Выступление по обобщению педагогического опыта
методическая разработка на тему

Зенцова Ольга Николаевна

Деятельностный подход в обучении младших школьников через моделирование учебной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_ped._opytu_2.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.tselepolaganie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по обобщению педагогического опыта

Тема моей работы: Деятельностный подход в обучении младших школьников через моделирование учебной ситуации.

Нельзя чему-нибудь научить человека,     нужно только помочь ему обнаружить это внутри себя.

 Г Галилей

На базе нашей школы открыта муниципальная экспериментальная площадка «Эффективные формы и методы управления образования при переходе на новые образовательные стандарты». В течение двух лет являюсь членом творческой группы учителей начальной школы, которые занимаются внедрением ФГОС на первой ступени обучения. В своей инновационной деятельности приоритетным направлением выбрала деятельностное обучение.

Когда маленький человек лет шести – семи приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение. Учёба становится для него ведущей деятельностью и уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько ребёнок психологически и  интеллектуально подготовлен к школе.

        Диагностика обследования готовности детей к обучению в школе показала, что они готовы к формированию познавательных учебных действий, однако коммуникативные и регулятивные учебные действия, и мотивация в основном отсутствует. Это в дальнейшем  не даст возможности ребёнку быть успешным.

С принятием ФГОС эта проблема становится наиболее актуальной, так как главной задачей начальной школы является  формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

Без развития коммуникативных и регулятивных универсальных  учебных действий невозможно достичь метапреметных  и  личностных результатов, поэтому цель моей работы:     слайд

Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий через моделирование учебных ситуаций.

Исходя из данной цели, ставлю следующие задачи:

1. Изучить способы, методы, приёмы, методики, технологии формирования регулятивных и коммуникативных учебных действий.

        2.Сформировать у младших школьников учебную мотивацию.

        3.Развить коммуникативные навыки у обучающихся.

Поставленные задачи позволяет  эффективно решить деятельностное обучение. Само понятие «учебной деятельности» неоднозначно, нередко его рассматривают как синоним научения, учения  и даже обучения. В работах Б.Д. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой данное понятие наполнено деятельностным содержанием и смыслом.

Учебная деятельность - это деятельность, направленная на овладение обобщёнными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения учебных задач, поставленным педагогом, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. слайд

Разработчиками теории деятельностного обучения являются Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П. Я. Гальперин. Психологические основы заложены трудами Л. С. Выготским.

В стандартах 2004 года деятельностному обучению было отведено особое место, оно было представлено конкретными способами деятельности, а также применению преобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В ФГОС деятельностное обучение стало ведущим, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Основной единицей учебной деятельности в современном уроке является обучение через создание проблемных ситуаций. Как элемент педагогической деятельности использую разные виды педагогических ситуаций: слайд

  • ситуации успеха;
  • ролевые взаимодействия;
  • ситуации выбора;
  • проектная деятельность;
  • проблемная ситуация;
  • создание моделей;
  • ситуация вариативности.

Учебная ситуация имеет следующую структуру:   слайд

  1. Определение педагогических задач.
  2. Отбор учебного материала
  3. Определение способов работы.
  4. Прогнозирование действий детей.

Проектируя учебные ситуации, я строю их с учётом:    слайд

-    возраста ребенка 

  • специфики учебного
  • меры сформированности действий учащихся 

Для создания личностно-ориентированных ситуаций на уроке применяю нетрадиционные методы создания  личностно-ориентированной ситуации: Слайд (не называть)

метод экспрессии 

               метод чтения вслух

        метод развития творческого самочувствия 

        метод дискуссии;

        игровые методы.

        Как учитель начальных классов деятельностным обучением занимаюсь последние пять лет. Изучив его теоретические основы, активно внедряю его на практике. Одной из главных задач для меня является такая организация учебной деятельности, при  которой ученик становится не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения. Всегда помню китайскую мудрость, которая  гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

        На уроке даю возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего явления, понять принцип, логику в решении поставленной задачи. Наиболее ярко это проявляется на уроках окружающего мира.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что имеет ярко выраженный интегративный характер, т. е. соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.

Существенной особенностью курса является метапредметность. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В соответствии с требованиями к современной школе для реализации деятельностного подхода  использую на уроке метод моделирования учебных ситуаций.

