Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.
статья на тему

Турикова Ирина Сергеевна

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомиться с музыкальным искусством, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с музыкальным искусством, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. [6, c. 44]

Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. [3, c. 105-107]

Ю. Б. Алиев считает, что песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую мы будем петь. [5, c. 23]

У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. [2, c. 63]

Г. П. Сергеева писала, что пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. [4, c.16-17]

Т. А. Бейдер полагает, что песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом  исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащает опыт вокальной импровизации. [6, c. 48]

Коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте являются так же одним из видов музыкальной деятельности духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности. Всё это способствует развитию у детей товарищеских чувств и сопереживания. [4, c. 51-53]

Н. В. Новиков считал, что развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения-переживания окружающего мира в доступных для детей формах.

Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью и т. д. [1, c. 206]

Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных ритуалов, праздников, на уроках. Данная точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешней стороне. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове учителя. Исполнение произведения предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и «оправдывающий» свое словесное окружение. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности», главное — не только «обучать», но и обеспечить «влияние» на нравственность. [7]

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение.

Игра на детских музыкальных инструментах является одним из видов музыкальной  деятельности. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах и ударно-шумовых инструментах (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Это воспитывает в них терпеливость, усидчивость. Игра в ансамбле сложнее, чем индивидуальная игра на инструменте, ребёнок это понимает и начинает с уважением относиться к товарищам и легко воспринимает замечания к его действиям. [2, c. 64-65]

Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы ученики стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и чувствительность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. Песня утверждает поэтическое видение мира. [6, c. 44-48]

Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач педагога состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания. [7]

А. Б. Маслов придавал большое значение слушанию классической музыки, т. к. по его мнению, она формирует у младших школьников основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственного становления личности. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать различные музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом. [3, c. 107]

Из всего выше сказанного следует, что музыкальное искусство оказывает большое влияниенадуховно-нравственное развитиеличности младших школьников.

Список литературы:

1.        Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. [Текст] /Э. Б. Абдулин//-М.: Просвещение, 2009.-С.63-66

2.        Абдуллин,  Э. Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] /Э. Б. Абдулин//-М.: Академия, 2010.- С.206-207

3.        Гегель, Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки. [Текст]/Г. Ф. Гегель//-М.: Просвещение, 2009.-С.105-107

4.        Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. [Текст]/Б.Т. Лихачёв//-М.: Просвещение, 2010.-С.59-63

5.        Мухина, В. С.  Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст]/В.С.Мухина//-М.: Просвещение ,2009.-С.300-301

6.        Савинов, Е.С. Стандарт второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательго учреждения[Текст]/Е.С. Савинов//-М.: Просвещение, 2010.-С.12-16

7.        http://festival.1september.ru/articles/212640/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...