Денверская модель раннего вмешательства - как способ включения в образовательный процесс детей с РАС и ТМНР
статья на тему

Опыт работы с ребенком имеющим РАС в тяжелой форме, представленный на городском семинаре. Поможет педагогам найти подход к ребенку с особенностями в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Денверская модель раннего вмешательства – как способ включения в образовательный процесс детей с РАС и ТМНР

Сегодня все более актуальным становится вопрос включения детей с РАС и ТМНР в социум. В связи с этим, возникает необходимость поиска эффективных методов и подходовс учетом специфики развития этих детей, т.к. привычные методы обучения не срабатывают. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с таким ребенком.

Д. 10 лет, поступила в школу в 2016 году, в первый класс, диагноз РАС поставили в начале второго года обучения.

Девочка полностью погружена в свой мир. Даже простые попытки взаимодействия казались поначалу недоступными: невозможно поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить ее внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.

Д. часто не реагирует даже на боль, голод и холод, не проявляет испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. Проводит время, бесцельно передвигаясь по классу, лазая, карабкаясь по мебели, часто застывает перед окном, дергает жалюзи, и затем продолжает собственное движение. При попытке остановить ее, удержать, добиться внимания, заставить что-то сделать может возникнуть дискомфорт, и, как реакция на него – крик, аутоагрессия (сжимает руки в кулаки до мозолей, скрипит зубами, издает громкие звуки).Невозможно привлечь внимание  даже на 1 минуту, избегает общения с детьми и взрослыми. Стереотипность проявляется в монотонности полевого поведения.

Ребенок не пользуется речью для общения, не использует жесты, мимику, понимает только простые односложные инструкции (Сядь, иди, дай, возьми).

Первое время было очень тяжело, Д. не реагировала на меня, не замечала, не выполняла требования, разбрасывала раздаточные материалы, снимала и бросала обувь, бегала по классу, раскачивала доску, переворачивала парту. Так как ребенку первой группы  аутизма надо сначала привыкнуть к месту, я разрешала Даше побегать по классу, трогать мебель, водили ее совместно с одноклассниками по школе, знакомили с расположением кабинетов.

Исходя из особенностей поведения, для ребенка были созданы комфортные  условия вхождения в образовательный процесс. Она приходила на 4-5 уроки и со всем классом посещала уроки рисования, труда, физкультуры, музыки, а на 6 уроке занималась индивидуально.

За первый класс Д. удалось привыкнуть к кабинету, она стала замечать меня, подходить, протягивать руки, мы кружились, прыгали, бегали вместе.

Так как Д. занималась по программе АВА-терапии, я тоже стала применять элементы этого подхода. Но интереса у девочки не было ни к чему, и поощрением служили только конфеты (жевательный мармелад). И даже при применении этого поощрения, задания Д. выполняла не глядя, без концентрации внимания, без интереса к занятиям.Эмоционального отклика на общение, обучение не было.

Тогда я стала искать другие методы работы с ребенком и в этом мне помогла книга Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А. «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом».

Несмотря на то, что эта методика рассчитана на детей от года до 3 лет, мы можем взять на вооружение некоторые приемы и методы работы для детей с наиболее тяжелой формой аутизма, отталкиваясь от уровня актуального развития ребенка. В книге дано очень много конкретных советов и рекомендаций (как помочь общаться, концентрировать внимание, участвовать в совместных играх). Основная цель ДМ – помочь детям с РАС овладеть основными социальными навыками, такими как речь, мимика, жесты, направить внимание на людей: на их действия, звуки, слова, лица, чтобы дети смогли воспринимать информацию. Используя специфические методики можно научиться:

  1. Делать игровое поле более привлекательным для ребенка.
  2. Оказывать помощь в освоении базовых навыков (обращать внимание на лица, голоса и действия других людей, подражать им, общаться с окружающими используя голос, жесты, понимать слова и жесты других людей, играть с игрушками общепринятыми способами).

Представленные в книге навыки разбиты на шаги, которые подробно расписаны, приведено много примеров из жизни.

