статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников"
статья на тему

Дубова Ольга Анатольевна

статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников". Технология этического диалога разработана Шемшуриной А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_eticheskogo_dialoga.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МОУ Лицей г.Истры

Московской области

Дубова Ольга Анатольевна

«Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников»

I.Сущность диалоговой  технологии

     Основывается на методологических подходах отечественных ученых: концепция мира и человека в мире М.М. Бахтина, концепция диалога культур B.C. Библера, учение об ассоциативном мышлении Ю.А. Самарина; идеи демократизации, гуманизациии, гуманитаризации образовательного процесса (Б.И. Канаев, Г.Н. Тарасова, В.Н. Мещеряков).

1)Цель использования технологии:

Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающей обогащение опыта   творческой деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы мультикультурного воспитания школьников.

2)Описание порядка использования  технологии  в практической  деятельности:

Технология организации и проведения дискуссии

  1. Организационно-содержательный этап:
  • постановка проблемы;
  • осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой, актуализация ранее полученных знаний;        
  • творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
  1. Организационно-коммуникативный этап: (организация    взаимодействия    в    группе (классе):
  • распределение ролей в группах-командах;
  • выполнение коллективной задачи;
  • согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
  • соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.

3.  Результативный этап:

  • - переработанная информация,  для убедительного изложения;
  • представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
  • выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
  • возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора.
  1. Рефлексивный этап:
  • резюме сказанного по основной теме;
  • обзор представленных данных, фактических сведений;
  • суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
  • переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов, анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

3)Результат использования технологии:

Результативность диалоговой  технологии  определяется уровнями сформированности диалоговой культуры учащихся: высокий, выше среднего, средний, низкий.

II.Технология этического диалога

На уроках ОРКСЭ я использую технологию этического диалога, разработанную А.И.Шемшуриной.

Специфика технологии этического диалога заключается в ее направленности на осмысление стержневых оснований нравственной жизни человека, что позволяет рассматривать процесс диалогического взаимодействия в качестве метода воспитания школьника как субъекта нравственного развития.

 Технология направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно-значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.


Базовым понятием рассматриваемой технологии является понятие «этический диалог».

Задача учителя заключается в том, чтобы построить этический диалог таким образом, чтобы в итоге учащиеся пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных, терминальных ценностей в решении данной проблемы.

Каждый возраст требует своих средств и методов, специфики моделирования диалогического взаимодействия.

Я работаю с младшими школьниками, поэтому акцент делаю на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Диалог строю как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В канву сюжета включаю методики, корректирующие взаимоотношения детей в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.

Конструирование этического диалога осуществляется в следующей логике:

1) завязка, выявляющая проблему;

2) процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;

3) точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;

4) нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;

5) открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

1)Вывод школьников на проблему. 

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма, притчи и т.д.

2)Построение логической цепочки развития мысли.

Основные вопросы данного этапа «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру.

3)Обращение к личности ребёнка. 

Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

4)Точка наивысшего напряжения как кульминация 

сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

5)Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и само осмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Литература.

1.Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования // Этическое воспитание. - 2007. - №5.

2. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманитарный  изд. центр ВЛАДОС, 1999.-112 с. - (Воспитание и доп. образование детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомитьс...

Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,  - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....

Притча, как средство для духовно- нравственного развития школьников

Я с радостью хочу сообщить вам, что нашла ключик к сердцу моих учеников. Это притчи.  Ребятам очень нравится слушать поучительные истории и с самого первого класса с удовольствием слушают и береж...

Игровые технологии как средство совершенствования речевого развития школьников

Использование игровых технологий для развития речи учащихся...

ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Диалог является важным для формирования духовно – нравственного воспитания, так как слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педаг...