Главные вкладки

    Педагогика творчества
    методическая разработка на тему

    Копылова Анастасия Николаевна

    Процесс творчества включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogika_tvorchestva.docx16.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ «СОШ №11», г. Тамбов

    Копылова А.Н.

    Педагогика творчества

    Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

    Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.

    Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания:

    • знание, творчески воссозданное;
    • знание, переоткрытое самим человеком;
    • знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

    Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

    1. уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
    2. стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
    3. возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
    4. формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
    5. использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д. Пинчук, 2004).

    Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

    • проблемное обучение,
    • умение налаживать междисциплинарные связи,
    • воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
    • умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
    • развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
    • умение оценивать практические ситуации.

    В педагогическом труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма».

    Самореализация педагога может происходить двумя путями:

    • прогрессивным, творческим,

    который направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие,

    • и регрессивным,

    который ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бесконечного прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед.

    Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

    "Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

    В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

    В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

    От творчества учителя к творчеству ученика.

    Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

    Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

    Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

    Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

    Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

    Сравнительный анализ педагогики М. Монтессори и педагогики Р. Штайнера

    Педагогическая система Марии Монтессори располагает значительным резервом в организации образования детей и подростков. Она основана на гуманном отношении к детям, воспитании свободной личности в спец...