Остановимся на некоторых из них, наиболее актуальных для детей с тяжелой степенью аутизма, тех, которые помогли мне установить контакт и организовать работу с Д.

Моей задачей на первом этапе стало формирование единого стереотипа занятия у ребенка.

ЭТАП 1. КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

Шаг 1. Определить фокус внимания ребенка.

Шаг 2. Занять правильное положение, чтобы ребенок вас заметил.

Шаг 3. Устранить «конкуренцию».

Шаг 4. Определить зону социального комфорта вашего ребенка.

Шаг 5. Присоединится, предоставив ребенку ведущую роль.

ШАГ1.Определить фокус внимания вашего ребенка

Подбирая материалы, которые соответствуют интересами предпочтениям ребенка, можно создать такие ситуации для обучения, в которых ребенок, скорее всего, обратит на вас внимание и будет взаимодействовать и таким образом учиться новому.

ШАГ2. Занять правильное положение,чтобы ребенок вас заметил

Социальная коммуникация осуществляется, прежде всего, через контакт глаз, мимику и язык тела. Надо занять такое положение, чтобы ребенок сохранял зрительный контакт и четко видел выражение лица, взгляд и движения рта, когда мы говорим. Т.е. когда он сидит перед вами, это помогает вам оказаться в фокусе его внимания.

ШАГ 3.Устранить «конкуренцию»

Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание ребенка, отвлекая от занятий.

ШАГ 4.Определить зону социального комфортаребенка

Расстояние, с которого ребенкукомфортно смотреть на вас — это и есть правильная дистанция для егообучения.

Но расстояние не так важно; куда важнее, чтобы ребенок обращал больше внимания на вас и чтобы вы находились достаточно близко, чтобы дотянуться до него и до необходимых материалов.

ШАГ 5.Присоединится к игре, предоставив ребенкуведущую роль

Отличный способ начать — использовать активное слушание.

Легко перейти от активного и одобрительногонаблюдения за действиями ребенка к роли его рассказчика. Активно наблюдая, добавляйте простые слова или короткие фразы, чтобы описать,что делает ребенок.

Простой язык используется для того, чтобы помочьребенку начать слышать отдельные слова и связывать их с определенными предметами или занятиями.

Расскажу, как это происходило у нас с Д.

Даша все свободное время увлеченно манипулирует бусами, шнурами, веревками. Я использовала это в игре с Д., чтобы привлечь ее внимание. Взяла любимую игрушку змейку и стала придумывать игры с ней. Найди змейку, угадай, где спряталась, смотри, как ползет змейка, как она шипит.

Стремясь привлечь внимание, я убирала все лишние предметы со стола, оставляя в поле видимости только то, что необходимо для занятия и привлекало ребенка. И так до тех пор, пока она не привыкла к своему месту.

Первое время Д. не подпускала никого близко, не смотрела на собеседника, не садилась рядом, но по мере того как занятия и игры стали привычными и приятными для нее, расстояние сократилось, появился контакт глаза в глаза. Д. стала садиться на колени, поворачивать мое лицо к себе, требуя внимания, класть голову на плечо, иногда целовать в щеку.

На каждом уроке я всегда проговаривала, что делает девочка, например, молодец, Д., как хорошо лазает, как мы весело кружимся, а теперь бросай мяч мне, лови мяч или «ой, мячик упал», «подними», как высоко Д. прыгает. Или на занятии это мама, мама М., это папа, папа С., это баба, баба Н. Или каждый день повторяли имена одноклассников с указанием на человека. Занятия начинали с приветствия, Д. повторяла за мной «Привет» и проходила в класс, уходя, говорила «Пока» и махала рукой.

ЭТАП 2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОБЛЮДАТЬОЧЕРЕДНОСТЬ

Шаг 1. Начать с подготовки к игре.

Шаг 2. Продумать процесс игры: ее структуру и последовательность действий.

Шаг 3. Усложнить игру, добавив новые варианты.

Шаг 4. Завершить эту игру и перейти к другому занятию.

ШАГ 1. Начать с подготовки к игре

Этап подготовки к игре очень важен, потому что именно с него начинается интерес ребенка к занятию.

