Обобщение опыта по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся начальных классов"
материал на тему

Работа по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся на уроках и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное развитие учащихся через различные упражнения на уроках.

2 слайд

    Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

3слайд

   Говоря об эффективности своего личного труда, хочется остановиться на работе над методической темой. Моя методическая тема «Личностно-ориентированное развитие учащихся через различные упражнения на уроках и во внеурочной работе». Эту тему я выбрала не случайно. В школу всегда приходили  дети с разным уровнем подготовленности, но эта проблема в последние годы усугубилась тем, что стали приходить дети с задержкой психического и речевого развития.

4слайд

Целью моей работы является создание условий для полноценного проживания ребенком детства через  организацию адаптивной среды обучения, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника и оказание ему помощи в нахождении своего места в жизни (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней).

5слайд

Перед собой я ставлю следующие задачи:

-Развитие способностей детей, раскрытие их индивидуальности;

-Создание условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей, и были успешными;

-Сохранение и укрепление в процессе учебы интеллектуального, нравственного, психологического, физического здоровья школьников.

    Разработчиком личностно ориентированного подхода является Ирина Сергеевна Якиманская. Личностно ориентированный подход представляет собой систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

6слайд

    Наиболее значимые принципы личностно ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка (самоактуализации)

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору (субъектности)

-реализация детского творчества

-информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя (творчества и поддежки)

  На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель -  эксперт, консультант. Принцип индивидуальности.

7слайд

Используемые методы:

-Диалог

-Игровые

-Рефлексивные

-Пед.поддержки

-Диагностические

-Создания ситуации выбора и успеха

-Частично-поисковый

На уроках создаются проблемные ситуации, происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить), используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью.

 На уроках с использованием личностно ориентированного подхода я стараюсь обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

  В школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

  Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Поэтому у ребенка должна быть возможность выбора заданий  по своим силам.  

   При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность.  

На каждом уроке я стараюсь заметить успех ребёнка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние навыки, умения, поступки с прошлыми, замечаю любое положительное продвижение. Особое внимание уделяю детям, у которых возникают трудности в учёбе, в общении, стараюсь сформировать у них такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. Обстановку на уроках создаю такую, чтобы мои ученики свободно размышляли, отстаивали своё мнение, не боялись неправильных ответов. В своей работе использую элементы адаптивной системы обучения: работу в парах, в группах. Большое место отвожу проектной деятельности.

Личностно ориентированное обучение невозможно без развития психических процессов.

В 1-2 классах важно развитие индивидуальных способностей, т.к. идет приращение мозговых клеток наиболее активно. На уроках  даются задания на запоминание, на развитие памяти, внимания. Помимо развития зрительной и слуховой памяти, я стараюсь развивать и ассоциативную память, учу запоминать, опираясь на какие-то яркие детали, развиваю объем, точность, распределение, произвольность внимания при помощи игровых упражнений. Развивая мышление, учу наблюдать, находить отличия, выделять главную мысль, осмысливать прочитанное. В работе с детьми я учитываю индивидуальные особенности, темперамент, характер.

8слайд

Важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней - это внимание. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Для развития внимания  я испольую такие упражнения: 

Игра "Что изменилось?". 
«Найди дорожку»

Картинки "Найди отличие".

 Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Игра "Маленький жук".

9слайд

Важный мыслительный процесс сохранения и воспроизведения информации -память. Вот несколько занимательных развивающих игр для тренировки памяти:

 Упражнение «Мой любимый фрукт»
Первый ребенок называет своё имя и свой любимый фрукт, затем следующий ребенок называет свое имя, свой любимый фрукт и любимый фрукт предыдущего участника игры.
Упражнение «Наблюдательность»
Выбирается водящий, его задача – как можно подробнее описать обстановку другой комнаты. Остальные игроки внимательно слушают и по очереди дополняют рассказ пропущенными подробностями.
 Упражнение «Пары слов»

 Взрослый называет пары слов, например: вода – стакан, мячик – скакалка, тарелка – каша, кровать – подушка. Ребенок должен запомнить и воспроизвести вторые слова из пары. 

"Запомни фразы"

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку: 
- Собака, виляющая хвостом. 
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. 
- Капли дождя, сверкающие на солнце.  
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы. 

"Игрушечная очередь" 
Игра "Опиши соседа"

10слайд

Для развития мышления использую такие упражнения , как

Составление рассказа с использованием определенных слов.

