Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов
учебно-методический материал (3 класс)

Онхонова Туяна Ивановна

Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.  Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Современный учитель должен осуществлять педагогическую  диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированностъ предпосылок к овладению грамотой  и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями, психологом.    Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъяснения, "Что такое пед. диагностика",  родителям будущих первоклассников  может служить родительское собрание.

На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям.

Учитель использует диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

Формой реализации способностей обучающихся служит  портфолио. Надо помнить,  что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Новой формой диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель: оценка  достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий, что  позволит учителю  проанализировать выполненные учениками задания  и на основании этого выявить:

  • несоответствия в качестве освоения  универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
  • получить количественную оценку не только уровня сформированности отдельных действий, но и степень  развития метапредметных результатов каждого ученика;
  • реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности;
  • добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции. 

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучение результатов деятельности (работ учащихся);

- диагностика познавательных интересов. Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка»;

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

- учет мнений учителей – предметников и родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности

- одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность;

- включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии (проблемно- диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио»;

- формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. НОУ (планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, участие в НПК).

Для   определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные   А. И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

- «Карта одаренности»

- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»)

 - Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

-выявление творческих способностей   через анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) учащихся

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

- разноуровневые домашние задания (задания с * )

- привлечение одаренных детей в предметные кружки;

- проведение интеллектуальных игр;

- проведение конкурса исследовательских работ учащихся;

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»;

- участие в школьных выставках, творческих работах, смотрах.

Выявление интеллектуальных способностей:

- Диагностика способностей к обучению (тест «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой   Интегрированная диагностическая работа)

Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

Использую диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов.

- проведение классных мини-олимпиад, викторин.  Викторина «Хочу все знать»;

- «В мире ребусов, шарад, загадок»

-участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, проектах

- участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах («День Здоровья», «Веселые старты», конкурс рисунков, чтецов и т. д.)

Использую   познавательную деятельность в группе, команде, сотрудничать при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий.

Для выявления способности к физкультурно- оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников, тесты для определения физической подготовленности (бег, подтягивание, подъем туловища, прыжки в длину)

- динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.

- физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы;

- посещение   предметных, творческих кружков, спортивных секций

Беседа с родителями

Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей)

Педагогическое наблюдение (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД).

Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.)

 Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка

- анкетирование, достижения учеников фиксируем вих портфолио;

- соревнования, сюжетно - ролевые игры, КВН, КТД;

- организация психолого - педагогического просвещения родителей одаренных детей;

- круглые столы;

- информационно- практические беседы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся начальных классов"

Работа по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"

Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....

«Диагностика уровня математического развития учащихся начальных классов»

Позволяет выявить уровень математического развития учащихся начальных классов....

Выявление внеурочных интересов учащихся начальных классов

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов направлено на выявление внеурочных интересов ...

Работа по выявлению и развитию учащихся

Работа по выявлению и развитию учащихся младших школьников...