ШАГ 2. Продумать процесс игры: ее структуруи последовательность действий

Нужно продумать процесс игры — то, что вы будетеделать по очереди, чтобы превратить занятие во взаимодействие.

ШАГ 3.Усложнить игру, добавив новые варианты.

Пробуйте разные способы измененияи развития сюжета игры

Сначала убедитесь в том, что игра хорошо усвоена (вы повторили ее несколько раз) и что ребенок следует за вами.

ШАГ 4. Завершить эту игру и перейти к другому занятию

После того как вы какое-то время поиграете, неизбежно произойдет одно из трех возможных событий: устанет ребенок, или устанете вы, или вы исчерпаете идеи и игра станет слишком однообразной.

ШАГ 6. Создавайте совместные занятия в ходеповседневных дел, чтобы стимулироватьразностороннее развитие ребенка

Этот шаг рассчитан больше на родителей, на разнообразные повседневные дела.

Проиллюстрирую на примере.

Для первого занятия подойдут те игрушки, которыми увлечен ребенок. Для Д. это змейка. Показываю игрушку и говорю «Смотри, змейка, давай поиграем». Прячу змейку в сухой бассейн «Где змейка, она спряталась, ищи змейку», «Молодец, ты нашла змейку».

Затем добавляю новый вариант игры. А теперь змейка ползет по столу, в следующий раз по моей руке, по руке Д. А теперь Д. змейка ползет по моей руке, по столу.

Если я вижу что игра надоела, я говорю «Давай отложим змейку и возьмем (лего)». Далее выстраиваем башню из лего (постоянно проговаривая возьмем красную деталь, а теперь синюю, ставим их друг на друга, смотри какая башня высокая, делаем другую башню низкую, сравниваем, Д. покажи, где же высокая башня, покажи, а где низкая башня, покажи).

Далее мы играем в машинки, по очереди катаем ее по столу, я проговариваю, «Машина едет к Д. Д., лови машину. А теперь ты кати мне машину. Вот так, молодец». В какой-то момент машина специально падает со стола «Ой, машина упала, подними» (добавляю утрированный жест и эмоции). В следующий раз машина проезжает мимо кубиков.

ЭТАП 3. КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ ИНТЕРЕСНЕЕ

Шаг 1. Определить ритм чередования действий в сенсорных социальных играх.

Шаг 2. Создать репертуар сенсорных социальных игр и разучить их.

Шаг 3. Определить, какая интенсивность занятий будет оптимальной

для обучения ребенка.

Шаг 1. Определить ритм чередования действий в сенсорных социальных играх.

Социальные игры – это игры между людьми. В сенсорных социальных играх внимание каждого участника направлено на другого, и они дают друг другу взаимные подсказки. В этих играх есть четкий ритм, прикотором оба партнера оказываются взаимно задействованы в процессеигры. Вы начинаете, делаете паузу, ребенок дает вам подсказку, выпродолжаете, делаете паузу, ребенок продолжает — и так далее.

Такие игры называются сенсорными социальными играми-ритуалами. Сенсорными, потому что стимулируют органы чувств, социальными, потому что направлены на взаимодействие с другим человеком, а не на манипуляцию с предметом, ритуалами – при систематическом повторении становятся для ребенка знакомыми, привычными.

ШАГ 2. Создать репертуар сенсорных социальныхигр и разучить их

Эти занятия основываются на регулярном повторении одних и тех же слов и действий.

ШАГ 3. Определить, какая интенсивность занятийбудет оптимальной для ребенка

Оптимальное обучение происходит, когда ребенок бодр, внимателен и вовлечен. Важно научиться определять, когда ребенок приходит в состояние перевозбуждения или,наоборот, недостаточно возбужден.

Расскажу, как проходил этот этап у нас.

Так как Д. нравятся тактильные ощущения, любит, чтобы ее пощекотали, потискали, покружили, я взяла это на вооружение.

Первая наша игра «Покажи части тела». Я спрашивала «Где у Д. щечки (нос, рот, голова, руки, ноги)», она показывала, а я поощряла это небольшой щекоткой. Мы вместе смеялись, я проговаривала (вот они щечки, давай надуем щечки). И так про каждую часть тела.

