ребёнок хорошо усваивает теоретический материал, но не может применить его на практике. Вероятно, это происходит из-за стереотипной работы учителя: дети изучают правило, а потом упражняются. Такое построение формирования грамотности ведётся с учётом детской памяти, но не развивает орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы в результате оценки их признаков. Это предполагает выполнение операций и форм мышления, т.е в основе грамотного письма лежит аналитико - синтетическая работа, которая требует  определённого уровня развития познавательных процессов. У детей начальных классов низкий уровень развития познавательных процессов , что делает процесс изучения правописанию малоэффективным.

    Для того, чтобы дети смогли успешно освоить все орфографические правила как единую систему, создаю ситуации потребности в знании правила через: поиск новых форм, методов, приёмов.

   

 Использую для этого приёмы ТРКМ, соответствующие каждой фазе (стадии)  урока.

Рассмотрим фрагмент урока  по теме "Части слова ", 2 класс, УМК ПНШ (Перспективная начальная школа).

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ВЫЗОВ

1.Приём "Кластер".

2.Приём "Кластер"

Осмысление

Приём "ЗХУ"

Рефлексия

Приём "Синквейн"

Прочитайте слова: существительное прилагательное, суффикс, предлог.

-Назови "лишнее" слово.

-Почему оно не подходит к остальным словам?

- Чем является суффикс?

-Какая возникла проблема?

-Определи тему урока.

-Сформулируй цель урока.

Составьте кластер по теме "Части слова".

Могли бы предположить что такое суффикс?

Где можно узнать?

Прочитайте в учебнике, составьте таблицу.

Составьте "синквейн"

Не является частью речи.

Часть слова.

Мы не знаем.

Мы не знаем, что такое суффикс.

Части слова. Суффикс.

Узнать что такое суффикс, узнать для чего он служит, какие орфограммы суффикса бывают.

Корень (родственные слова, однокоренные слова, ударный гласный и т.д)

 Приставка (отличие приставки от предлога, служит для образования однокоренных слов и т.д)

 Окончание (изменяемая часть слова, начальная форма и т.д).

Нет

В  учебнике.

Возвращение к кластеру. Записывают новую часть слова.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Часть слова

После корня, образовывает однокоренные слова.

Орфограммы в приставках.

1.Суффикс;

2.Разнообразный, ласкательный;

3.Образует, создаёт, уточняет;

4.Суффикс - это часть слова;

5.Правописание.

Прокомментирую приёмы в данном фрагменте урока. Цель применения кластера - установить максимальное количество признаков  изучаемого понятия. В данном случае дети определили все известные части слова, установили для чего они служат, какие орфограммы существуют в данных частях слова, повторили способы проверки слов с безударными гласными, с парными согласными в корне и в приставке.  Синквейн - позволяет проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому предмету.

    Систематическое включение в учебный процесс приёмов ТРКМ приводит к осознанному применению орфографических правил и позитивным результатом в правописании.

      Современная школа  выдвигает  требование не только к повышению уровня компетентности  обучающихся  в знаниях языка, но и формированию  читательской деятельности. На мой взгляд, использование приёмов ТРКМЧП

 способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

   На уроках литературного чтения   применяю те, которые лучше всего подходят для детей моего класса. Наиболее интересный  приём«Чтение с остановками».

Фрагмент анализа РНС  "Лиса и журавль" с использованием приёма «Чтение с остановками», 1 класс УМК ПНШ.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Чтение текста "Лиса и журавль"

Остановка 1.

- С каким настроением лиса отправилась  в гости к журавлю?

- Когда лиса шла по лесу в гости кто мог ей повстречаться?

 - Что она рассказывала им?

Остановка 2.

Журавль готовился к встрече с лисой?

Что ожидала лиса от встречи с журавлём?

У лисы было весёлое настроение.

По дороге ей встретились ёж, птицы. Ярко светило солнце. Лиса была счастлива. Она мечтала о вкусной еде.  Она была уверена, что журавль не догадается её обмануть.

Возможно он делал уборку, готовил угощения для лисы.

   Главная идея приёма - конструирование, осмысление, обсуждение текстовой информации. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно – аналитических и прогностических способностей, развитие целостного восприятия текста.

   Для эффективности  использования приемов  ТРКМ  систематизирую их:

 - Приемы, направленные на развитие умения анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения;

  - Приемы, направленные на развитие  умения осознанного, «вдумчивого» чтения;

- Приемы, направленные на умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного

      Для быстроты сбора и систематизации большого количества  материала использую карточки - кластеры разнообразных форм:

Картинки по запросу картинки схемы кластера

       В структуре урока в соответствии ТРКМ рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В своей работе рефлексию провожу  на любом этапе урока, а также после  изучения темы,  раздела материала. Использую наиболее интересные приёмы рефлексии.

Приём "Продолжи предложение"

варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Приём "Анкета"

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Приём "Три М"

 Предлагаю назвать три момента, которые у них получились хорошо на  уроке.

Приём "Фразеологизм или пословица"

Предлагаю подобрать выражение, которое соответствует работе ученика на уроке ( слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон, бил баклуши, работал за семерых,  и т.д.).

Приём "Проценты"

Я справился с работой на 100%;

Я справился с работой на 90% и  т.д.

Приём "Синквейн"

 Использование приемов ТРКМ на уроках русского языка и литературного чтения  показывает положительные результаты в овладении учащимися работать с информацией,  обобщать, делать выводы, уметь  составлять вопросы по изученной теме,   в повышении  интереса к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....