Особенности использования пальчиковой гимнастики на уроках ритмики с обучающимися с умственной отсталостью
опыты и эксперименты на тему

Микишанова Е.А

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_diploma.pptx223.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности использования пальчиковой гимнастики на уроках ритмики с обучающимися с умственной отсталостью Выполнила: Микишанова Елена Александровна, учитель ритмики ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска ». Смоленск 2017

Слайд 2

Актуальность Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе одно из первостепенных значений. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения .

Слайд 3

Задачи исследования: Изучить современное состояние проблемы развития мелкой моторики рук в психолого-педагогической литературе. Изучить метод пальчиковой гимнастики как эффективное средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Выявить оптимальные условия преподавания ритмики в коррекционной школе. Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы с использованием пальчиковых игр на уроках ритмики у обучающихся с умственной отсталостью.

Слайд 4

Объект и предмет исследования Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Особенности использования пальчиковой гимнастики на уроках ритмики с обучающимися с умственной отсталостью. Цель исследования Разработать систему пальчиковых игр и апробировать ее на уроках ритмики с умственно отсталыми детьми.

Слайд 5

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом; оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок; способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей; улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей; занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе занятий, в другие формы работы.

Слайд 6

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами). Самомассаж. Игры с мелкими предметами (шариковая ручка, карандаш, маленький мяч, колючий мяч, прищепки, эспандер, су-джок). Пальчиковые игры со стихотворным и музыкальным сопровождением. Пальчиковые кинезиологические упражнения. Пальчиковые игры на основе сказок. Пальчиковые, артикуляционные, дыхательные гимнастики. Пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса, координации движений и ориентировки в пространстве.

Слайд 7

Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на занятиях по ритмике. Первая серия заданий. Исследование оптико-кинестетической организации движений (« праксис позы») Автор: Осипова Л. Б. «Пальчики подружились», «Пальчики поссорились», «Солдатик», «Солдатик спрятался - появился», «Зайчик», «Зайчик спрятался – появился», «Кольцо», «Зарядка для пальчиков» Вторая серия заданий. Исследование реципрокной координации движений. Автор: Проба Н.И.Озерецкого . 1.Одновременное изменение положений обеих кистей рук, «Кулак-ребро-ладонь». 2. Изучение синкенезий . Проба Заззо из методики И.Ю. Левченко. .Третья серия заданий. Исследование особенностей действий с предметами. «Катание шарика ладонью», «Собери спички в коробочку», «Собери кубики в коробку».

Слайд 8

Результаты исследования У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта недостаточный уровень развития мелкой моторики, который отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений, наличием синкинезий . Эффективность разработанных комплексов пальчиковой гимнастики подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента.

Слайд 9

Рекомендуется проводить следующие упражнения: 1 . Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами); 2 . Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр ”) 3. Нейропсихологическое расслабление: • массаж; • упражнения для удержания позы. • упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и д.р. 4 . Упражнения на ритмическую организацию движений. • хлопки; • постукивание палочками; • ритмичные щелчки; • специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика); • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками .

Слайд 10

Заключение Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они обладают развивающим и оздоравливающим воздействием.

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

Использование сервисов устройств на базе андроид для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью на уроках чтения

Доклад об опыте применения приложений на базе андроид на уроках чтения. Был представлен в 2018 году в рамках ИТНШ....

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...

Статья на тему: "Особенности использования дидактической игры как средства обучения математике школьников с умственной отсталостью"

Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции познавательного интереса. Правильная организация процесса обучения младших школьников с недоразвитием интеллекта способству...

«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного п...

Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...