Как-то мы занимались этой игрой и тут меня позвали, я отвлеклась и отвернулась от Д., она взяла и повернула мое лицо к себе, требуя продолжения игры. Это был первый успех, который вдохновил меня на дальнейшую работу в этом направлении.

Затем стали осваивать другую игру «По кочкам» (рассказ), в самый кульминационный момент делала небольшую паузу, а затем на эмоциональном подъеме, с большим энтузиазмом произносила за нее «Бух». И однажды в очередной раз я сделала паузу и тут Д. произнесла «Бух».

Далее, постепенно, небольшими кусочками я вводила игру «Ладушки» (девочка очень медленно училась разжимать руки и играть в эту игру). Сначала Д. быстро пресыщалась этой игрой, но постепенно мы научились проигрывать ее полностью.

Если я вижу, что Д. очень устала, я даю ей змейку, она пробежит по классу 1-2 круга и снова садится мне на колени.

ЭТАП 4. РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Шаг 1. Делать меньше, чтобы ребенок делал больше.

Шаг 2. Делать паузы.

Шаг 3. Создавать как можно больше возможностей для практики.

Шаг 4. Настаивать.

Шаг 5. Выбирать правильное положение.

ШАГ1. Делать меньше, чтобы ребенок делал больше.

Детям нужно научиться использовать жесты, зрительный контакт, мимику (выражение лица) и звуки, чтобы делать выбор, указывать на то, что они хотят и отвергать то, что они не хотят. Иными словами, не надо торопиться предупреждать все желания ребенка, надо дождаться от ребенка хоть какого-либо действия (ребенок только подумал, а вы уже сделали за него).

ШАГ 2. Делать паузы

Один из способов меньше делать за ребенка — ждать от него сигнала, прежде чем дать ему то, что он хочет. Подождите, пока ребенок каким-либо образом не сообщит о желаемом (предмете, занятии и др.).

ШАГ 3. Создавать как можно большевозможностей для практики

Основная идеяздесь — вызвать у ребенка желание общаться.

Если ребенок имеет беспрепятственный доступ ко всему что он любит, у него не возникнет необходимости попросить что-то, поэтому надо создавать ситуации, при которых ребенку потребуется помощь.

Можно держать любимые предметы в зоне видимости, но без легкого доступа, или предложить на выбор что-либо, или попросить добавки в столовой или на входе ждать слова привет, помахать всем рукой и только тогда пройти в класс.

ШАГ 4. Настаивать

При введении всех этих новых ритуалов ребенок, возможно, поначалу не поймет, что от него хотят и может начать возмущаться или сопротивляться, потому что вы изменили заведенный порядок.

В самом начале нужно облегчить задачу.

Выбирайте такие виды коммуникации (взгляд, звуки, протягивание рук), которые, как вы знаете, он легко может воспроизвести.

Помогите ребенку сделать то, что вы хотите (тянуться, указывать, поднимать руки). Очень быстро вручайте ему желаемый предмет или выполняйте желаемое действие.

ШАГ 5. Выбирайте правильное положение

Когда люди общаются, они поворачиваются друг к другу лицом.

Общение с ребенком лицом к лицу значительно облегчает для него понимание того, что взгляд, звуки и жестынужно направлять на вас, а не куда-то в пространство.

В случае с Д., я всегда обращаю внимание, на что смотрит ребенок и только дождавшись определенного сигнала от нее, обращения, жеста, спрашиваю «Ты хочешь книгу?, попроси», делаю паузу, жду ее просьбы, если она затрудняется помогаю и тут же даю книгу. По той же схеме девочка учится просить об игрушках.

Или предлагаю выбор из двух предметов (что будешь? Апельсин или конфету. Сначала Д. просто тянулась к чему-то, потом я требовала от нее слово «Дай», ждала, когда она скажет и только после этого отдавала желаемый предмет, сейчас она говорит «Дай банан или Дай апельсин»)

ЭТАП 5. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛУЧШЕПОНИМАТЬ НЕВЕРБАЛЬНУЮКОММУНИКАЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Шаг 1. Утрировать свои жесты.

