"Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения".
статья на тему

Годер Анастасия Валентиновна

Выступление на педагогическом совете по теме: "Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения". Практическая часть - формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме: «Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения»

Введение.

Перед современной школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребёнка. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, всесторонний учёт способностей, наклонностей и интересов ребёнка, иначе говоря, современная педагогика всё больше обращается к индивидуальным особенностям каждого ученика.

Учитывать индивидуальные способности,  особенности, возможности, а также и  трудности в обучении  школьников очень важно при работе  в современной школе.         

1.1. Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Учителю надо организовать учебный процесс так, чтоб он был доступен для  каждого ученика.

Это требование находит отражение в педагогической теории под заглавием принципа индивидуального личного подхода.

Личный подход обеспечивает:

. устранение проблем в учении отдельных школьников.

. возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Нужной предпосылкой удачной реализации личного подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слова поощрения, одобрения за успешный ответ, прекрасно написанную строку дают больший итог, чем грубое замечание, крик. Ученик, в особенности слабый, обязан быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, что он, видя даже самое маленькое продвижение, радуется совместно с ним.

Естественно, таковая позиция не понижает требовательности к ученику. Эти общие положения в особенности важны при личном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая принципиальная предпосылка воплощения личного подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, к его возможностям и особенностям.

Реализация личного подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие».  Это динамичный процесс, протекающий совместно с развитием и конфигурацией ребёнка, уровень его знаний, умений и навыков, развитием и конфигурацией интересов и склонностей, в согласовании, с чем меняются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому принципиально созидать перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Личный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные меж собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

систематическое исследование каждого ученика;

постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

выбор и применение более эффективных средств личного подхода к ученику;

фиксация и анализ полученных результатов;

постановка новейших педагогических задач.

Принципиально отметить, что в личном подходе нуждается и вправду каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой особенности.

Индивидуализация – это воплощение принципа личного подхода, это организация учебного процесса с учётом личных особенностей учащихся, которая дозволяет сделать рациональные условия для реализации реальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения ориентирована на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и настоящими способностями каждого ученика.

Необходимо создавать оптимальные условия для развития личности, наиболее полного учёта индивидуальных различий учащихся. Путь создания этих условий – дифференциация обучения.

Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением".

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается обычным только для определённой части учеников, для остальных он очень стремительный, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, практически неразрешимой неувязкой, а для остальных она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети соображают после первого чтения, иным требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря по-другому, удачливость усвоения учебного материала, темп овладения им,  осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной лишь деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе чертами восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать нехорошие последствия схожих противоречий, усилить положительные, т.е. сделать такие условия, при которых стало бы вероятным внедрение фактических и возможных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение данной практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и личного подхода к ученикам.

При работе учителю  необходимо использовать  индивидуально-дифференцированный подход. Он направлен на создание благоприятных  условий обучения, учитывающих   индивидуальные особенности каждого ребёнка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.)

Перед учителем стоит сложная задача – раскрытие возможностей учеников, их индивидуальных особенностей и понимание характера трудностей, которые испытывают в процессе обучения некоторые учащиеся.

Подводя итог,  можно сделать некие выводы:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей личные особенности каждого учащегося.

2. Внедрение дифференциации в процесс обучения создаёт способности для развития целенаправленной личности; для повышения активности и усиления мотивации учения; сформировывают прогрессивные педагогические мышления.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие особенностей ребёнка, воспитание такового человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель обязан опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

. быть единой для всех групп учащихся;

. показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель обязан иметь возможность созидать рост ученика и учесть его;

. наглядно представлять способности коллективной работы с различными группами учащихся;

. представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Таким образом,  реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать  процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.

1.2. Практическая часть – использование дифференцированного подхода на уроках.

Рассмотрим реализацию дифференцированного подхода на уроках.

Для использования интеграционного метода  учителю необходима большая подготовка. Надо тщательно продумать структуру урока, подобрать виды заданий для каждой группы учащихся так, чтобы все ребята справились с этим заданием, используя свои знания, практические навыки и умения; необходимо продумать формы работы и проверки выполнения заданий.

Желательно работу на уроке организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Конечно же, это огромная работа. И легче она проводится, когда идёт закрепление и повторение темы.

Возьмём пример урока русского языка.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах  является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость, значит научить детей видеть орфограммы.

Мои ребята выделяют все орфограммы (безударные гласные в корне; парные согласные в середине и в конце слов; непроизносимые согласные и

т.д.). В 4 классе эта работа доводится до автоматизма. Работа, по выделению орфограмм, учит детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, то есть подбирать проверочные слова. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании той или иной буквы.