Для уверенности в собственных силах, желании достигнуть хороших результатов, в каждом уроке я использую ситуацию успеха. При этом учитываю её структуру .           Сдайд

Применение на уроках проблемного обучения способствует развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить. Проблемные ситуации могут возникать в результате беседы, когда перед учащимися поставлена проблемная задача.      Слайд

 Тема «Вращение Земли вокруг Солнца»

  • Что было бы на Земле, если бы она не вращалась?
  • Если бы у Земли не было бы наклонной оси, что было бы?

Тема « Органы Чувств»

  • Сравните одинаковая ли жидкость налита в пробирки ( одинаковые сосуды с бесцветной жидкостью; в одной раствор соли, в другой раствор сахара). Предложите способ решения данной проблемы.

Тема « Развитие растений»

  • Не можете ли вы предположить, что происходило с семенами. Почему у них появились проростки?

Тема «План местности»

  • Живут сказочные человечки в маленьком домике. Они очень любят украшать его цветами. Вот однажды  они отправились в лес, чтобы собрать букет ароматных ландышей. От домика через кустарник  дошли до мельницы, потом по тропинке  до моста через речку, потом до дерева с красными плодами, до скамейки, до поленницы дров, а потом до рощицы, где росли ландыши.

Задание: нарисуйте обратный путь сказочных человечков.

При моделировании учебной ситуации учитываю принцип «от простого к  сложному».

В первом классе моделирование учебных ситуаций более упрощённое - это связано с физиологическими и психологическими особенностями детей.

Для активизации деятельности в начале урока в первом классе,  моделирую следующую ситуацию.                      Слайд 1 класс «Витамины»

Загадала понятие- это тема урока.

Слева, слова связанные с понятием. Справа слова, которые не относятся к данному понятию. Дополнить АВСД. Формулирую тему урока.

Моделировать учебные ситуации можно и на экскурсии.

Тема «Части растений» 2 класс                слайд

Проблемный вопрос «Почка – это часть растения».

На экскурсии рассматриваем почки деревьев, выясняем их назначение.

Выдвигаем предположение «Почка-орган растения» и приходим к выводу.

Во 2 классе  выдвигаем 2-3 гипотезы. Соблюдаем структуру эксперимента.      Слайд

2 класс «Форма Земли»

Вот ответ Вольки экзаменаторам: “Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с нее вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой “океан”. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница”.

Выдвигаются гипотезы: Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму диска.

Если Земля бы имела форму шара, то все воды стекали бы вниз, а люди умерли от жажды, растения засохли.  Дети проверяют гипотезы (док-во опыт «Движение корабля»; снимки из космоса; сила всемирного тяготения) Формулируют выводы.

Организация на уроке групповой работы весьма привлекает младших школьников. Использование работы в микрогруппах убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения - самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Особенность работы в 3-4 классах при  моделировании учебной ситуации детям предлагаю самостоятельное  проведение    опытов, составление моделей. Знакомлю учеников  с новыми терминами, развиваю умения сравнивать и самостоятельно делать выводы.

Тема «Песок и глина»

Предлагаю каждой группе детей провести по опыту и заполнить таблицу «Свойства песка и глины»

Опыт 1 определение текстуры песка и глины.

Опыт 2 определение сыпучести

Опыт 3 движение частиц вещества

Опыт 4 создание модели и её применение (создание моделей гряд из песка, глины и проведение опытов с ними)

Опыт 5 определение пластичности веществ.

В конце уроков выслушиваем представителей команд, создавая общую таблицу.

При изучении свойств воды, организую опыты, но работа усложняется движением групп по маршруту.            Слайд

Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы являются для младших школьников показателем высокого уровня развития, умения вести наблюдения.

Конечно, для младших школьников любой опыт - небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить.

 4 класс 

Особенность организации учебной деятельности на данном уроке состоит в создании противоречия

Тема «Экологическое равновесие»      слайд

Работа в парах организуется на составление взаимосвязей между элементами живой и неживой природы. Моделируем схему. По словарю выясняем понятие «равновесия». Пробуем нарушить равновесие, убрав один из элементов цепи питания. Появляется понятие «нарушение противоречия». Изучая дополнительные источники, делаем выводы, что причиной нарушения равновесия является человек.

