Аналитическая справка по применению технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
материал на тему

Башмакова Асия Ягфаровна
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива, состоящая из педагога и учащихся. Реализация данной технологии осуществляется за счет организационных форм по следующим направлениям - учеба, труд, игра, досуг, нравственное воспитание и являются, по мнению автора, основополагающими в воспитательном процессе. Цель использования технологии:  способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. При создании комплексной воспитательной программы «Вокруг тебя – мир» опиралась на данную технологию, старалась соблюсти главные принципы и приоритетные ценности. Главные принципы: --- принцип гармонии: единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самодеятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты; --- принцип единства семьи и школы в воспитании. Чтоб хорошо учить и воспитывать детей надо знать хорошо их родителей, семью; --- культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

Башмакова А.Я.

Аналитическая справка

по применению технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива, состоящая из  педагога и учащихся. Реализация данной  технологии осуществляется за счет организационных форм по следующим направлениям -   учеба, труд, игра, досуг, нравственное воспитание и являются,  по мнению автора, основополагающими в воспитательном процессе.

Цель использования технологии:

  • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.  

При создании  комплексной воспитательной программы «Вокруг тебя – мир» опиралась на данную технологию, старалась соблюсти главные принципы и приоритетные ценности. 

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные принципы:
--- принцип гармонии:  единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самодеятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты;
--- принцип единства семьи и школы в воспитании. Чтоб хорошо учить и воспитывать детей надо знать хорошо их родителей, семью;
--- культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные приоритетные ценности:  

---совесть, добро, справедливость.

Учащимся предложила выбрать законы воспитания в ГПД. После обсуждения мы пришли к выводу, что все законы воспитания, предложенные В.А. Сухомлинским, являются важными и выполнимыми для ГПД.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные законы воспитания:
---радости:     долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.
---красоты:     будь красив сам и береги красоту вокруг.
---доброты:    будь отзывчив и внимателен к людям.
---уважения:  если хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай других.
---чистоты:    чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
---вежливости:  каждый твой поступок отражается на других людях.
---ответственности: каждые должен видеть последствия своих поступков и отвечать за них.
---дружбы: хочешь иметь друга – будь сам другом. Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка.

Выбор направлений воспитательной деятельности обусловлен необходимостью   воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, привития чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества, принимая во внимание основополагающие направления воспитательного процесса  В.А. Сухомлинского - учеба, труд, игра, досуг, нравственное воспитание.

И так, остановимся подробнее на направлениях,  и как на практике, в моей педагогической деятельности они реализуются. Прежде всего – это:

 1.организация разнообразных форм: классно – урочной, индивидуальной, групповой  деятельности.

2. Проведение бесед, клубных часов, тематических экскурсий, КТД

3. Участие  в общешкольных и районных мероприятиях, акциях.

4. Включение детей в труд с учетом физиологии детей младшего школьного возраста в форме самообслуживания.

Личностно - ориентированное направление нацелено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек  и отражает главные идеи и принципы В.А. Сухомлинского. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Добиться положительных результатов в нравственно - патриотическом, гражданско – правовом, семейном, экологическом воспитании и краеведении помогали клубные часы, КТД и мероприятия такие, как: 

--Беседы о правилах поведения в школе, в общественных местах.

--Беседа «Доброе братство лучше богатства».

--Беседа. «Настоящий мальчишка, какой он?»

--Беседа  «Царство Закон»

--Час поэзии  «Мама – главное слово». 25 ноября - День матери.

--«Все работы хороши». Интерактивная беседа

--Беседа. «Профессии моих родителей».

 --«День добрых дел».

--Цикл бесед «Моя Малая Родина».

--Литературный час  «Хвала и честь героям».   

 --Беседа «Герой из 2 «А».

--Акция «Поздравляем Защитников Отечества». Изготовление открыток своими руками.

--Акция «Свет в окне». Поздравление ветеранов В.О.в. Изготовление открыток своими руками

 --Изучение ПДД в игровой форме

--Беседа « Правила пожарной безопасности».

--Беседа «Будь с огнём осторожен всегда».      

Урок Мужества «Горячее сердце»

Конкурс проетов «Я люблю Богородский край»

--Музыкальная гостиная и др. 

Наряду с беседами использовала  формы работы - чтение, рисование, дидактические, ролевые игры, лепку, конструирование из бумаги, викторины и др.

Большое значение в личностно – ориентированном направлении имеет трудовое воспитание. Здесь в роли постулата опираюсь на закон воспитания Сухомлинского: «Трудись сам и уважай труд других людей». Детей приучала к труду  с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, использовала элементарные приемы труда,  знакомила с профессиями взрослых людей, воспитывала чувства уважения к людям любой профессии.

 Культурно – просветительское направление преобладало литературное, изобразительное, музыкальное и драматическое творчество.

---Беседа «Вежливые слова».

---Практическое занятие « Правила поведения за столом».

---Инсценировка рус. нар. сказки «Репка».  

---Литературная гостиная:

---Игра «По страницам детских книг».                                                                        

---Музыкальная гостиная «Слушаем и поём».      

--Выполнение поделок из природного материала.

--Конкурс рисунков « Краски осени»

--Конкурс рисунков «Зимняя сказка».

--Выставка рисунков «Весенние мотивы».                                 

--Выставка рисунков «Праздничный салют».

--Мастерская Деда Мороза. Украшаем класс к Новому году.

 --Мастерская « Умелые руки»- объёмные аппликации, оригами, техника торцевания.

 Все коллективные дела побуждали учащихся к поиску новых знаний,   к  расширению своего кругозора,  к развитию любознательности;

совершенствовали память, внимание, воображение, мышление, восприятие;

формировали у детей образную, выразительную, правильную речь;

учили видеть  красоту в природе,  человеке, поступках, искусстве и жизни;

 развивали культурные взаимоотношения детей в коллективе.

  Коммуникативное направление  интегрируется во все направления деятельности воспитателя.  Группа продленного дня - это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружить, быть добрым, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе. В течение учебного года обучала детей коммуникативным навыкам, развивала чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других,   умения выслушать другого человека, способности к  сочувствию, сопереживанию, развивала способности к самоанализу. В конечном итоге формировала  умения и навыки в сфере общения.  Особенно это удавалось во время совместных занятий по интересам,  коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.                                                            

Результатами использования технологии гуманного коллективного воспитания                                          В. А. Сухомлинского считаю:

1.Освоение главных законов и  ценностей  воспитания.

2.Обогащение нравственно – эстетического,  познавательного опыта ребенка. 

3. Умение формулировать и выполнять собственные нравственные обязательства.  

4. Формирование экологической  культуры.

5.  Формирование навыков  самообслуживания.

6. Участие в общешкольных и районных мероприятиях.

Использование данной педагогической  технологии позволяет воспитать многогранную личность, соответствующую модели выпускника современной школы. В заключение хочется привести слова Сухомлинского «Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского и совета Д. Карнеги

заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинскогои советы Д. Карнеги...

Применение технологии портфолио в начальной школе как эффективное средство воспитания.

Современная школа должна воспитывать ученика, востребованного обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса. Одним из средс...

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского.

Главная цель:  нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания:  умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцель:  воспитание гуманистических отно...

Аналитическая справка по применению технологии КТД И.П. Иванова.

Воспитательный процесс – это быстро текущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование ...

Технология гуманного коллективного воспитания

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неуда...

Конспект занятия с применением современных образовательных технологий Тема: Коллективная работа по изготовлению макета по правилам дорожного движения.

знакомить с технологией и приемами изготовления простейшего макета, с применением объемного моделирования и аппликации....