Шаг 2. Добавлять предсказуемые шаги.

Шаг 3. Предоставлять необходимую помощь.

ШАГ 1. Утрировать свои жесты

Занимаясь или играя с ребенком, нужно сопровождать все свои действия не только словами, но и жестами.

ШАГ 2. Добавлять предсказуемые шаги

Разделите занятия или игры на предсказуемые шаги, повторяя ритуал пошагово несколько раз подряд, — чтобы ребенок запомнилэти шаги и начал ожидать, что случится дальше. Затем в следующий раз, когда вы будете снова повторять последовательность действий, сделайте паузу перед одним из шагов, используйте утрированный жест и подождите отклика.

ШАГ 3. Предоставлять необходимую помощь

Если ребенку трудно справиться самостоятельно, всегда предоставляйте ему помощь, начиная с полной подсказки, постепенно переходя к минимальной.

Занимаясь с ребенком, я всегда утрирую жесты, комментирую действия на эмоциональном подъеме.

Девочка очень любит мыльные пузыри, пользуясь этим можно организовать коммуникацию внутри игры. Вначале спросить «Хочешь пузыри?» и ждать ответа, далее достать с полки (Давай достанем пузыри), если не может открыть «Не можешь открыть?» и протянуть руку «Давай помогу», «Мы открыли пузыри», «Давай вместе дуть пузыри», пока Даша не умеет выдувать, я помогаю «Помочь? Давай вместе выдувать пузыри, какой большой, а это маленький», «Хлопай пузыри» и т.д. К этой игре обычно присоединяются остальные дети. А так как эта игра повторялась неоднократно, я перед следующим шагом делала паузы, вот открыли пузыри, я жду, пока Даша не поднесет мне ко рту палочку для выдувания пузырей и только тогда говорю «Помочь? Давай вместе дуть».

Расскажу как смоделировала жест «Я Д.». Каждый раз на вопрос «Как зовут?», показывала на себя и говорила «Я Д.», потом с полной подсказкой тоже самое делала Д. руками, сейчас девочка сама показывает и говорит «Я Д.».

Также, если надо собрать игрушки или отсортировать фигуры, я проговариваю действия (клади сюда, еще положи, а теперь эту) и указываю пальцем куда положить. Если прошу что-то дать, говорю «Дай» и протягиваю раскрытую ладонь.

ЭТАП 6. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКАПОДРАЖАНИЮ

Шаг 1. Подражать действиям с предметами.

Шаг 2. Подражать жестам, мимике и движениям.

ШАГ 1. Подражать действиям с предметами

Подражание действиям ребенка привлекает его внимание к тому, что вы делаете, позволяет сформировать репертуар связанных с предметами и действиями слов, которые вы можете проговариватьво время занятий, а также дает ощущение сопричастности, основанное на участии в общем занятии. Ощущение сопричастности выводит соблюдение очередности на новый уровень — уровень подражания.

Например, нанизываем бусы по очереди «А теперь я» (постоянно проговаривая, сейчас я нанизываю синюю бусину, а теперь ты красную, посмотри, какие красивые бусы получились, давай померим и т.д.).

Или забиваем колышки молотком, я говорю «Забивай колышек», молодец, теперь моя очередь, забиваю другой колышек, «Теперь твоя очередь» и отдаю ей молоток и так до конца пока не забьем все колышки. Как только игра закончилась, говорю «Молодец, ты забила все колышки» и спрашиваю «Еще?», жду ответа (смотрю, хочет она продолжить игру или нет).

ШАГ 2. Подражатьжестам, мимике и движениям тела

Научите ребенка подражанию во время пальчиковых игр и пения песен с разными действиями.

Выберите игру, которая по-настоящему нравится ребенку, а затем самое легкое движение из повседневных занятий (руки вверх, руки вместе, хлопок и т.д.).