Итак, рассмотрим некоторые моменты урока русского языка. Тема урока «Упражнения в склонении имён существительных и распознавании падежей».

Урок русского языка начинается всегда с чистописания. В нашем классе уже с первого этапа урока идёт работа по разным уровням (группам).

В работе каждой группе учащихся помогают наши друзья, которые дают задания учащимся:

КОТЁНОК «КИС»

        ЩЕНОК «ТЯПА»

        МЕДВЕЖОНОК «ФАНТИК» - он самый смышленый.

  1. Допустим, на уроке пишем букву «Ц» (первая строка)
  • Даём характеристику этой букве.

- Какой звук она обозначает? (согласный, непарный, глухой),

т. е. идёт звуковой анализ, который необходим в дальнейшем при звуко-буквенном разборе слова.

  1. Вторая строка: слова начинаются с этой буквы (перед записью определяются орфограммы)

Цветочки, цепкий, цеплять.

ЗАДАНИЕ: общее (для всех) – определить части речи.

Затем наши друзья дают свои задания:

имя прилагательное разобрать по составу;

имя существительное разобрать по составу;

        обратить внимание на слова «цепкий и цеплять»

- Что это за слова? (родственные)

- Докажите. Напишите ещё два однокоренных  слова, выделите корень.

3. Третья строка: письмо предложения, начин.  с буквы «Ц».

Целый день светило яркое солнце.

ЗАДАНИЕ: списать предложение, выделяя орфограммы.

Котёнок «Кис» даёт задание своему ряду: разобрать предложение по членам предложения и составить схему;

Щенок «Тяпа» - разбор предложения, схема и словосочетания;

«Фантик» - разбор предложения по членам и изменить предложение так, чтобы в нём были однородные члены.

Всем: определить падеж существительного «солнце».

ПРОВЕРКА: слабые и средние проверяют члены предложения и схему с доски;

сильный ученик этого ряда проверяет словосочетания. Все вместе падеж существительного «солнце».

задание этого ряда проверяют все и отмечают лучшее предложение.

Работу можно проверить в игровой форме.

  • Наши друзья приготовили вам слова

 труд                       страна        словарь

ЗАДАНИЕ:  надо просклонять эти имена существительные

Во время проверки работы опять зовём своих друзей. КОТЁНОК «КИС» приглашает учеников своего ряда к доске (ученики по одному выходят и записывают слово); ЩЕНОК «ТЯПА» учеников своего ряда; МЕДВЕЖОНОК  - своего ряда.

Таким образом, проходит проверка.

Заключительный вопрос: что значит просклонять слово? (изменить окончания по падежам)

  • Затем можно вспомнить несклоняемые имена существительные и провести разноуровневую работу с этими словами.

Например, звуко-буквенный анализ по рядам:

кино        пальто        шоссе (по одному у доски,       затем проверка)

  • В процессе урока выполняются упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежей.
  • Можно использовать задание на повторение.

- Что это?(показываю модель корня дерева).

- Это главная часть дерева.

- Что такое корень в русском языке? (главная одинаковая часть слова)

ЗАДАНИЕ: подобрать однокоренные слова.

ПРОВЕРКА: с каждого ряда по сильному ученику проходят и проверяют работу.

- Кто больше всех придумал слов  с каждого ряда?

За работу на уроке, правильные ответы я в течении урока раздаю смайлики.

В конце урока обязателен итог урока.

Объём работы на таких уроках очень большой. А как же проверка выполнения заданий? Проверку можно проводить разными способами:

  1. проверка у доски;
  2. ребята очень любят самопроверку (поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга);
  3. сильные ученики проверяют работу учеников своего ряда;
  4. некоторую работу проверяет учитель (особенно свою помощь оказывает учитель слабым ученикам)

В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций, невнимательность и т.д.) и своевременно помочь в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем он имеет возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.

Такая организация работы требует продуманности и она рациональна:

  • во-первых, все дети принимают активное участие в ходе работы на уроке;
  • во-вторых, учитель имеет возможность проанализировать усвоение учебного материала всеми учениками; выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
  • в- третьих, каждый учение убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием;
  • в-четвёртых, помощь учителя, иногда подсказки слабым ученикам, направляют его работу, появляется уверенность в собственных силах;
  • в-пятых, воспитываются ценные качества личности – способность к умственному труду, поисковой деятельности, самостоятельности;
  • в-шестых, формируется орфографическая зоркость, устойчивые орфографические навыки (и в этом помогает выделение орфограмм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения

Дифференцированный подход к процессу обучения - тот самый золотой ключик, который поможет многим ученикам открыть дверцу в удивительную страну знаний....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...

Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.

Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...