Работа учителя по речевому развитию обучающихся начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Наталья Николаевна Попова.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. В работе представлены разные методические подходы, направленные на развитие речи, наиболее распространенные приемы работы с текстом, виды творческих работ на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя по речевому развитию обучающихся начальных классов.

            Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.

 Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.


Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.


Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).

Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.

Речь тесно связана с процессом мышления. 

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.

       В современной методике существуют разные методические подходы,  направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе  взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности.  Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

           Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

      В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):

-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;

-записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;

- составление по серии картинок;

-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

-устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;

-рассматривание художественных текстов, заученных на память;

- изменение стиля теста;

-импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества;

-письменные изложения образцовых текстов;

-перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно);

-диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);

-различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

-письменные сочинения разнообразных типов;

-статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;

-письма;

-деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др.

Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники на традиционных уроках. Я использую в работе технологию продуктивного чтения и проблемно – диалогическую технологию.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

        Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
 - Словесное рисование  -  это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
-  
Сочинение сказок –  это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.  
При работе со сказкой можно  использовать следующие  приемы:
- «Выворачивание сказки  наизнанку» по  технологии Джанни  Родари (т.е. события в сказке  излагаются в  той же  последовательности, но вместо персонажей  этой   сказки  вводятся   новые   персонажи  или другие объекты). Этот прием  помогает  детям отойти от   стереотипов  при   придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

-Решение сказочных задач. 
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
- Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

- Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование, сопровождающееся рассказом)
Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться “
Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения.

Виды творческих работ на уроках русского языка

Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание:  

 Вставь пропущенные глаголы с не.

Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ...      игроки. «Сорвать решающий матч!»-...    капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)

Тема урока: «Диалог».

Задание: Восстанови пропущенные реплики.

-  Да, на юге.

-  В Крыму.

-  Конечно, видел! Купался в нем!

-  Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.

Тема урока: «Число имен существительных».

Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму

одного числа.

В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир, ... , ... .Во

Втором отделе можно купить макароны,........ В третьем отделе вам любезно предложат

различные кондитерские изделия: конфеты... .

   Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм

произношения слов.

Тема урока: «Лексическое значение слов».

1.  Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2.            Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3.            Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4.  Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве (филология).

Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:

1.   Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

2.О ком так говорят?

Белая ворона                              звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый                            правая рука

Желторотый птенец                   язык без костей

Собаку съел                               семь пядей во лбу

Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке   (медленно)

Рукой подать            (близко)

Кривить душой        (лгать)

Повесить нос            (грустить)

Себе на уме               (хитрый)

Гонять лодыря          (бездельничать)

Во все лопатки          (быстро)

Раз два и обчелся      (мало)

Куры не клюют         (много)

Кожа да кости           (худой)

Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить ... в мешке

Пустить ... в огород

Делить шкуру неубитого ...

Смотреть как ... на новые ворота

Дуется как ... на крупу

Набито как в бочке ...

Писать как ... лапой

Тема урока: «Спряжение глагола. Лицо, число»

Задание: Закончи предложения. Вставь пропущенные окончания.

Много слыш... и вид... в лесу внимательный охотник. Он слыш..., как ..., ... . Он вид..., как ..., ... . «Охотник слыш... , как лес дыш...»,- говор... русская пословица.

Тема урока: « Слово как самостоятельная часть речи. Морфология»

Задание: Определи, слова какой части речи пропущены. Объясни роль имен прилагательных в тексте. Допиши 2-3 предложения о том, что будет сниться ежику в его лесных снах.

В ... дни готовит ... логово. Ночью и днем таскает в ... нору под ... пнем ... листочки и ... мох стелет ... постель.

Придет ... зима, накроет его нору ... сугроб. Тепло ежу под ... одеялом. До солнышка проспит зверек. И будут сниться ему лесные ....

   Редактирование текста.

Распространение рассказа.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия. Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения». Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

1.  Знакомство с текстом.

2.            Детальное рассмотрение картины А.Пластова «Косцы».

3.            Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)

4.  Распространение рассказа на основе художественных текстов.
Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

 Тема урока «Что обозначает имя прилагательное».

Задание: Опиши какое-нибудь животное также интересно, используя для этого имена прилагательные.

Огромный жук был словно в латах - истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи- это два широких острых серпа.

Говорят, что когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное- летящий с глухим жужжанием крест.

Осложненное списывание.

Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».

Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. В огороде у дорожки Стоит солнышко на ... . Только желтые лучи У него не ... .

Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.

Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».

Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.

Дятел с длинным белым червем в клюве нырнул в круглое отверстие дупла. Я закрыл дырочку ладонью. Но в это время дятел из дупла вдруг как долбанет мою ладонь, что я с криком отдернул руку.

И тут я подумал: «Какой храбрец! Не посмотрел на то, что я раз в двести больше его».

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

    Разгадывание кроссвордов.

В заключении хочется отметить, что такая работа над связной речью дает очень хорошие результаты: дети становятся  более раскрепощенными, учатся выступать перед сверстниками, речь их становится  более насыщенной, развернутой. Кроме того, дети узнают  много интересного о художественных произведениях, их разнообразии, знакомятся с разными авторами, с историей создания книг, с материалами, из которых они делались в древние времена и делаются сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность – путь к развитию обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены виды внеурочной деятельности в начальных классах. Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального оп...

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов

Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов...

«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Речь современных шк...

Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР

В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике....

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...