Научите ребенка имитировать этот жест следующим образом: начните песню или потешку, затем, когда приходит время для жеста, начните делать этот жест, а затем остановитесь и помогите ребенку (прикоснитесь к нему и подтолкните его) сделать жест. Подталкивание означает, что вы немного помогаете ребенку, чтобы он выполнил жест, которого вы от него хотите добиться. Ваша задача — со временем уменьшить помощь. Поддерживайте его за запястье, локоть, предплечье или плечо.

Всегда продолжайте песню или потешку после того, как ребенок сделает жест с помощью или без нее: это подкрепление, или награда.

Учите одному жесту в один момент времени. Добавляйте мимику (улыбки, удивление, недовольство), преувеличивайте эмоции.

Приведу пример. Потешка «Вот рука». Сначала я проговариваю полностью потешку, в нужный момент манипулируя руками Д., в следующий раз выбираю жест, который девочка будет выполнять сама (вытягивать руку), начинаю проговаривать, затем делаю паузу и если Д. не делает сама, подталкиваю руку, чтобы она ее вытянула и договариваю до конца потешку. Постепенно девочка сама научилась вытягивать руку и раскрывать ладонь, сейчас мы работаем над следующим движением (села кошка).

Следуя Денверской модели, Д. научилась удерживать внимание на поставленной задаче, соблюдать очередность, подражать действиям с предметами, занятия стали увлекательными и осмысленными.

Пока репертуар игр небольшой, но я постепенно увеличиваю его, добавляя по крупицам что-то новое. Пока о каких-то значительных результатах говорить рано, но уже сейчас после проведения социально-ритуальных игр, Д. может выполнять простые и доступные для нее задания, те которые она раньше выполнять отказывалась:

выкладывает вкладыши правильно;

строит башню из лего по образцу;

выбирает и называет по фото маму, папу, бабу;

раскладывает лото;

собирает пазл из двух частей;

собирает игры в коробку;

сортирует геометрические фигуры (с помощью);

моет руки самостоятельно;

уносит за собой посуду после устного напоминания;

в последнее время появились развернутые эхолалии.

После каникул девочка бежит ко мне, обнимает за шею, прижимается своей щекой к моей, берет за руки, кружится, ведет к стулу и призывает жестом к началу игры.

Постепенное обогащение привычных форм поведения, осторожное их расширение, превращение из случайного набора в осмысленную систему связей с окружающим – таков длительный, но в итоге наиболее продуктивный путь социализации аутичных детей.

Таким образом, хотя мы и начинаем с самых простых форм тонизирования ребенка сенсорной стимуляцией, но постепенно можем «подключить» к ней достаточно сложные переживания и, самое главное, – использовать их для повышения активности ребенка: он становится более выносливым в глазном и тактильном контакте, может дольше слушать нас, сосредоточиваться на том, что мы делаем, и периодически включаться в эти действия, отзываться на имя, выполнять простые просьбы и иногда даже спонтанно обращаться к нам.

Играя и обучая такого ребенка, важно помнить, что только неподдельное эмоционально-бодрое, радостное состояние, позволит ему включиться в игру. Все свои действия нужно проговаривать с большим чувством, на подъеме, эмоционально заражая ребенка. При работе с детьми с РАС надо следовать за его интересами, постепенно расширяя их. То есть, создавая новый игровой стереотип, мы должны активно использовать уже имеющийся набор привычек ребенка. Нужно помнить, что новое значительно легче воспринимается в момент заинтересованности ребенка.

Внесение эмоционального смысла в жизнь аутичного ребенка, в то, что он делает, и в то, что чувствует, – единственный адекватный путь для того, чтобы добиться его включенности в реальность, осознания происходящего вокруг и, следовательно, понимания им речи. Этого мы достигаем с помощью специального эмоционально-смыслового комментария, который должен быть не только необходимым элементом занятий, но и сопровождать ребенка в течение всего дня. Поэтому так важно взаимодействие родителей и специалистов, применение единого подхода к развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»

Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....

Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Мотивация учебной деятельности обучающихся: включение в образовательный процесс средств развития познавательной активности

Цель найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.Данная цель конкретизирована в следующих основных задачах:    провести теоретический анализ понятия о мотивах...

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, функции тьютора,документация....