"Волшебные кляксы"  (на что похожа клякса?)

"Придумай загадку" 
"Пословицы"  
Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц.

 Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструктором, но не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно его воплощает.

  В развитии логического мышления помощь окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки, лабиринты.

11слайд

Для развития воображе́ния использую упражнения:

"Перевирание" сказки

Сказки "наизнанку"

Один из вариантов игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы. Красная Шапочка злая, а волк добрый

А что было потом

Салат из сказок

12слайд

За время работы для развития творческих способностей учащихся, для того, чтобы поддержать в них интерес к учебной деятельности, выработала для себя несколько правил:

   -Стараюсь заинтересовать каждого ученика в работе класса;

  -стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

  -оцениваю деятельность ученика по процессу достижения, а не только по конечному результату;

   -использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.

13слайд

Я демократична в отношении к учащимся:

-    не запрещаю, а направляю;

  • не принуждаю, а убеждаю;
  • не командую, а руковожу;
  • не управляю, а соуправляю;
  • не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора.

         

 14слайд

Защищаю права ребенка:

  • на собственное мнение;
  • на ошибку;
  • на участие в общих делах класса, школы;

Данным принципам я следую всегда в своей работе.

Работая над данной темой, я собрала большой материал по развитию памяти, мышления, внимания, воображения, который использую на уроках и во внеурочной работе.

15слайд

Результаты своей работы я представила, работая в районной творческой группе «Личностно-ориентированное развитие младших школьников»  под руководством Соколовой Т.Г. Мой опыт опубликован в книге «Развитие личности младшего школьника». Своими знаниями и собранным материалом я делилась с коллегами, провела педсовет на данную тему, познакомила родителей с приёмами развития интеллектуальных способностей. Один из уроков  опубликовала на сайте «Фестиваль педагогических идей». Участвовала в районных конкурсах, в 2010 году стала победителем в номинации «Современный урок», а в 2011 году в этом же конкурсе заняла 2 место. В данное время создаю свой сайт и электронное портфолио в социальной сети работников образования. Личностно ориентированное обучение, по своей  сути,   это  создание  условий  для  развития личности. Мотивацией к развитию ребенка является его собственный успех.

16 слайд

17слайд

Мне важно, чтобы дети чувствовали себя успешными людьми, поэтому мои ученики принимают участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах, а результатом моей работы являются их победы. В прошлом учебном году 3 класс стал победителем в интеллектуальном марафоне нашей школы. Четвертый год дети участвуют в эрудит-марафоне учащихся по интернету, где показывают неплохие знания и занимают призовые места. В конкурсе «Русский медвежонок» в 2010 г мои ученики заняли 1 и 2 места в районе, в 2011году – 2место в районе.  В конкурсе «КИТ» в прошлом учебном году ученица заняла 2 место в районе, в конкурсе «ЧИП» - 1 место в районе. Уже 3 года дети участвуют в международной эвристической олимпиаде «Совёнок», где получают баллы 1 и 2 группы. Одна девочка уже 3-ий год становится победителем 1 тура и принимает участие во 2 туре в олимпиады в г.Кирове.  В 2009-2010 учебном году каждый ученик смог сам сделать проект игрушки и защитить его, выступая перед учителями района. В этом учебном году ученики 4 класса стали победителями и призерами школьной олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

Я считаю, что важным результатом работы по личностно-ориентрированному развитию является то, что обученность в моих классах стала составлять 100%, а качество по предметам от 75 до 83% .

Личностно ориентированная ситуация присутствует не только на каждом уроке, но и во внеурочной деятельности. В прошлом году моя ученица принимала участие в областном конкурсе «Гимн воде» и заняла там 3 место в номинации «Водная феерия», а я награждена областной грамотой за подготовку дипломанта.

Планирую продолжать работу над данной темой, т.к. считаю её очень важной для учителя начальных классов

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"

Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....

«Диагностика уровня математического развития учащихся начальных классов»

Позволяет выявить уровень математического развития учащихся начальных классов....

СТАТЬЯ по теме:«Комплексное развитие учащихся начальных классов»

Плотникова Людмила АлександровнаПедагог начальных классов ГБОУ СОШ №556 Санкт-ПетербургСТАТЬЯ по теме:"Комплексное развитие учащихся начальных классов"...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...