Обобщение опыта по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся начальных классов"
материал на тему
Работа по теме "Личностно-ориентированное развитие учащихся на уроках и во внеурочное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное развитие учащихся через различные упражнения на уроках.
2 слайд
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.
3слайд
Говоря об эффективности своего личного труда, хочется остановиться на работе над методической темой. Моя методическая тема «Личностно-ориентированное развитие учащихся через различные упражнения на уроках и во внеурочной работе». Эту тему я выбрала не случайно. В школу всегда приходили дети с разным уровнем подготовленности, но эта проблема в последние годы усугубилась тем, что стали приходить дети с задержкой психического и речевого развития.
4слайд
Целью моей работы является создание условий для полноценного проживания ребенком детства через организацию адаптивной среды обучения, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника и оказание ему помощи в нахождении своего места в жизни (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней).
5слайд
Перед собой я ставлю следующие задачи:
-Развитие способностей детей, раскрытие их индивидуальности;
-Создание условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей, и были успешными;
-Сохранение и укрепление в процессе учебы интеллектуального, нравственного, психологического, физического здоровья школьников.
Разработчиком личностно ориентированного подхода является Ирина Сергеевна Якиманская. Личностно ориентированный подход представляет собой систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
6слайд
Наиболее значимые принципы личностно ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка (самоактуализации)
-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору (субъектности)
-реализация детского творчества
-информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя (творчества и поддежки)
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель - эксперт, консультант. Принцип индивидуальности.
7слайд
Используемые методы:
-Диалог
-Игровые
-Рефлексивные
-Пед.поддержки
-Диагностические
-Создания ситуации выбора и успеха
-Частично-поисковый
На уроках создаются проблемные ситуации, происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить), используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью.
На уроках с использованием личностно ориентированного подхода я стараюсь обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
В школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Поэтому у ребенка должна быть возможность выбора заданий по своим силам.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность.
На каждом уроке я стараюсь заметить успех ребёнка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние навыки, умения, поступки с прошлыми, замечаю любое положительное продвижение. Особое внимание уделяю детям, у которых возникают трудности в учёбе, в общении, стараюсь сформировать у них такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. Обстановку на уроках создаю такую, чтобы мои ученики свободно размышляли, отстаивали своё мнение, не боялись неправильных ответов. В своей работе использую элементы адаптивной системы обучения: работу в парах, в группах. Большое место отвожу проектной деятельности.
Личностно ориентированное обучение невозможно без развития психических процессов.
В 1-2 классах важно развитие индивидуальных способностей, т.к. идет приращение мозговых клеток наиболее активно. На уроках даются задания на запоминание, на развитие памяти, внимания. Помимо развития зрительной и слуховой памяти, я стараюсь развивать и ассоциативную память, учу запоминать, опираясь на какие-то яркие детали, развиваю объем, точность, распределение, произвольность внимания при помощи игровых упражнений. Развивая мышление, учу наблюдать, находить отличия, выделять главную мысль, осмысливать прочитанное. В работе с детьми я учитываю индивидуальные особенности, темперамент, характер.
8слайд
Важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней - это внимание. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Для развития внимания я испольую такие упражнения:
Игра "Что изменилось?".
«Найди дорожку»
Картинки "Найди отличие".
Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Игра "Маленький жук".
9слайд
Важный мыслительный процесс сохранения и воспроизведения информации -память. Вот несколько занимательных развивающих игр для тренировки памяти:
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Первый ребенок называет своё имя и свой любимый фрукт, затем следующий ребенок называет свое имя, свой любимый фрукт и любимый фрукт предыдущего участника игры.
Упражнение «Наблюдательность»
Выбирается водящий, его задача – как можно подробнее описать обстановку другой комнаты. Остальные игроки внимательно слушают и по очереди дополняют рассказ пропущенными подробностями.
Упражнение «Пары слов»
Взрослый называет пары слов, например: вода – стакан, мячик – скакалка, тарелка – каша, кровать – подушка. Ребенок должен запомнить и воспроизвести вторые слова из пары.
"Запомни фразы"
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Собака, виляющая хвостом.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.
"Игрушечная очередь"
Игра "Опиши соседа"
10слайд
Для развития мышления использую такие упражнения , как
Составление рассказа с использованием определенных слов.
"Волшебные кляксы" (на что похожа клякса?)