 Проблемное обучение позволяет мне решить целый комплекс педагогических задач.  Слайд

По времени учебные ситуации делятся на кратковременные, проводятся  на уроке,  и продолжительные, решение которых требует определённого времени (3-4 урока).

 Урок окружающего мира 2 класс

В теме «Развитие растений». На  уроках проводится изучение условий произрастания растений. Детям предлагаю провести эксперимент: сравнить сроки появления всходов у семян.

Перед экспериментом выдвигаю гипотезу: «что получится если…». В данном случае я предлагаю предположить, при каких условиях растение будет развиваться быстрее. Результаты наблюдений записываем в дневник.

 При изучении новой темы стремлюсь, чтобы и домашние задания носили проблемный характер. Использую ситуацию несоответствия Подумай, почему ранней весной на данной территории было больше всходов клёна, а не берёзы, хотя семян у неё больше, чем у клёна?

В процессе естественнонаучного эксперимента я часто прибегают к моделированию.  В некоторых случаях моделирование исследуемого объекта – это единственное средство реализации эксперимента ввиду масштабности объекта, либо каких–то других причин. Круговорот воды в природе, части растений; модели вулкана, горы и равнины».

Особую роль на уроках окружающего мира я отвожу и проектной деятельности. Темы проектов подбираю такие, чтобы они были связаны с реальной жизнью, были полезны и интересны ребятам. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.                                         Слайд (проект деят.)

Слайд (графики) Чтобы проанализировать эффективность и результативность моей  педагогической практики, совместно с психологом было проведено повторное диагностическое исследование учеников 3 «г» класса, которое показало, что уровень школьной мотивации повысился на 8 % (возросло количество ребят со средним уровнем мотивации). На 12% увеличилось количество школьников со средним уровнем коммуникативно-речевого действия. Уровень сформированности саморегуляции  в интеллектуальной деятельности учеличился на 15 % (4 человека, было 8 стало 12 чел.). Метапредметность предмета «Окружающий мир» позволила повысить качественную успеваемость в среднем 2,5 %.

Предметные результаты. Реализация деятельностного подхода в обучении помогает добиться высоких результатов в учёбе. Основными достижениями моих учеников  стали: победы в интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Тропинка»; в школьных и городских предметных олимпиадах. В рамках проведения недели русского языка мои учащиеся стали победителями в нескольких номинациях.

Принимали участие в конкурсе посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, есть победители.

Накопленным опытом делюсь с коллегами, а именно

        1. Участие в работе экспериментальной площадки «Эффективные  формы и методы управления образования при переходе на новые образовательные стандарты»(2011 год) .

2. Участие в инновационной программе «Сетевой город» (2011 год).

3.Шмо выступление «Формирование здорового образа жизни в учебной деятельности младших школьников» (2010 год);

                  4.Показ мастер-класса «Деятельностный подход в обучении младших школьников через моделирование учебной ситуации» (2012 год)

                 5.Педсовет: выступление « Применение деятельностного подхода на уроках русского языка» (2011 год), «Мотивация – один из важнейших компонентов в обучении» (2011 год).

       Однако остались и проблемы:

 1) самостоятельное осмысление и выполнение учебной работы в классе и дома;

2) формирование умения анализировать и обобщать.

В своей работе я вижу следующие перспективы:

  • продолжить работу по созданию учебных ситуаций на уроках математики, русского языка, литературного чтения.
  • Создать методическое пособие по окружающему миру.



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Тема: Особенности целеполагания на уроках окружающего мира (программа «Школа России»).

 

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации Формирование  регулятивных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)

1-й класс

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2-й класс

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 

3-4-й класс

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока. 

III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

- Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

- Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?

- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

- С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД:  общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы.

 1. Узнать, что такое витамины.

2. Узнать, какие бывают витамины.

3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД :

 общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Данная группа УУД прослеживается на разных этапах урока (Приложение № 4)

Формирование  познавательных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)

1-й класс

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты, называть их тему.

2-й класс

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

Обобщение педагогического опыта по теме "Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации."

 Проблемы адаптации первоклассников являются очень  актуальными для системы образования. Ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется и ждет поддержки  и опоры от взрослых &mda...