"Придумай загадку"
"Пословицы"
Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц.
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструктором, но не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно его воплощает.
В развитии логического мышления помощь окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки, лабиринты.
11слайд
Для развития воображе́ния использую упражнения:
"Перевирание" сказки
Сказки "наизнанку"
Один из вариантов игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы. Красная Шапочка злая, а волк добрый
А что было потом
Салат из сказок
12слайд
За время работы для развития творческих способностей учащихся, для того, чтобы поддержать в них интерес к учебной деятельности, выработала для себя несколько правил:
-Стараюсь заинтересовать каждого ученика в работе класса;
-стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
-оцениваю деятельность ученика по процессу достижения, а не только по конечному результату;
-использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.
13слайд
Я демократична в отношении к учащимся:
- не запрещаю, а направляю;
- не принуждаю, а убеждаю;
- не командую, а руковожу;
- не управляю, а соуправляю;
- не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора.
14слайд
Защищаю права ребенка:
- на собственное мнение;
- на ошибку;
- на участие в общих делах класса, школы;
Данным принципам я следую всегда в своей работе.
Работая над данной темой, я собрала большой материал по развитию памяти, мышления, внимания, воображения, который использую на уроках и во внеурочной работе.
15слайд
Результаты своей работы я представила, работая в районной творческой группе «Личностно-ориентированное развитие младших школьников» под руководством Соколовой Т.Г. Мой опыт опубликован в книге «Развитие личности младшего школьника». Своими знаниями и собранным материалом я делилась с коллегами, провела педсовет на данную тему, познакомила родителей с приёмами развития интеллектуальных способностей. Один из уроков опубликовала на сайте «Фестиваль педагогических идей». Участвовала в районных конкурсах, в 2010 году стала победителем в номинации «Современный урок», а в 2011 году в этом же конкурсе заняла 2 место. В данное время создаю свой сайт и электронное портфолио в социальной сети работников образования. Личностно ориентированное обучение, по своей сути, это создание условий для развития личности. Мотивацией к развитию ребенка является его собственный успех.
16 слайд
17слайд
Мне важно, чтобы дети чувствовали себя успешными людьми, поэтому мои ученики принимают участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах, а результатом моей работы являются их победы. В прошлом учебном году 3 класс стал победителем в интеллектуальном марафоне нашей школы. Четвертый год дети участвуют в эрудит-марафоне учащихся по интернету, где показывают неплохие знания и занимают призовые места. В конкурсе «Русский медвежонок» в 2010 г мои ученики заняли 1 и 2 места в районе, в 2011году – 2место в районе. В конкурсе «КИТ» в прошлом учебном году ученица заняла 2 место в районе, в конкурсе «ЧИП» - 1 место в районе. Уже 3 года дети участвуют в международной эвристической олимпиаде «Совёнок», где получают баллы 1 и 2 группы. Одна девочка уже 3-ий год становится победителем 1 тура и принимает участие во 2 туре в олимпиады в г.Кирове. В 2009-2010 учебном году каждый ученик смог сам сделать проект игрушки и защитить его, выступая перед учителями района. В этом учебном году ученики 4 класса стали победителями и призерами школьной олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.
Я считаю, что важным результатом работы по личностно-ориентрированному развитию является то, что обученность в моих классах стала составлять 100%, а качество по предметам от 75 до 83% .
Личностно ориентированная ситуация присутствует не только на каждом уроке, но и во внеурочной деятельности. В прошлом году моя ученица принимала участие в областном конкурсе «Гимн воде» и заняла там 3 место в номинации «Водная феерия», а я награждена областной грамотой за подготовку дипломанта.
Планирую продолжать работу над данной темой, т.к. считаю её очень важной для учителя начальных классов
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-185149-1669538762.jpg)
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/14/picture-1037843-1526299805.jpg)
Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"
Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-23443-1547128149.jpg)
«Диагностика уровня математического развития учащихся начальных классов»
Позволяет выявить уровень математического развития учащихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-534405-1441631063.jpg)
СТАТЬЯ по теме:«Комплексное развитие учащихся начальных классов»
Плотникова Людмила АлександровнаПедагог начальных классов ГБОУ СОШ №556 Санкт-ПетербургСТАТЬЯ по теме:"Комплексное развитие учащихся начальных классов"...
Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1092911-1611658142.jpg)
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...